Александра
Понятие возраста в психологии
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: «Понятие возраста в психологии».
Цель: сформировать систему знаний о категории возраста в психологии.
Задачи:
1. Дать представление о категории возраста.
2. Изучить систему отсчета для анализа возрастных категорий.
3. Рассмотреть основные структурные компоненты возраста.
4. Развивать профессиональный интерес.
5. Воспитывать дисциплинированность, культуру поведения, ответственность.
Публикация «Понятие возраста в психологии» размещена в разделах
6. Проверить усвоение лекционного материала посредством выполнения самостоятельной работы (дать определения основным понятиям занятия и составить схему из указанных понятий и указать связи между ними).
Основные понятия: возраст, относительный возраст, абсолютный возраст, хронологический возраст, биологический возраст, социальный возраст, психологический возраст, социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразование, кризис.
Продолжительность: 1 час 30 минут.
Контингент обучающихся: дневная форма обучения, 1 курс, 101-102 группы.
Методы обучения: учебная лекция, метод беседы, метод письменного контроля, дедуктивный метод (от общего к частному).
Этапы занятия: подготовительный (вступление, основной, заключительный (заключение).
Планируемые результаты обучения: усвоение основных понятий по теме «Понятие возраста в психологии», сформированность профессиональных и специальных компетенций.
Основная литература:
1. Крайг Г. Психология развития. – СПб. : Питер, 2012. – 944 с.
2. Колюцкий В. Н., Кулагина И. Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. – М. : Академический проект, 2013. – 420 с.
3. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития / Под ред. А. А. Реана. – СПб: «АСТ», 2010. – 656 с.
4. Сапогова Е. Е. Психология развития человека. – М. : Аспект-пресс, 2005. – 460 с.
Дополнительная литература:
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. – М. : Академический проект, 2001. – 704 с.
2. Абрамова Г. С. Психология только для студентов. – М. : ПЕР СЭ, 2001. – 271 с.
3. Возрастная и педагогическая психология. Словарь / Сост. М. В. Гамезо, Л. М. Орлова. – М. : Изд-во Моск. Гос. откр. Пед. Ун-та, 1999. – 92 с.
4. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. / Сост. И. В. Дубровина и др. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с.
5. Волков Б. С. Возрастная психология. – М. : Владос, 2005. – 343 с.
6. Волков Б. С. Закономерности психического развития детей в вопросах и ответах. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 112с.
7. Волков Б. С. Психология юности и молодости. – М. : Трикста, 2006. – 255 с.
8. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб. : СОЮЗ, 2004. – 222 с.
9. Выготский Л. С. Психология. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2002. – 1061с.
10. Вьюнова Н. И., Гайдар К. М., Темнова Л. В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. – М. : Константа, 2005. – 255 с.
11. Долгова В. И. Готовность к инновационной деятельности в образовании. - М. : КДУ, 2009. – 228 с.
12. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология. – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
13. Казанская В. Г. Подросток: трудности взросления. – СПб. : Питер 2006. – 237 с.
14. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников. – М. : Академия, 2000. – 320 с.
15. Марцинковская Т. Д. История возрастной психологии. – М. : Гардарики, 2004. – 258 с.
16. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.
17. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. – М. : Педагогическое общество России, 2000. – 448с.
18. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 184 с.
19. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. – СПб. : Питер, 2004. – 592 с.
20. Психология старости и старения: хрестоматия / сост. О. В. Краснова, А. Г. Лидерс. – М. : Академия, 2003. – 412 с.
21. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб. : Питер, 2000 – 616 с.
22. Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). – СПб. : Речь, 2006. – 320 с.
23. Хозиева М. В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию. – М. : издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.
24. Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. – М. : Академия, 2005. – 204 с.
25. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. – М. : Гардарики, 2005. – 349 с.
26. Шэффер Д. Дети и подростки: Психология развития / Ред. А. С. Батуев. – СПб. : Питер, 2003. – 973 с.
27. Психологические, биологические, медицинские, социальные проблемы старения человека, его причины и преодоление [Электронный ресурс]. URL: http://gisap.eu
28. Психологический портрет поколения «Next» в поликультурном пространстве [Электронный ресурс]. URL: http://gisap.eu
План:
1. Категория возраста.
2. Системы отсчета для анализа возрастных категорий.
3. Основные структурные компоненты возраста.
Содержание занятия:
I. Вступление.
Здравствуйте! Тема нашего занятия «Понятие возраста в психологии».
Цель: сформировать систему знаний о категории возраста в психологии.
Задачи:
1. Дать представление о категории возраста.
2. Изучить систему отсчета для анализа возрастных категорий.
3. Рассмотреть основные структурные компоненты возраста.
4. Развивать профессиональный интерес.
5. Воспитывать дисциплинированность, культуру поведения, ответственность.
6. Проверить усвоение лекционного материала посредством выполнения самостоятельной работы (дать определения основным понятиям занятия и составить схему из указанных понятий и указать связи между ними).
Основные понятия: возраст, относительный возраст, абсолютный возраст, хронологический возраст, биологический возраст, социальный возраст, психологический возраст, социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразование, кризис.
План:
1. Категория возраста.
2. Системы отсчета для анализа возрастных категорий.
3. Основные структурные компоненты возраста.
Основная литература:
1. Крайг Г. Психология развития. – СПб. : Питер, 2012. – 944 с.
2. Колюцкий В. Н., Кулагина И. Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. – М. : Академический проект, 2013. – 420 с.
3. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития / Под ред. А. А. Реана. – СПб: «АСТ», 2010. – 656 с.
4. Сапогова Е. Е. Психология развития человека. – М. : Аспект-пресс, 2005. – 460 с.
Дополнительная литература:
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. – М. : Академический проект, 2001. – 704 с.
2. Абрамова Г. С. Психология только для студентов. – М. : ПЕР СЭ, 2001. – 271 с.
3. Возрастная и педагогическая психология. Словарь / Сост. М. В. Гамезо, Л. М. Орлова. – М. : Изд-во Моск. Гос. откр. Пед. Ун-та, 1999. – 92 с.
4. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. / Сост. И. В. Дубровина и др. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с.
5. Волков Б. С. Возрастная психология. – М. : Владос, 2005. – 343 с.
6. Волков Б. С. Закономерности психического развития детей в вопросах и ответах. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 112с.
7. Волков Б. С. Психология юности и молодости. – М. : Трикста, 2006. – 255 с.
8. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб. : СОЮЗ, 2004. – 222 с.
9. Выготский Л. С. Психология. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2002. – 1061с.
10. Вьюнова Н. И., Гайдар К. М., Темнова Л. В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. – М. : Константа, 2005. – 255 с.
11. Долгова В. И. Готовность к инновационной деятельности в образовании. - М. : КДУ, 2009. – 228 с.
12. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология. – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
13. Казанская В. Г. Подросток: трудности взросления. – СПб. : Питер 2006. – 237 с.
14. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников. – М. : Академия, 2000. – 320 с.
15. Марцинковская Т. Д. История возрастной психологии. – М. : Гардарики, 2004. – 258 с.
16. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.
17. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. – М. : Педагогическое общество России, 2000. – 448с.
18. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 184 с.
19. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. – СПб. : Питер, 2004. – 592 с.
20. Психология старости и старения: хрестоматия / сост. О. В. Краснова, А. Г. Лидерс. – М. : Академия, 2003. – 412 с.
21. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб. : Питер, 2000 – 616 с.
22. Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). – СПб. : Речь, 2006. – 320 с.
23. Хозиева М. В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию. – М. : издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.
24. Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. – М. : Академия, 2005. – 204 с.
25. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. – М. : Гардарики, 2005. – 349 с.
26. Шэффер Д. Дети и подростки: Психология развития / Ред. А. С. Батуев. – СПб. : Питер, 2003. – 973 с.
27. Психологические, биологические, медицинские, социальные проблемы старения человека, его причины и преодоление [Электронный ресурс]. URL: http://gisap.eu
28. Психологический портрет поколения «Next» в поликультурном пространстве [Электронный ресурс]. URL: http://gisap.eu
II. Основная часть.
Предлагаю начать с первого вопроса – категория возраста.
1. Категория возраста.
С психологическим развитием человека тесно связано понятие возраста. Р. С. Немов определил возраст как качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями.
По Л. С. Выготскому, возраст – это относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику.
Возраст – характеристика развития индивида во времени. Возраст можно разделить на два вида: абсолютный и условный.
Абсолютный возраст выражается количеством временных единиц от момента возникновения объекта до момента измерения (календарный возраст, хронологический, паспортный). Процесс определения хронологического возраста называется датировкой.
Условный, или его еще называют относительным, определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционном, генетическом ряду, в процессе развития на основании количественных и качественных признаков.
Условный возраст так же можно подразделить на три вида: биологический, социальный и психологический возраста.
Биологический возраст определяется путем соотнесения состояния обмена веществ и функций организма объекта со средним статистическим уровнем, характерным для всей популяции данного хронологического возраста.
Социальный возраст измеряется путем соотнесения уровня социального развития человека со статистической нормой его сверстников. Социальный возраст характеризуется социальными изменениями индивида такими, как:
• жизненные события;
• возрастные изменения;
• социальная роль;
• социально-экономические условия;
• нравы, обычаи, социальные установки, ценности.
Психологический возраст определяется путем соотношения уровня психического развития индивида с соответствующими нормами симптома комплекса.
Таким образом, возраст – это временная характеристика онтогенетического развития человека. Б. Г. Ананьев, рассматривая «фактор возраста», указывал на единство влияний роста, общесоматического и нервно-психического созревания в процессе воспитания и жизнедеятельности человека. Во времени происходит индивидуальное развитие человека. Поэтому возраст – это не только количество прожитых лет, но и внутреннее содержание, духовное развитие человека, изменения в его внутреннем мире, произошедшие за эти годы. Именно внутренним миром люди отличаются друг от друга, благодаря ему, можно говорить о непохожести, неповторимости и оригинальности людей.
