Алёна Артёмовна Шенкнехт
Понятие артикуляционной моторики в психолого-педагогической литературе
Речь выступает в качестве основного средства общения людей и является основным инструментом и орудием мышления. Каждый индивид в процессе жизнедеятельности овладевает культурой речи, которая заключается в умении правильно, в соответствии с содержанием излагаемого, а также с учетом условий речевого общения и целью высказывания, использовать все языковые средства. Звуковая культура речи является одной из составляющих речевой культуры. Для правильного произнесения звука, индивиду необходимо наиболее четко воспроизвести артикуляционный уклад, артикуляционная моторика должна быть достаточно развитой.
Публикация «Понятие артикуляционной моторики в психолого-педагогической литературе» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Понятие артикуляционной моторики носит обширный характер и рассматривается непосредственно с артикуляцией.
Артикуляцией является деятельность органов речи, необходимой для правильного произнесения отдельных звуков речи и их комплексов. Следует отметить, что артикуляция является сложным многоступенчатым процессом и формируется исключительно у человека.
Артикуляция подразумевает под собой работу речевого аппарата для правильного создания звука. При правильной артикуляции происходит четкое расчленение звуков, которые человек может различить.
Артикуляционная моторика – это сложная система, которая охватывает артикуляцию звуков речи (моторную речь, совокупность скоординированных движений дыхательного, фонаторного и артикуляционного отдела, которые обеспечивают правильное звукопроизношение, работу высших отделов центральной нервной системы, отвечающих за иннервацию периферических органов речи.
Дефекты речевой моторики у детей выражаются по-разному: в нарушении переключения с одного артикуляционного уклада на другой, в ограничении подвижности языка, губ, челюсти, в нарушении тонуса мышц, ощущения от движения органов артикуляции, в наличии синкинезий, гиперкинезов и различного рода апраксических явлений.
Рассмотрим строение артикуляционного отдела периферического речевого аппарата на рисунке 1.
Согласно рисунку, артикуляционный отдел периферического речевого аппарата включает полость рта, нижнюю челюсть, язык, губы, глотку и мягкое небо.
Основная роль в произнесении речевых звуков отводится мышцам языка, также в данном процессе принимают участие мышцы губ и щек, мышцы, которые поднимают нижнюю челюсть, мышцы шеи.
По мнению Р. И. Лалаевой, нарушение функций, которые связаны с органами речевого аппарата (глотание, сосание, жевание) очень часто проявляются в раннем возрасте и могут быть первопричиной речевых расстройств. Наличие данных признаков свидетельствует о патологии сенсомоторной системы, которая способствует развитию нежелательных явлений в речи.
Как было указано выше, артикуляция представляет собой работу периферических органов речи, иными словами, их моторную деятельность, результатом артикуляции выступает речевой акт, таким образом, понятия «речевая моторика», «артикуляционная моторика» и «речевая артикуляция» являются тождественными.
Артикуляция речи - это работа органов отвечающих за речь, которые нужны для произношения звуков. Органы, отвечающие за речь, включают в себя:
• головной мозг, который при помощи моторного центра речи посылает конкретные импульсы, а при помощи нервной системы к органам, отвечающим за артикуляцию речи, т. е. ее произношение;
• дыхательный аппарат (легкие, бронхи, трахея, диафрагма и грудная клетка, образующий воздушную струю, которая обеспечивает создание необходимых голосовых колебаний, необходимых для артикуляции;
• органы произношения речи, которые в большинстве своем называются органами речи.
Речевая артикуляция выступает в качестве произвольных движений, которыми ребенок овладевает на раннем этапе речевого развития в дошкольном возрасте. В данном возрастном периоде, механизмы, отвечающие за становление речевой артикуляции, находятся на стадии становления. Стоит отметить, что формирование правильной артикуляции самым тесным образом связано с развитием фонематического слуха.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно прийти к заключению, что артикуляционная моторика – это совокупность скоординированных движений органов речевого аппарата, которые призваны обеспечивать одно из условий правильного произношения, в дошкольном возрасте артикуляционная моторика находится на стадии становления и отличается низким уровнем произвольности.