Людмила Пузина
Положение о психолого-педагогическом консилиуме
▼ Скачать + Заказать документы
1. Общие положения.
1.1. Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) организуется в МБДОУ как форма взаимодействия специалистов учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников, проживающих в семьях группы риска социально опасного положения.
1.2. Настоящее Положение о психолого-медико-педагогической консилиум МБДОУ детский сад № 2 «Колокольчик» разработано в соответствии с:
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Психология. Работа психолога
- Психолого-медико-педагогическая комиссия. ПМПК
- Темочки
Распоряжением Министерства просвещения РФ «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации» от 09.09.2019г. №З-93
- Законом Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ) ;
- Федеральным законом Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98г. №124-ФЗ;
- Федеральным законом Российской Федерации «О специальном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»
- Постановление 04.03.2013г. за№1/1, Об исполнении Федерального закона 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.4.1.3049-13
1.3. Работа ПМПк ДОУ основывается на строгом соблюдении международных и российских законов о защите и развитии детей, Конвенцией ООН о правах ребенка, нормативными документами Министерство образования и Министерства здравоохранения РФ.
1.4. Критерии семей группы риска социально опасного положения в дошкольном образовательном учреждении.
№ Критерии Субъект выявления Основание
1 Семьи, имеющие детей инвалидов до 7 лет Медицинская сестра, психолог Справка об инвалидности
2 Семьи с детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Социальный педагог Справка о статусе несовершеннолетнего
3 Семьи, использующие неконструктивные методы воспитания Воспитатель 1. Ходатайство воспитателя (педагога) перед консилиумом ДОУ о предоставлении дополнительных бесплатных профилактических услуг семье и ребенку
2. Ходатайство КДН и ЗП о проведении индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетнего
4 Семьи с детьми, у которых наблюдается
нарушение в психическом, эмоционально –личностном развитии. Социальный педагог, психолог, воспитатель 1. Ходатайство воспитателя (педагога) перед консилиумом ДОУ о предоставлении дополнительных бесплатных профилактических услуг семье и ребенку
2. Ходатайство КДН и ЗП о проведении индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетнего
5 Неблагополучные семьи:
один из родителей злоупотребляет алкоголем,
в семье частые ссоры, скандалы, конфликты,
нарушающие условия договора с ДОУ (родители систематически поздно забирают ребенка из ДОУ, приходят за ребенком в нетрезвом состоянии, эпизодически одевают ребенка не по сезону и/или в грязную одежду). Социальный педагог, психолог, воспитатель 1. Ходатайство воспитателя (педагога) перед консилиумом ДОУ о предоставлении дополнительных бесплатных профилактических услуг семье.
1. Докладная воспитателя на имя заведующего ДОУ о нарушении условий договора с ДОУ родителями несовершеннолетнего.
2. Ходатайство КДН и ЗП о проведении индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетнего
1.3. Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников, проживающих в семьях группы риска социально опасного положения, оказание помощи родителям несовершеннолетних в вопросах развития и воспитания ребенка, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.
1.4. Основными задачами ПМПк являются:
•Выявление семей группы риска социально опасного положения и семей,
находящихся в социально опасном положении;
• Диагностика семейной ситуации, нарушений в развитии и воспитании
ребенка, его состояния;
• Выявление резервных возможностей развития ребенка и его семьи;
• Определение характера, продолжительности и результативности
коррекционной помощи в рамках имеющихся в учреждении возможностей;
• Вынесение рекомендации родителям ребенка о смене образовательного
маршрута;
• Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие
ребенка, динамику его состояния и семейной ситуации.
1.5. ПМПк в своей деятельности руководствуется международными актами в
области защиты прав и законных интересов ребенка, действующим
законодательством РФ, нормативно-правовыми документами Министерства
образования РФ, Уставом МДОУ, договором между учреждением и
родителями (законными представителями) воспитанника и настоящим
положением.
2. Руководство и состав ПМПк
2.1. Общее руководство ПМПк осуществляет заведующий учреждением.
2.2. Состав ПМПк утверждается на каждый учебный год приказом заведующего учреждением. В состав ПМПк входят специалисты учреждения: заместитель заведующего по воспитательно – методической работе (председатель консилиума, воспитатель ребенка, педагоги учреждения с большим опытом работы, педагог-психолог, социальный педагог, логопед, медицинская сестра.