Как человек в целом, так и его временные характеристики (имеется в виду возраст) есть взаимопроникновение природы и истории, биологического и социального. Поэтому возрастные изменения отдельных свойств человека являются одновременно онтогенетическими и биографическими.
2. Системы отсчета для анализа возрастных категорий.
Установление условного возраста составляет проблему периодизации развития. В настоящее время предлагают три системы отсчета для определения условного возраста:
• Индивидуальное развитие предполагает определение универсальных возрастных процессов (рост, созревание, развитие, старение) в результате которых формируется соответствующие индивидуальные возрастные свойства. Они обобщаются в возрастные стадии.
• Социально-возрастные процессы и социально-возрастная структура общества предполагают разделение общества на какие-то слои, соответственно возрасту членов общества, а развитие общества представляется как процесс последовательной смене и преемственности.
• Возрастной символизм, т. е. представление о возрастных процессах в культуре, система представлений и образов, в которых общество воспринимает и осмысливает жизненный путь индивида:
o нормативные критерии возраста;
o возрастные стереотипы (черты и свойства, приписываемые культурой лицам данного возраста и задаваемые нормы);
o символизация возрастных процессов (представление о том, как протекают или должны протекать рост, развитие и переход из одной возрастной стадии в другую);
o возрастные обряды (ритуалы, посредством которых культура структурирует жизненный цикл и оформляет взаимоотношения слоев, классов и групп);
o возрастная субкультура (специфический набор принципов и ценностей по которым представители данного возрастного класса осознают и утверждают себя).
Таким образом, возрастные категории и стереотипы всегда и везде многозначны, противоречивы и амбивалентны, одновременно описательны и нормативно-предписательны. Описать возраст можно только в единстве с историко-специфическими особенностями культуры и социальной идентичностью.
3. Основные структурные компоненты возраста.
В культурно-исторической концепции Л. С. Выготского приняты структурные компоненты психологического возраста:
• социальная ситуация развития;
• ведущая деятельность;
• новообразование;
• кризис.
Социальная ситуация развития складывается к началу каждого нового возрастного этапа, своеобразное, специфическое для каждого возраста отношение между человеком и социальной средой.
Социальная ситуация развития определяет формы и пути развития ребенка, виды деятельности, приобретаемые новые психические свойства. В рамках социальной ситуации развивается ведущая деятельность.
Ведущая деятельность – это деятельность, которая определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития личности. Например, дошкольный возраст – сюжетно-ролевая игра, младший школьный возраст – учебная деятельность, подростковый возраст – общение со сверстниками, юношеский – учебно-профессиональная деятельность, зрелость – трудовая (профессиональная) деятельность.
Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней возникают т дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются психические процессы, изменяются психологические особенности личности.
Новообразование – это качественно новый тип личности и взаимодействия человека с действительностью, отсутствующий, как целое на предыдущих этапах его развития. Например, в подростковом возрасте новообразование – чувство взрослости, Я-концепция.
Кризис развития – это сосредоточение резких и капитальных сдвигов, и изменений в психическом развитии ребенка. Л. С. Выготский описал следующие возрастные кризисы:
• кризис новорожденности — отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;
• кризис одного года — отделяет младенчество от раннего детства;
• кризис трех лет — переход к дошкольному возрасту;
• кризис семи лет — соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;
• кризис тринадцати лет — совпадает с переходом к подростковому возрасту.
Л. С. Выготский предложил разделить каждую стадию психического развития на стабильный и кризисный периоды. В стабильных периодах происходит накопление изменений развития, а в критических – изменения проявляются в новообразовании.
Таким образом, возрастные кризисы не ограничиваются периодами развития личности ребенка, однако кризисные периоды в зрелых возрастах и старости изучены сравнительно мало.
III. Заключение.
На основании рассмотренного материала лекции можно сделать следующие выводы:
Выводы:
1. Возраст – это временная характеристика онтогенетического развития человека. Б. Г. Ананьев, рассматривая «фактор возраста», указывал на единство влияний роста, общесоматического и нервно-психического созревания в процессе воспитания и жизнедеятельности человека. Во времени происходит индивидуальное развитие человека. Поэтому возраст – это не только количество прожитых лет, но и внутреннее содержание, духовное развитие человека, изменения в его внутреннем мире, произошедшие за эти годы. Именно внутренним миром люди отличаются друг от друга, благодаря ему, можно говорить о непохожести, неповторимости и оригинальности людей.
Как человек в целом, так и его временные характеристики (имеется в виду возраст) есть взаимопроникновение природы и истории, биологического и социального. Поэтому возрастные изменения отдельных свойств человека являются одновременно онтогенетическими и биографическими.
2. Возрастные категории и стереотипы всегда и везде многозначны, противоречивы и амбивалентны, одновременно описательны и нормативно-предписательны. Описать возраст можно только в единстве с историко-специфическими особенностями культуры и социальной идентичностью.
3. Возрастные кризисы не ограничиваются периодами развития личности ребенка, однако кризисные периоды в зрелых возрастах и старости изучены сравнительно мало.