МААМ-картинки

Использование образовательно-творческого маршрута в психолого–педагогическом сопровождении одаренных детей в ДОУ

Лариса Смирнова
Использование образовательно-творческого маршрута в психолого–педагогическом сопровождении одаренных детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

«Использование образовательно-творческого маршрута в психолого–педагогическом сопровождении одаренных детей в ДОУ»

педагог-психолог МБДОУ "Детский сад "Умка", г. Тамбов

Современное состояние системы образования характеризуется все большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала личности одаренного ребенка. Забота об одарённых детях сегодня – забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра. Важная задача взрослых – разглядеть и раскрыть едва проявивший себя росток одарённости, дать почву для его творческого роста и развития.

Публикация «Использование образовательно-творческого маршрута в психолого–педагогическом сопровождении одаренных детей в ДОУ» размещена в разделах

Своевременное выявление одарённых детей и развитие их способностей являются залогом их личностного развития. Многочисленные труды (Л. А. Венгер, Ю. З. Гильбух, Н. С. Лейтес, Г. В. Бурменская) посвящены рассмотрению понятия – одарённый ребёнок, выявлению таких детей, особенностям работы с ними, их психологическим проблемам.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таковых) в том или ином виде деятельности. С целью изучения и анализа потенциальных возможностей личности ребенка, предпосылок психического, физического и духовного развития, дошкольном учреждении необходимо осуществлять психолого-педагогическое сопровождение, задачей которого является создание психолого-педагогических условий для полноценного развития ребенка в соответствии с его потенциальными возможностями и способностями. Поэтому, основная задача педагогане выявление «степени» одаренности, а предоставление каждому ребенку возможности развития своих задатков и творческих способностей. При создании в ДОУ благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.

Психолого–педагогическое сопровождение происходит с помощью технологии «образовательно – творческого маршрута», которая включает в себя алгоритм деятельности по определению индивидуальной траектории развития одарённого ребёнка и фиксируется документально.

Что такое образовательно – творческий маршрут?

Это документ, включающий в себя основные показатели развития ребенка в семье и в дошкольном учреждении. Обобщение в одном документе индивидуальных психофизиологических, личностных особенностей воспитанников, уровня развития их познавательных процессов, усвоения образовательных областей в рамках образовательной программы позволяет организовать проектирование индивидуального маршрута, а также осуществить системное сопровождение каждого ребенка в соответствие с выбранной индивидуальной траекторией развития. С помощью образовательно – творческого маршрута происходит выявление задатков и способностей детей в различных сферах человеческой деятельности и определение системы работы по их развитию (формирование разновозрастных сообществ по интересам).

Наиболее эффективно решать данную задачу помогает включение родителей в образовательный процесс как непосредственных участников, поэтому оценка уровня развития ребенка осуществляется с помощью наблюдений за деятельностью ребенка, бесед с детьми и их родителями, заполнения «опросников» вначале родителями, затем педагогами.

Работа с использованием технологии образовательно-творческого маршрута проводится два раза в год (на начало и конец) и включает в себя не только педагогическую диагностику по выявлению уровня овладения образовательной программой, но и самое главное выявление склонностей и способностей детей, а также проблемных полей в развитии. Данные наблюдений и «опросников» заносятся в образовательно-творческий маршрут каждого ребенка группы, после чего проходит заседание психолого-медико-педагогической комиссии, в состав которой обязательно включаются воспитатели группы, специалисты. Совместными усилиями всех членов комиссии, определяем способности каждого ребенка.

Такая индивидуально направленная работа помогает наметить деятельность всех педагогов, кто взаимодействует с детьми, по поддержанию и развитию способностей или задатков. Для воспитателя группы – это возможность осуществления дифференцированного подхода к детям и выбора оптимальных форм и методов их развития. Для родителей воспитанников – это рекомендации по организации свободной деятельности детей и выполнению определенных заданий по подготовке к школе. Для воспитанников группы – это определение их возможностей участия в конкурсах, олимпиадах и посещения платных дополнительных услуг различной направленности, существующих на базе ДОУ. Для специалистов осуществление кружковой работы по выявленным способностям.

