Юлия Чистякова
Понятие инициативы и ее проявление в речевой деятельности детей дошкольного возраста
Понятие инициативы и ее проявление в речевой деятельности детей дошкольного возраста
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросу поддержки инициативы детей в речевой деятельности.
«Что такое инициатива?
Это то, что человек делает так,
как надо, хотя его об этом не просят»
Элберт Грин Хаббард
Публикация «Понятие инициативы и ее проявление в речевой деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке и т. д., зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа через решение следующих задач:
• Овладение речью как средством общения и культуры
• Обогащение активного словаря
• Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
• Развитие речевого творчества
• Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
• Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
• Формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а также поддержка детской инициативы в различных видах деятельности.
В педагогическом словаре отмечается, что понятие «инициатива» можно определить как почин, «первый шаг», внутреннее побуждение к новым формам деятельности или руководящая роль в каком-либо действии.
Одним из способов поддержки детской инициативы является создание условий для свободного выбора детьми речевой деятельности, а также участников совместной деятельности.
В дошкольном образовательном учреждении во всех возрастных группах выделяются места для организации самостоятельной речевой деятельности - книжный уголок. Это полочка-витрина и стол, где дети могут рассматривать книги и иллюстрации, обмениваются впечатлениями о просмотренном; альбомы с детскими фотографиями, отображающими различные события из жизни детей, фотографии членов их семьи;, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно, не боясь высказывать СВОЁ собственное мнение в соответствии с собственными интересами, делать выбор, т. е. проявлять инициативу. Место для подбора материалов и оборудования, его содержание зависит от возраста детей и тех задач, которые решаются в данный период времени.
Но стоит заметить что, не все дети занимают активную позицию, не могут определиться с видом деятельности и тогда задача воспитателя оказать помощь, что и является еще одним способом поддержки инициативы. Важно наличие партнерской позиции взрослого, взаимное уважение между воспитателями и детьми. Педагог должен развивать активный и пассивный словарь детей, постоянно обогащать их словарный запас, поощрять к использованию новых слов, ежедневно использовать в работе с детьми дидактические речевые игры, отгадывание загадок, применять пословицы и поговорки, образные выражения. В качестве одной из добрых традиций практикуется ежедневное чтение детям. Время для чтения выбираем дневное, когда в группе много детей. Для того, чтобы как можно больше детей участвовали в обсуждение прочитанного, высказывали свои впечатления. Поощряем стремление ребенка делать собственные умозаключения, внимательно выслушивать все его рассуждения, относиться к таким попыткам внимательно с уважением, поддерживать стремление ребенка рассказывать о личном опыте.
Активное речевое взаимодействие воспитателя и детей возможно при правильной организации детей – это еще один не мало важен способ поддержки инициативы. Можно применять различные виды занятий (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные). В нашей практике организация работы детей в минигруппах, когда 3-4 ребенка выполняют одно общее задание, дает возможность слушать друг друга, рассказывать по очереди.
Речевая активность важна не только на занятиях по речевому развитию, но и в других образовательных областях.
Средством для развития речи также являются многочисленные виды театров: пальчиковый театр, театр би-ба-бо, настольный
Театр, театр игрушек, театр на фланелеграфе, элементы костюмов для персонажей (маски, юбки, сарафаны, платочки, шапочки) и т. д.
«Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».
Ш. Амонашвили.
Спасибо за внимание!