2.3. Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени.
2.4. Председатель, специалисты ПМПк в установленном законодательством РФ порядке несут ответственность за невыполнение функций, регламентируемых, Уставом учреждения и настоящим Положением; за качество профилактической и коррекционной работы; за соответствие применяемых форм, методов и средств возрастным и психофизиологическим особенностям детей; за сохранение конфиденциальности.
3. Порядок работы ПМПк.
3.1. Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые и прово
дятся под руководством председателя.
3.2. Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом
образовательного учреждения на комплексное, всестороннее обследование
детей, оказание профилактической помощи их семьям.
3.3. Обследование ребенка, проживающего в семье группы риска социально
опасного положения, специалистами ПМПк осуществляется по инициативе
родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного
учреждения с согласия родителей (законных представителей).
3.4. Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка.
3.5По данным обследования каждым специалистом составляется заключе
ние, разрабатываются рекомендации и предлагаются коррекционные услуги
воспитаннику и его семье.
3.6. На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом и составляется индивидуальный план сопровождения семьи воспитанника. Индивидуальный план сопровождения содержит коррекционно – профилактические мероприятия для ребенка и его семьи, подписывается председателем консилиума и законным представителем воспитанника. При смене образовательного маршрута составляется коллегиальное заключение ПМПк. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов, подписывается председателем ПМПк.
3.7. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк, индиви
дуальный план сопровождения доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания, корректной форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.
3.10. При отсутствии в образовательном учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики и/или разрешения конфликтных и спорных вопросов специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию.
3.11. При направлении ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию копия коллегиального заключения ПМПк выдается родителям (законным представителям) на руки или отправляется по почте, копии заключений специалистов направляются только по почте или сопровождаются представителем ПМПк. В другие учреждения и организации заключения специалистов или коллегиальное заключение ПМПк могут направляться только по официальному запросу.
3.12. Воспитанники, проживающие в семьях группы риска социально опасного положения, ставятся на внутриведомственный учет.
3.13. При выявлении воспитанников, находящихся в социально опасном положении, сведения о них и их семьях передаются районному специалисту по выявлению детей и семей в социально опасном положении.
4. Функциональные обязанности специалистов ПМПк.
4.1. Председатель ПМПК:
• организует коррекционно- профилактическую работу специалистов и коллегиальную работу ПМПк;
• координирует деятельность специалистов при обследовании детей и реализации индивидуальных планов сопровождения;
• организует обсуждение результатов обследования и коррекции;
• обеспечивает контроль за использованием сертифицированных методик;
• несет ответственность за качество работы всех специалистов, входящих в
состав ПМПк;
• инициирует внедрение новых диагностических и профилактических техноло
гий;
• несет ответственность за качественное оформление документации (в соответствии с Методическими рекомендациями Министерства Образования РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК)» № З-93 от 09.09.2019); данным инструктивным письмом);
• ведет регистр детей группы риска социально опасного положения;
• обеспечивает контроль за выполнением решений консилиума;
• отчитывается о работе консилиума перед заведующим учреждения.
4.2. Педагог-психолог :
• проводит индивидуальное обследование ребенка с целью выявления уровня психического развития, его индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в развитии и воспитании детей;
• ведет документацию в соответствии с установленным порядком;
• реализует коррекционные программы с детьми;
• проводит консультирование родителей.
• Участвует в работе ПМПк.
4.3. Социальный педагог:
• изучает условия жизни и воспитания ребёнка в семье;
• участвует в разработке и реализации индивидуальных планов сопровождения детей, стоящих на внутриведомственном учете;
• участвует в реализации педагогических, профилактических программ образо
вательного учреждения;
• отслеживает выполнение рекомендаций специалистов семьей воспитанника группы риска социально опасного положения и социального сиротства;
• участвует в работе ПМПк.
4.4. Воспитатель:
• проводит педагогическую диагностику и диагностику детско – родительских отношений через наблюдение;
• осуществляет коррекцию поведения воспитанника в соответствии с индивидуальным планом сопровождения;
• участвует в работе ПМПк.
5. Документация
5.1. График плановых заседаний ПМПк.
5.2. Протоколы ПМПк.
5.3. Индивидуальные планы сопровождения воспитанников и их семей