Приложение МААМ

Консультация для воспитателей «Понятие дисграфии и её виды»

Прудникова Екатерина Сергеевна
Консультация для воспитателей «Понятие дисграфии и её виды»
▼ Скачать + Заказать документы

Понятие дисграфии и её виды

Дисграфия — это расстройство письма, проявляющееся в наличии стойких специфических ошибок, не связанных ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с регулярностью школьного обучения. Основным критерием, по которому определяется дисграфия, является устойчивость и повторяемость ошибок, не связанных с орфографическими правилами письма.

В специальной литературе имеются различные классификации дисграфии, но все они основываются на причинах возникновения нарушений.

В 1997 году Лалаева Раиса Ивановна определила 5 видов нарушения письма:

1. Артикуляторно-акустическая дисграфия

Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребёнок пишет слова так, как их произносит. То есть отражает свое дефектное произношение на письме.

2. Акустическая дисграфия (на основе фонемного распознавания, дифференциации фонем)

Причиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи. На письме это проявляется в заменах букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие (б-п, д-т, з-с, в-ф, г-к, ж-ш, ц-с, ц-т, ч-щ, о-у е-и). Такие замены и смешение являются ярким показателем ОНР и ФФН.

3. Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза

Проявляется на уровне слова и на уровне предложения. Причина её возникновения – затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки.

Характерные ошибки:

1. пропуски согласных;

2. пропуски гласных;

3. перестановки букв;

4. добавления букв;

5. пропуски, добавления, перестановки слогов;

6. слитное написание слов;

7. раздельное написание слов;

8. слитное написание предлогов с другими словами;

9. раздельное написание приставки и корня.

4. Аграмматическая дисграфия

Причина возникновения – недоразвитие грамматического строя речи. На письме проявляется в изменении падежных окончаний, неправильном употреблении предлогов, рода, числа, пропусках членов предложения, нарушениях последовательности слов в предложении, нарушениях смысловых связей в предложении и между предложениями.

5. Оптическая дисграфия

Причина возникновения – несформированность зрительно-пространственных функций. Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв (и-ш, п-т, т-ш, в-д, б-д, л-м, э-с и др.).

В чистом виде тот или иной вид дисграфии встречается крайне редко. Чаще приходится сталкиваться со смешанной дисграфией – «сочетанием» из нескольких видов нарушений письма.

Могут, например, выявляться элементы оптической дисграфии с яркими проявлениями акустической или дисграфией на почве нарушений языкового анализа и синтеза.

В настоящее время многие педагоги отмечают у детей еще и трудности включения в задание, переключения с одного задания на другое. Ориентировки в задании, импульсивность и инертность, проблемы внимания. Как следствие – работы детей с большим количеством ошибок и исправлений. Возникает вопрос: является ли такая картина вариантом дисграфии?

Перечисленные трудности, действительно, отнесены в нейропсихологии к трудностям письма по типу регуляторной дисграфии (Т. В. Ахутина, 2004). Причины – недостаточная сформированность произвольной регуляции действий (функций планирования и контроля). Для регуляторной дисграфии характерны ошибки по типу упрощения программы и патологической инертности.

Отличительная особенность регуляторной дисграфии - нерегулярность, нестойкость ошибок, нестабильность их проявления на письме. Особенно часто эти ошибки встречаются на фоне утомления, у соматически ослабленных и метеозависимых детей.

Нейропсихологическая классификация дисграфии

В 2001 году Ахутина Татьяна Васильевна разработала классификацию дисграфии на основе нейропсихологоческого подхода, который учитывает механизмы и особенности высших психических функций головного мозга.

1. Регуляторная дисграфия

Обусловлена несформированностью произвольной регуляции действий (функции планирования и контроля). Проблемы с удержанием произвольного внимания, трудности ориентировки в задании, включения в задание, импульсивность решений и инертность, затруднения в переключения с одного задания на другое. Такие дети непоседливы, постоянно тянут руку, вскакивают, либо наоборот – вялые, неактивные (СДВГ и СДВ (без гиперактивности). Внешне трудности программирования и контроля могут проявляться по-разному. Одни дети гиперактивны, неусидчивы, несдержанны, действуют импульсивно, необдуманно. Другие, наоборот, замедленны, вялы, недостаточно активны, рассеянны. Объединяет тех и других неумение организовать себя, сконцентрировать внимание на определенной задаче, переключаться от одной задачи к другой, следовать определенным правилам.

Слабая произвольная организация и невысокая мотивация приводят к неуспехам в учебе и нарушениям поведения. Репрессии в школе и дома еще более снижают учебную мотивацию и ведут к еще большему отставанию в учебе и к закреплению нарушений поведения. Отсюда открывается путь к ложной компенсации – браваде, взятию на себя роли шута, а позже – и к асоциальной позиции.

Характерные ошибки: упрощение программы по типу паталогической инертности:

1. инертное повторение (персеверация) букв, слогов, слов, типов заданий;

2. пропуски букв и слогов;

3. предвосхищение (антиципация) букв;

4. слипание (контаминация) слов;

5. трудности языкового анализа (например, слитное написание слов вместо раздельного);

6. Орфографические ошибки (невозможность распределить внимание между технической стороной письма и орфографическими правилами).

Главной особенностью детей с регуляторными нарушениями этого типа является «стремление к упрощению программы вне зависимости от конкретной задачи». Упрощение программы деятельности обнаруживается, например, в невозможности распределить внимание между технической стороной письма и необходимостью дополнительно обозначать законченную мысль – предложение.