Образовательно-творческий маршрут сопровождает ребенка все время пребывания в ДОУ. Поэтому по выпуску из детского сада у ребенка формируется партфолио, которое включает в себя непосредственно образовательно-творческий маршрут за весь период пребывания ребенка в дошкольном учреждении (например, с 2 – 7 лет) и все грамоты, награды воспитанника. В дальнейшем, при обучении ребенка в школе, партфолио – очень хорошее подспорье для учителя, он может больше узнать о ребенке, как от усвоения им программного материала, так и о его способностях, которые можно реализовать в последующей жизни ребенка.

Структура образовательно-творческого маршрута на каждом возрастном этапе включает в себя следующие разделы:

1. Профиль развития ребенка в семье

2. Индивидуальный профиль развития ребенка.

3. Заключение психолого-медико-педагогического консилиума.

4. Рекомендации по организации деятельности участников образовательного процесса по поддержанию и развитию способностей ребенка.

1. Профиль развития ребенка в семье раскрывает особенности организации личного пространства ребенка в домашних условиях, содержание игрового оборудования, степени проявления самостоятельности в самообслуживании. Анализ развития ребенка в семье, организация игровой деятельности, установление эмоционального контакта с членами семьи и сверстниками позволяет раскрыть грани личности ребенка. Определение приоритетного вида деятельности ребенка в семье (конструирование, настольные игры, рисование, прослушивание художественных произведений и т. д.) позволяет уточнить склонности и интересы ребенка, особенности детско-родительских отношений.

Постепенный характер наращивания от возраста к возрасту требований к возможностям личностного роста ребенка в семье позволяет родителям воспитанников увидеть ориентиры развития для своего ребенка.

Профиль развития ребенка в семье предполагает анализ и выявление:

- особенностей детско-родительских отношений;

- особенностей личностного роста ребенка в семье;

- способностей, проявляющихся у ребенка в семейном кругу.

2. Индивидуальный профиль развития детей в возрасте от 2 до 3 и от 3 до 4 лет включает в себя изучение уровня развития по следующим направлениям:

- усвоение сенсорных эталонов;

- развитие речи;

- физическое развитие;

- ручная умелость;

- эмоциональное развитие.

Каждое из этих направлений находит свое выражение, как в количественном, так и в качественном выражении (дается характеристика выявленных особенностей).

Индивидуальный профиль развития детей в возрасте от 4 до 7 лет включает в себя следующие отдельные блоки:

блок эмоционально - личностного развития (эмоциональное развитие, выявление особенностей характера);

блок развития познавательных процессов (память, внимание, восприятие, мышление, воображение);

блок речевого развития (уровень соответствия речевой норме грамматического строя, фонетико–фонематического развития)

блок наблюдений за развитием способностей в различных сферах человеческой деятельности.

Последний блок включает в себя деятельность педагогов и родителей воспитанников по выявлению ряда способностей, которые могут проявляться в различных сферах человеческой деятельности:

академической (академические способности) – определяет легкость овладения детьми образовательным материалом в рамках общеобразовательной программы ДОУ и обнаруживается в ходе проведения мониторинга по выявлению уровня овладения следующими дисциплинами: обучение грамоте, развитие математических представлений, ознакомление с окружающим, формирование коммуникативно–речевых представлений, развитие изобразительных навыков, физическое развитие, музыкальное развитие;

интеллектуальной (интеллектуальные способности) – определяет умение ребенка рассуждать, находить решение в нестандартных ситуациях;

художественно-эстетической (художественные способности) – определяет возможность проявления изобразительных, артистических, литературных и музыкальных способностей;

познавательно-исследовательской – выявляет познавательные способности детей;

технической – определяет конструкторские (технические) способности;

двигательной (двигательные способности) – выявляет специфические физические и двигательные возможности детей;

коммуникативной – выявляет степень коммуникационной адаптации в процессе организации общения (социальный интеллект); лидерские качества (организаторские способности).

Оценка уровня развития ребенка осуществляется с помощью высоко и низко формализованных методов диагностики: наблюдений за деятельностью ребенка, бесед с детьми и их родителями, заполнения «опросников» педагогами и родителями.

Каждый «опросник» содержит в себе лаконичный перечень качеств, которые в разной степени могут проявляться у ребенка. Родителям, а затем педагогам в начале и конце каждого учебного года предлагается заполнить его, определяя степень выраженности конкретного качества у ребенка условным обозначением, соответствующим определенному критерию.

«Опросники» разработаны исходя из специфических возрастных особенностей детей на каждом этапе развития, приоритетных задач в рамках определенных периодов взросления и предполагают объективную оценку уровня проявления задатков и способностей. Объективность достигается за счет участия в оценке, как педагогов, так и родителей воспитанников, а также расчета среднего балла.

К «опроснику» разработан «ключ расчета» степени выраженности определенной способности, который используется педагогом-психологом при «перекодировании» буквенного обозначения, используемого при заполнении «опросников» родителями и воспитателями, в балльный (по 5-балльной системе оценки).

3. Заключение психолого-медико-педагогического консилиума представляет собой анализ результатов комплексной оценки развития ребенка со стороны родителей, воспитателей и специалистов дошкольного учреждения и предполагает:

- анализ профиля развития ребенка в семье;

- анализ индивидуального профиля развития ребенка;

- выявление способностей.

Роль ПМПк определяется возможностью рассмотрения личности ребенка многоаспектно и многогранно. В ходе консолидированного обсуждения происходит выявление достижений в развитии ребенка, проявляющихся в виде обнаруженных способностей.

Такая констатация позволяет определить стратегию деятельности всех участников образования в рамках реализации программы сопровождения.

4. Рекомендации по организации деятельности участников образовательного процесса содержат четкие инструкции для специалистов ДОУ, родителей воспитанников, воспитателей возрастной группы как по поддержанию и развитию выявленной способности, так и по устранению проблемных полей в развитии ребенка.

Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых дошкольников является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в дальнейшем. При организации работы с одаренными детьми в условиях ДОУ, речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в дошкольном детстве на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности ДОУ. Своевременное выявление одарённых детей и развитие их способностей являются залогом их личностного развития.

Список литературы:

1. Блохина Е. А, Мельничук Л. И, «Образовательно - творческий маршрут как современная технология психолого- педагогического сопровождения ребенка в дошкольном учреждении», ТОИПКРО учебно – методическое пособие, 2011.

2. Бабаева Ю. Д., Лейтес Н. С., Матюрина Т. М. психология одаренности детей и подростков. - М. : Издательский центр «Академия», 2000.

3. Савенков А. И. Ваш ребенок талантлив. -Ярославль: Академия развития, 2002.

4. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и в школе 2000. Москва.

5. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей 1996. Ярославль.

Публикации по теме:

Выступление на педагогическом часе «Использование ИКТ в работе педагогов ДОУ»Выступление на педагогическом часе «Использование ИКТ в работе педагогов ДОУ» Использование ИКТ в работе педагогов ДОУ «Человек образованный — тот, кто знает, где найти то, чего он не знает» Георг Зиммель Информационно.

Использование приемов творческого рассказывания в процессе развития связной речи детей старшего дошкольного возраста Развитие речи является сложным, длительным процессом, требующим большого количества времени и творческого подхода. В основе данного процесса,.

Использование русских народных игрушек в педагогическом процессе современных ДОУ Подобно родной речи, сказке, песне, народная игрушка является замечательным культурным наследием. Народная игрушка тысячелетия воспитывала.

Консультация для родителей «Разработка и использование маршрута «Дом — детский сад» Разработка и использование маршрута «Дом — детский сад» Маршрут «Дом — детский сад» — это документ, в котором излагаются схема и описание.

Образец положения о психолого-педагогическом консилиуме в ДОО 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано для МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №» (далее — МБДОУ) в соответствии.

Психолого-педагогические подходы к развитию творческого и интеллектуального потенциала талантливых детей на различных этапах МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» «Психолого-педагогические подходы к развитию творческого.

Психолого-педагогические условия развития одаренных детей Психолого-педагогические условия развития одаренных детей Человеческое мышление, способность к творчеству - величайшие из даров природы.

Развития творческого воображения детей через использование нетрадиционных техник рисования .

Использование технологии ТРИЗ для развития творческого мышления Сообщение на тему: «Использование технологии ТРИЗ для развития творческого мышления»для воспитателей. Мы все хотим, чтобы наши дети были.

Исследовательская деятельность школьников как средство реализации творческого потенциала одаренных детейИсследовательская деятельность школьников как средство реализации творческого потенциала одаренных детей Одаренные дети - целый мир, особый мир детства, требующий разумного и оптимального воспитания, построенного на собственных траекториях развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование образовательно-творческого маршрута в психолого–педагогическом сопровождении одаренных детей в ДОУ
Опубликовано: 4 июня 2019 в 16:15
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование образовательно-творческого маршрута в психолого–педагогическом сопровождении одаренных детей в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Смирнова (УИ 1460144) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД