Алсу Керимханова
Понятие и значение обучения рассказыванию
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие и значение обучения рассказыванию
Развитие речи выступает в качестве предмета изучения различных наук, среди которых психология, нейропсихология, лингвистика, психолингвистика, логопедия, методика обучения языку. Такой интерес к данному вопросу обуславливается сложным строением и высоким уровнем организации речи человека [26]. Особенное внимание уделяется формированию и развитию навыков рассказывания, способствующих коммуникативному развитию человека. Вопросы понятия и сущности рассказывания рассматриваются в общей структуре развития связной речи.
Публикация «Понятие и значение обучения рассказыванию» размещена в разделах
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Исследования И. Н. Лебедевой показали, что большинство имеющихся лингвистических словарей трактуют связную речь в трех значениях :
1. Как деятельность говорящего, процесс выражения его мыслей.
2. Как высказывание, текст, продукт речевой деятельности.
3. В качестве раздела методики развития речи.
В широком смысле связная речь рассматривается как акт коммуникации [20].
Вопросам исследования связной речи предшествовали работы, посвященные характеристикам таких объектов изучения как «речь» и «текст». Основными авторами данного вопроса выступали лингвисты, психолингвисты В. В. Виноградов, И. Р. Гальперин, А. А. Леонтьев, Л. В. Щерба, Л. А. Якубинский и другие авторы. Многие исследования проблемы развития связной речи базируются на определении, данном С. Л. Рубинштейном, который сформулировал определение ситуативной и контекстной речи. Автор указывал, что связной является та речь, которая передает смысл его высказывания. Именно это отличает связную речь от отдельного слова. Связность, по мнению автора, это адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя. Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника [37].
М. М. Алексеева и Б. И. Яшина отмечают, что связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Несвязной речь может быть в связи с тем, что связи не осознаются человеком и не содержится в мыслях или не выявляются надлежащим образом в его речи [1]. В научной литературе термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях : процесс, деятельность говорящего; продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; название раздела работы по развитию речи (А. А. Ладыженская [19], М. Р. Львов [29]). Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формами речи.
Посредством связной речи осуществляются коммуникации людей, их взаимодействие. Речевая деятельность человека протекает, в трех возможных формах: монологической – с усилением вербальной активности единственного субъекта (есть один говорящий и слушающий (слушающие, выдерживающие свои роли до конца дискурса, диалогической – с распределением вербальной активности между двумя субъектами (общение говорящего и слушающего, периодически обменивающихся ролями на протяжении дискурса, полилогической – с попеременным участием в коммуникации множественных партнеров [4].
Связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности. Она представляет собой систематическое последовательное развёрнутое высказывание. От связной речи зависит объем познания окружающего мира, становление сознания, успешность обучения в детском саду и школе, становление личности в целом. Она предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, а также практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно: умение точно, связно, последовательно и понятно окружающим передать суть готового текста или самостоятельно составить связное сообщение. Главная функция связной речи – коммуникативная. Она реализуется в двух основных формах – диалоге и монологе.
Монологическая речь (монолог) понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщении о каких – либо фактах, явлениях реальной действительности. Монолог является прекрасным средством передачи информации одним человеком – другим людям. А. Р. Лурия отмечает, что монолог характеризуется односторонним и непрерывным характером высказывания. Ему присущи также логическая последовательность изложения, развернутость, произвольность, широкая ориентация на слушателя. Кроме того, в процессе монолога человек в минимальной степени использует различные невербальные средства передачи информации [32].
Монологическое связное высказывание – это логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго по времени и не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей [32]. Вопросам развития навыка связной монологической речи уделяли внимание такие известные авторы как Е. А. Баринова, Т. А. Ладыженская, А. В. Текучев и другие.
В целях формирования связной монологической речи детей дошкольного и младшего школьного возраста сегодня придается особое значение формированию навыков рассказывания. В советской дошкольной педагогике вопрос о рассказывании детей нашел теоретическое обоснование в работах Е. И. Тихеевой (1981, Е. А. Флериной (1936, А. М. Леушиной (1936, Л. А. Пеньевской (1947, Е. К. Сухонько (1955). На сегодняшний день вопросы обучения детей навыкам рассказывания отражены в трудах В. К. Воробьевой (2006, В. П. Глухова (2012, М. Р. Львова (2002, Т. Б. Филичевой (2014-2017) и других авторов.
«Рассказ» как термин не обладает строго определённым значением. Так, в самом широком смысле под рассказом понимают «небольшое по объёму изображённых явлений, а отсюда и по объёму своего текста, прозаическое произведение. на основе творческого воображения» [25, с. 483]. В то же время указывается, что к рассказу относят специфические формы повествования, отличающиеся сжатостью и простотой, в которых выступает рассказчик. Сближение в толковании понятия «повествование» и «рассказ» позволяет в нашем исследовании рассматривать их как синонимы, оговорив, что повествование включает в себя также и «рассказ о событиях, описание, рассуждение и так далее» [25 с. 78].
В процессе педагогической деятельности рассказ традиционно определяют как развёрнутое изложение определённого содержания; как связное изложение в развёрнутой словесной форме, характеризующееся самостоятельным выбором содержания и формы [20].
И. Н. Лебедева выделяет четыре типа рассказа :
описание – это характеристика предмета в статике. В описании выделяется общий тезис, называющий объект, затем идет характеристика существенных и второстепенных признаков, качеств, действий. Завершает описание итоговая фраза, выражающая оценочное отношение к предмету.
повествование – это связный рассказ о каких-нибудь событиях. Его основой является сюжет, развертывающийся во времени. Повествование служит для рассказа о развивающихся действиях и состояниях (повествование о фактах, событиях, о состоянии и настроении, о переживаниях.
рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства. В рассуждении содержится объяснение какого-либо факта, аргументируется определенная точка зрения, раскрываются причинно-следственные связи и отношения [20].
В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказом и рассказом (в элементарной форме).
Рассказ – это самостоятельное составленное развернутое изложение какого-либо факта, события. Составление рассказа (по заданию) – более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам в соответствии с заданной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования. Серьезной задачей являются систематизация материала, изложение его в нужной последовательности, по плану (воспитателя или своему). Необходимо показать ребенку, что его рассказ нужен, поддержать естественную потребность высказаться, желание что-то сообщить слушателям. Важно, чтобы дети чувствовали радость и удовлетворение от своих рассказов, видели их пользу.
О. С. Ушакова и соавторы отмечают, что ребенок, начиная со среднего дошкольного возраста, значительно расширяет сферу своего общения, он уже в состоянии рассказать не только непосредственно воспринимаемые обстоятельства, но и то, что было воспринято или сказано раньше. В связи с этим возрастает роль развития у дошкольников навыка рассказывания и пересказа [13].
Рассказ – это «самостоятельно составленное связное, развернутое изложение какого-нибудь факта, события. Рассказ отличается самостоятельным выбором содержания и речевой формы. В рассказе всегда находит отражение личный опыт ребенка, эмоции. Это делает его выразительным, причем выразительность носит естественный, непосредственный характер» [39, c.17]. Сравнивая рассказ с пересказом, можно определить, что рассказ является более сложным видом связной речи, поскольку создание нового текста намного сложнее воспроизведения уже готового произведения [39].
Процесс восприятия и осмысления текста является результатом сложной перцептивно-мыслительно-мнемической деятельности, которая непосредственно опирается на знания и опыт рассказчика. Расшифровка сообщения проходит несколько ступеней: от фонетического уровня – до смыслового. Цель рассказчика – проникнуть в смысл высказывания через расшифровку речевого потока и паралингвистических маркеров. Качество восприятия и осмысления текста зависит от сформированности фонематической системы, лексико-грамматических и языковых средств реципиента, от уровня развития интегративной деятельности его мозга по привлечению следов памяти различной модальности с целью создания целостного представления о смысловом содержании текста, а также от степени развития логики в системе мышления ребенка [23].
Таким образом, исходя из признания ведущей роли связной речи в комплексном решении задач речевого развития, во многих педагогических системах предлагается использовать рассказывание как средство её развития.