В письме под диктовку и даже при списывании у детей с регуляторными трудностями имеется большое количество ошибок обозначения границ предложения (отсутствие точки и заглавной буквы). Наглядным проявлением снижения ориентировочной деятельности, характерного для этих детей, можно считать также ошибки обозначения границ слова (раздельно написание слова или слитное написание нескольких слов).

Помимо специфических ошибок для письменных работ детей с регуляторными нарушениями характерно значительное число орфографических ошибок, что вполне закономерно, так как само по себе орфографическое правило является сложно многоступенчатой программой, реализовать которую учащиеся не могут.

Становление функций программирования и контроля– длительный процесс. Он заканчивается в юношеском возрасте и по ходу протекания имеет несколько критических моментов, один из которых приходится на возраст 6-7 лет. В этот период, как показали исследования, более простая эмоциональная система активации мозга уступает ведущее место новой системе, связанной с речевой произвольной регуляцией действий.

2. Дисграфия, обусловленная трудностями поддержания рабочего

состояния активного тонуса коры

У детей наблюдается повышенная утомляемость, колебания работоспособности - уровень работоспособности меняется в течение четверти, недели, дня, урока. Такие обучающиеся не сразу включаются в задание, а, начав его, быстро устают; через некоторое время рабочее состояние возвращается, но уже на сниженном уровне, вследствие чего ребенок вновь устает - ложится на парту или сползает с неё.

На фоне утомления ребёнок делает разнообразные грубые ошибки и, прежде всего, те, которые характерны для детей с трудностями программирования и контроля. Дети пишут медленно, навыки письма автоматизируются с большим трудом, во время письма может нарастать тонус мышц, ребенку трудно удержать рабочую позу. Величина букв, нажим, наклон колеблются в зависимости от утомления.

3. Зрительно-пространственная дисграфия по правополушарному типу

От работы правого полушария зависят зрительно-моторная координация, возможность соотнесения движения с вертикальной и горизонтальной координатами, возможность объединения в одно целое и

запоминание общего взаиморасположения частей, то есть восприятие целостного образа.

Трудности:

1. сложность в ориентировке на тетрадном листе, в нахождении начала строки;

2. трудности в удержании строки;

3. постоянные колебания наклона и высоты букв, несоответствие элементов букв по размеру; раздельное написание букв внутри слова;

4. трудности актуализации графического и двигательного образа нужной буквы, замены зрительно похожих и близких по написанию букв (например, К-Н, замены рукописных букв печатными, необычный способ написания букв, особенно прописных;

5. устойчивая зеркальность при написании букв З, Е, э, с; замены букв У – Ч, д – б, д - в;

6. невозможность создания навыка идеограммного письма ("Клоссная робота", "Упрожнение", "кено" вместо "кино");

7. пропуск и замена гласных, в том числе ударных;

8. нарушения порядка букв;

9. тенденция к фонетическому письму ("радсно" вместо "радостно", "ручйи" вместо "ручьи");

10. трудности выделения целостного образа слова, вследствие чего два знаменательных слова, слова с предлогами пишутся слитно; позднее в связи со сверхгенерализацией правила написания предлогов приставки пишутся отдельно от корней.

Так же могут быть "левополушарные" затруднения (замены букв близким по звучанию, нарушения программирования и контроля). Они могут быть разной степени выраженности и необязательно достигают уровня дисграфии. Одни и те же ошибки могут иметь разную природу. Например, слитное написание слов может быть связано как с недостаточностью анализа языкового материала из-за трудностей программирования и контроля, так и с трудностями формирования целостного образа написанного слова. Поэтому необходимо учитывать не отдельные ошибки, а весь симптомокомплекс.

Недостаточная сформированность серийной организации движений отражается на письме в трудностях плавного, автоматизированного исполнения двигательной серии, какой является каждое слово. В результате в письменных работах школьников возникают специфические ошибки особого характера.

Во-первых, целый ряд авторов указывает на наличие ошибок по типу инертности. Исследователи относят к ним персеверации элементов букв (и – ш, п - т, букв, слогов и даже слов, обусловленные невозможностью вовремя остановить начатое движение.

Во-вторых, выделяют ошибки, связанные с трудностями удержания программы написания – антиципации букв, а также с упрощением двигательной программы – пропуски букв и слогов. Такие пропуски букв не связаны с нарушением опознания категориальных признаков звука, их следует рассматривать как пропуски кинем. В таком случае можно предположить присутствие в письме школьников пропусков букв, обозначающих как гласные, так и согласные звуки. Кроме того, у детей с недостаточностью серийной организации движений отмечаются «неровность

линий на письме, длительное становление почерка, замедленный темп письма».

Публикации по теме:

Консультация для родителей «История театра и его виды»Консультация для родителей «История театра и его виды» Консультация для родителей «История театра и его виды» Театр - род искусства, а также здание, предназначенное для представления драматических.

Консультация для родителей «Виды пластилиновой аппликации» Пластичный и яркий пластилин прекрасно подходит для выполнения аппликаций, так как его легко обрабатывать, придавать нужную форму. А сама.

Консультация для родителей «Виды труда» Радость труда - могучая воспитательная сила. Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания человеческого достоинства.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Понятие дисграфии и её виды»
Опубликовано: 30 января 2025 в 12:39
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Понятие дисграфии и её виды»» (включая файлы) размещена пользователем Прудникова Екатерина Сергеевна (УИ 476358) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД