Лучший педагог года

Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Евгения Николаевна Яровенко
Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

д/с № 33 «Дельфин»

Родительское собрание на тему: «Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».

Форма проведения : семинар-практикум.

Подготовили: воспитатели группы № 9 компенсирующего вида для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) Рубцова Лидия Ивановна Яровенко Евгения Николаевна логопед Шкадина Мария Викторовна

Гремячево, 2017 год

Публикация «Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах

Семинар-практикум по теме: «Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Форма проведения : семинар-практикум.

Цель семинара-практикума: повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах развития фонематических процессов, автоматизации и дифференциации поставленных звуков у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Установление партнерских отношений с семьей ребенка с нарушением речи, создание атмосферы общности интересов.

2. Повышение педагогической компетенции родителей, пробудить в них интерес и желание участвовать в коррекции речи своего ребенка.

3. Познакомить родителей воспитанников с играми и упражнениями, направленными на развитие фонематических процессов, автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков детей, которые можно организовать в домашних условиях.

Участники: родители, логопед, воспитатели логопедической группы.

План проведения:

1. Вступительное слово (введение в проблему) : «Развитие фонематических процессов – одно из важнейших условий подготовки детей к школе».

2. Презентация: «Играем - фонематический слух развиваем.

3. Практикум для родителей: «Игра – как средство развития фонематических процессов».

4. Подведение итогов. Рефлексия.

Ход мероприятия

1. Подготовительный этап.

1. Разработка сценария собрания-практикума.

2. Подготовка необходимого оборудования и материала для проведения мероприятия.

3. Подготовка презентации «Игры на развитие фонематического слуха детей».

4. Подготовить памятки для каждого родителя на тему: «Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста».

2. Вступительное слово воспитателя на тему: «Развитие фонематических процессов – одно из важнейших условий подготовки детей к школе».

Тема родительского собрания «Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста» выбрана не случайно. Приближается тот день, когда ваш малыш впервые войдет в школьный класс. И какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Как же помочь ребенку быть успешным в школе?

Мы сегодня и поговорим с вами о развитии фонематических процессов, так как развитые фонематические процессы – это и есть база, на которой впоследствии формируются умения читать и писать. И если у ребенка нарушены или недостаточно сформированы фонематические процессы, это может помешать овладению процессами чтения и письма.

Давайте, попробуем разобраться, что же такое фонематические процессы (родителям предлагается немного теории для уточнения новых понятий). Фонематические процессы включают в себя :

- фонематический слух;

- фонематическое восприятие;

- фонематические представления;

- фонематический анализ и синтез.

Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Из-за недостаточно развитого фонематического слуха начинается ряд проблем: ребенок не может отличить парные согласные (твердые-мягкие, глухие-звонкие, путает свистящие и шипящие звуки, путает буквы.

Фонематическое восприятие - специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. Это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?

Если фонематическое восприятие плохо развито, то возникают трудности в усвоении букв, а также в заменах звуков сходных акустически и артикуляторно (б-п, д-т,ж-ш,с-ш, и т. д.).

Фонематический анализ и синтез - умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова.

Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе правильного произношения, понимания речи, грамотного письма и чтения в процессе школьного обучения.

При недоразвитии этой функции наблюдаются следующие ошибки: побуквенное чтение, искажение звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении: паста-"паса", марка-"мара", куртка-"курка"; во вставках гласных между согласными при их стечении: паста-"пасАта"; в перестановках звуков: утка-"тука"; в пропуске и вставках звуков при отсутствии стечения согласных в слове; в пропусках, перестановках слогов: лопата -"лата","лотапа".

3. Презентация: «Играем - фонематический слух развиваем».

Так как ведущей деятельностью у дошкольника является игра. Поэтому и развивать фонематические процессы будем посредством игр и игровых упражнений. Девиз нашей работы должен быть: «Играем - фонематический слух развиваем».

4. Практикум для родителей: «Игра – как средство развития фонематических процессов».

Сейчас, уважаемые родители, давайте вместе со мной поиграем в эти обучающие игры. Вы выступите в роли своих детей.

Игра «Любопытный» (игра с мячом).

Цель: развивать умение подбирать слова на заданный звук.

Предлагаем вашему вниманию игру «Любопытный». Я задаю вопрос, каждому из вас по очереди, а вы придумываете ответы, так чтобы они начинались с определенного звука, например со звука М.

1. Где вы живете? (в Москве)

2. Любимое ваше блюдо?

3. На каком транспорте вы предпочитаете передвигаться?

4. Назовите любимую сказку?

Как вы думаете, что мы развиваем у детей этой игрой?

Ответы родителей.

Игра «Найди пару».

Цель: упражнять детей в подборе слов, похожих по звучанию, развивать фонематический слух.

Родителям предлагаются карточки с изображениями: рак, стрекоза, заяц, мишка, жираф, мышки, мак, коза. Родители должны найти пару картинок, похожих по звучанию.

Игра «Назови первый звук в слове».

Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.

Воспитатель показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Затем показывает игрушки других домашних животных и просит: «Назовите первый звук в слове». Обращать внимание на то, что звуки надо произносить чётко.

5. Подведение итогов родительского собрания.

Воспитатель раздает памятки - консультации для родителей «Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста».

Вот наша встреча подошла к концу. Я надеюсь, что вы время провели не зря, если у вас возникли вопросы, я буду рада на них ответить. Очень надеюсь, что смогла убедить вас в значимости развития фонематических процессов для ребенка дошкольного возраста и в том, что только совместными усилиями мы поможем каждому ребенку хорошо подготовиться к школе. Предлагаю поделиться своими мыслями о том, что вы открыли для себя нового.

Далее используется прием «Чудесная сумка». Воспитатель предлагает участникам родительского собрания ответить, что они хотели бы положить в сумку и взять с собой в будущее из приобретенных знаний, умений и навыков.

Раздача памяток-консультаций «Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста».

Публикации по теме:

Консультация «Формирование и развитие системы ценностей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с помощью игр и игрушек» Макарова Наталья Владимировна МАДОУ №31 «Аистёнок» г. Южно-Сахалинск Учитель-логопед «Формирование и развитие системы ценностей у детей.

Обучение пересказу детей старшего дошкольного возраста с ОНР ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР. I. РОЛЬ ПЕРЕСКАЗА В ФОРМИРОВАНИИ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ К числу важнейших.

Цикл игр и упражнений по формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР lll уровня Цикл игр и упражнений по формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Одна из актуальных проблем.

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедических игр и упражнений Правила образования грамматических форм слов, словосочетаний и предложений составляют суть грамматического строя языка. С учетом постоянного.

Игры по развитию психических процессов для детей старшего дошкольного возраста ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, МЫШЛЕНИЯ Будь внимателен! Цель – стимулировать внимание, обучение быстрому и точному реагированию на.

Игры по развитию фонетико-фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста Игры, представленные в презентации позволяют совершенствовать фонетико-фонематические представления у детей старшего дошкольного возраста.

Использование компьютерных технологий при коррекции фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи Сегодня уже ясно, что человек не сможет жить в информационном обществе будущего, не владея так называемой компьютерной грамотностью, то.

Мастер-класс для родителей «Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста» педагог – психолог МДОУ Детский сад № 20 «Рябинушка» С. Ю. Заноздрина сентябрь 2017 год старшая группа «Ромашка» Цель: Овладение родителями.

Презентация «Формирование фонематических процессов у дошкольников 2–7 лет» Актуальность: Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово,.

Обоснование темы самообразования «Формирование лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» Усваивая родной язык, ребенок усваивает не один только слова…но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Опубликовано: 5 марта 2018 в 18:23
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Николаевна Яровенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД