Папки-передвижки

Понятие и клиника алалии

Марина Хохлова
Понятие и клиника алалии
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд 2 Алалия — это недоразвитие или грубое нарушение развития речи у ребенка, возникающее в доречевой период, имеющее системный характер и обусловленное патологией ЦНС определенных зон коры головного мозга.

Слайд 3 Рассмотрим основные составляющие этого определения. Недоразвитие речи проявляется в ее отсутствии или крайне малом объеме у детей в период онтогенеза, когда она должна появиться. Термин алалия происходит от греческого lalio — «говорю» и отрицания «а».

Публикация «Понятие и клиника алалии» размещена в разделах

Системный характер алалии означает, что при ней страдает не какая–либо одна, а практически все стороны речи — и фонетико-фонематическая, и лексико-грамматическая, и синтаксическая. Это вытекает из системного строения самой функции и системного соотношения её частей.

Обусловленность алалии патологией ЦНС в доречевой период указывает на то, что алалия — следствие каких-либо ранних патологических влияний на головной мозг ребенка.

Отнесённость патологии преимущественно к уровню коры свидетельствует о том, что в патологический процесс вовлечены в основном не элементарные, мышечно-двигательные или чувствительные, а высшие отделы ЦНС, тесно связанные с мышлением.

Слайд 4

Алалия неоднородна по своим механизмам, проявлениям и степени выраженности речевого (языкового) недоразвития. На основе выбранного подхода к ее изучению и различий, наблюдаемых в картине алалии, исследователи используют терминологию, которую можно увидеть на слайде.

Слайд 5

Различны также и взгляды ученых на механизм алалии. В таблицы приведены направления изучения данной патологии. Среди них…

Слайд 6

Условно механизмы можно объединить по следующим группам

• Сенсомоторные: речевое недоразвитие связано с патологией сенсомоторных функций (слуховой агнозией, апраксией)

• Психологические: отмечается патология некоторых сторон психической деятельности

• Языковые: недоразвитие речи связано с несформированностью языковых операций процесса восприятия и порождения речевых высказываний

Слайд 7,8

По вопросу об этиологии (причинах) алалии и ее патогенезу (мозговых механизмах) в литературе не имеется единства мнений. Одни авторы отдают предпочтение биологическим факторам, Другие — социально-психологическим, третьи — наследственности, четвертые считают, что наследственный фактор не играет принципиальной роли в возникновении алалии. Рассмотрим основные…

• Патология протекания беременности (пренатальный период

• Патология родов (натальный период):

• В первые годы жизни ребенка (постнатальном периоде):

• Социально-психологические факторы

Слайд 9

Наблюдаются алалия различной степени: от легких нарушений речи до тяжелых, когда ребенок не говорит до 10—12 лет или, несмотря на длительное обучение, его речь ограничена скудным словарным запасом, сохраняясь на уровне элементарной аграмматичной речи.

Слайд 10

Неврологическая симптоматика обнаруживается не у всех детей с алалией, что возможно объясняется компенсаторными возможностями детского организма и высокой пластичностью детского мозга. Одними из часто сопутствующими алалии неврологическими симптомами являются апраксия и агнозия.

«Апраксия – нарушение целенаправленных произвольных движений (действий) в отсутствие элементарных моторных расстройств, нарушений чувствительности и при понимании поставленной задачи. Апраксия может проявляться неспособностью выполнять по команде символические действия, повторять их, распознавать их значение, имитировать действия с воображаемыми предметами»

«Агнозия – нарушение процесса распознавания и понимания предназначения предметов или стимулов обычно в пределах одной сенсорной модальности при сохранности сознания и функции органов чувств»

Слайд 11

Различают следующие формы алалии…

Слайд 12

Моторная алалия - недоразвитие экспрессивной речи, выраженное затруднениями в овладении активным словарем и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи; причина — поражение коркового конца речедвигательного анализатора (центр Брокка) и его проводящих путей. Ребенок своевременно начинает понимать чужую речь, но собственная речь не развивается.

Моторная а. в свою очередь подразделяется на

Слайд 13

Афферентная моторная алалия При афферентной моторной алалии нарушена работа нижнего теменного отдела левого полушария (постцентральная зона, расположенного в коре головного мозга.

В норме у человека эта область отвечает за синтез и анализ ощущений, которые поступают в мозг в то время, когда человек разговаривает. Кроме того, именно в этом отделе происходит создание двигательных программ. Ребенок с афферентной моторной алалией словно не может найти нужной последовательности, из-за чего заменяет одни звуки другими или вообще не говорит их.

Эфферентная моторная алалияПри эфферентной моторной алалии страдает премоторная зона (центр Брокка, расположенный в задней трети нижней лобной извилины). При нормальном развитии коры головного мозга эта часть координирует последовательность движений, создавая из них комплексы, которые используются во время речи. У детей с эфферентной моторной алалией эти комплексы распадаются. Им сложно делать серии движений, из-за чего они с трудом переходят от артикуляции одного звука к другому. Именно поэтому они не могут правильно расположить слоги в слове, переставляя их местами или повторяя (такой феномен называется персеравацией) один и тот же слог несколько раз. Эта форма алалии встречается в 5-6 раз чаще, чем афферентная.

Слайд 14

На рис показано, что связь между правой височной долей и левой теменной, обеспечивающая первые звукоподражания у детей с моторной алалией, как правило, осуществляются. В от­личие от этого связи левой височной доли с обеими артикуляци­онными долями (теменной и премоторной) прерваны. В резуль­тате устная речь у ребенка не развивается.

Слайд 15

Сенсорная А. - недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов; у ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи; причина - поражение коркового конца слухоречевого анализатора (центр Вернике) и его проводящих путей Ребенок слышит, но не понимает обращенную речь. При сенсорной алалии страдают фонематический анализ и анализ морфологического состава слова, и именно это составляет специфику данного нарушения.

Слайд 16

Для понимания речи с опорой на речевой слуховой гнозис и фонематический слух необходимо, чтобы полезные для речи признаки, отобранные из неречевых сигналов, из правого полу­шария «перешли» в левое, т. е., чтобы осуществился процесс их левополушарной латерализации. На рис. показано, что связь между полушариями прервана, и, следовательно, левополушарная латерализация не осуществляется. Нормативное дискретное понимание речи в этом случае невозможно.

Слайд 17

Встречается еще одна форма алалии – смешанная или сенсомоторная, т. е. это моторная алалия, у которой есть сенсорный компонент. В этом случае ребенок, и не может говорить, и плохо понимает обращенную к нему речь. При сенсомоторной алалии вся сенсомоторная область коры головного мозга поражена. Такую форму патологии иногда называют тотальной. Зачастую ребёнок с тотальной алалией не может говорить вообще. В 100% случаев болезнь сопровождается интеллектуальным отставанием. Это заболевание лечить сложнее всего, и даже комплексный подход иногда не гарантирует положительный прогноз.

Слайд 18

Прогноз зависит от нескольких факторов:

тяжести основного патологического процесса,

степени нарушения речи,

времени диагностики алалии,

построения лечебно-восстановительной работы с ребенком,

раннего лечения,

комплексного подхода,

системного воздействия на все речевые компоненты

.

Речевые процессы должны формироваться вместе с психическими функциями. Наиболее благоприятные прогнозы – при моторной алалии. Сенсорная и сенсомоторная патология часто имеют неопределенную перспективу, в зависимости от степени поражения головного мозга.

Публикации по теме:

Агрессия. Понятие и формы агрессии Что такое агрессия? Понятие агрессии в психологии определяется как форма поведения, нацеленная на причинение другому психологического или.

Конспект НОД по развитию речи с использованием сюжетно-ролевой игры для старших дошкольников «Ветеринарная клиника» Конспект НОД педагога- психолога по развитию речи через использование сюжетно- ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста «Ветеринарная.

Понятие и сущность двигательной активности Двигательная активность - одно из обязательных компонентов здорового образа жизни. Заключается в систематическом, соответствующим возрасту,.

Понятие и значение обучения рассказыванию Понятие и значение обучения рассказыванию Развитие речи выступает в качестве предмета изучения различных наук, среди которых психология,.

Понятие мелкой моторики в психологических исследованиях Понятие мелкой моторики в психологических исследованиях Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной.

Консультация «Понятие о логопедии» Термины и понятия логопедии Логопедия — наука, изучающая людей с речевыми нарушениями, разрабатывающая методы коррекционно-педагогической.

Понятие возраста в психологии КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Тема занятия: «Понятие возраста в психологии». Цель: сформировать систему знаний о категории возраста в психологии. Задачи:.

Понятие и классификация занимательного математического материала В истории развития дошкольной дидактики и методики формирования математических представлений место и роль занимательного материала рассматривались.

Сценарий образовательной ситуации «Ветеринарная клиника» в старшей группе на весь деньГруппа: старшая Тема: «Ветеринарная клиника» Совместная образовательная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции.

Сущность и понятие инновационной педагогической деятельности Сущность и понятие инновационной педагогической деятельностиКонсультация для воспитателей Воспитатель - Горина М. В. Что такое инновация?.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Понятие и клиника алалии
Опубликовано: 13 января 2019 в 13:56
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Понятие и клиника алалии» (включая файлы) размещена пользователем Марина Хохлова (УИ 945526) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД