Лариса Смирнова
Использование образовательно-творческого маршрута в психолого–педагогическом сопровождении одаренных детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование образовательно-творческого маршрута в психолого–педагогическом сопровождении одаренных детей в ДОУ»
педагог-психолог МБДОУ "Детский сад "Умка", г. Тамбов
Современное состояние системы образования характеризуется все большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала личности одаренного ребенка. Забота об одарённых детях сегодня – забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра. Важная задача взрослых – разглядеть и раскрыть едва проявивший себя росток одарённости, дать почву для его творческого роста и развития.
Публикация «Использование образовательно-творческого маршрута в психолого–педагогическом сопровождении одаренных детей в ДОУ» размещена в разделах
Своевременное выявление одарённых детей и развитие их способностей являются залогом их личностного развития. Многочисленные труды (Л. А. Венгер, Ю. З. Гильбух, Н. С. Лейтес, Г. В. Бурменская) посвящены рассмотрению понятия – одарённый ребёнок, выявлению таких детей, особенностям работы с ними, их психологическим проблемам.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таковых) в том или ином виде деятельности. С целью изучения и анализа потенциальных возможностей личности ребенка, предпосылок психического, физического и духовного развития, дошкольном учреждении необходимо осуществлять психолого-педагогическое сопровождение, задачей которого является создание психолого-педагогических условий для полноценного развития ребенка в соответствии с его потенциальными возможностями и способностями. Поэтому, основная задача педагога – не выявление «степени» одаренности, а предоставление каждому ребенку возможности развития своих задатков и творческих способностей. При создании в ДОУ благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.
Психолого–педагогическое сопровождение происходит с помощью технологии «образовательно – творческого маршрута», которая включает в себя алгоритм деятельности по определению индивидуальной траектории развития одарённого ребёнка и фиксируется документально.
Что такое образовательно – творческий маршрут?
Это документ, включающий в себя основные показатели развития ребенка в семье и в дошкольном учреждении. Обобщение в одном документе индивидуальных психофизиологических, личностных особенностей воспитанников, уровня развития их познавательных процессов, усвоения образовательных областей в рамках образовательной программы позволяет организовать проектирование индивидуального маршрута, а также осуществить системное сопровождение каждого ребенка в соответствие с выбранной индивидуальной траекторией развития. С помощью образовательно – творческого маршрута происходит выявление задатков и способностей детей в различных сферах человеческой деятельности и определение системы работы по их развитию (формирование разновозрастных сообществ по интересам).
Наиболее эффективно решать данную задачу помогает включение родителей в образовательный процесс как непосредственных участников, поэтому оценка уровня развития ребенка осуществляется с помощью наблюдений за деятельностью ребенка, бесед с детьми и их родителями, заполнения «опросников» вначале родителями, затем педагогами.
Работа с использованием технологии образовательно-творческого маршрута проводится два раза в год (на начало и конец) и включает в себя не только педагогическую диагностику по выявлению уровня овладения образовательной программой, но и самое главное выявление склонностей и способностей детей, а также проблемных полей в развитии. Данные наблюдений и «опросников» заносятся в образовательно-творческий маршрут каждого ребенка группы, после чего проходит заседание психолого-медико-педагогической комиссии, в состав которой обязательно включаются воспитатели группы, специалисты. Совместными усилиями всех членов комиссии, определяем способности каждого ребенка.
Такая индивидуально направленная работа помогает наметить деятельность всех педагогов, кто взаимодействует с детьми, по поддержанию и развитию способностей или задатков. Для воспитателя группы – это возможность осуществления дифференцированного подхода к детям и выбора оптимальных форм и методов их развития. Для родителей воспитанников – это рекомендации по организации свободной деятельности детей и выполнению определенных заданий по подготовке к школе. Для воспитанников группы – это определение их возможностей участия в конкурсах, олимпиадах и посещения платных дополнительных услуг различной направленности, существующих на базе ДОУ. Для специалистов осуществление кружковой работы по выявленным способностям.
Образовательно-творческий маршрут сопровождает ребенка все время пребывания в ДОУ. Поэтому по выпуску из детского сада у ребенка формируется партфолио, которое включает в себя непосредственно образовательно-творческий маршрут за весь период пребывания ребенка в дошкольном учреждении (например, с 2 – 7 лет) и все грамоты, награды воспитанника. В дальнейшем, при обучении ребенка в школе, партфолио – очень хорошее подспорье для учителя, он может больше узнать о ребенке, как от усвоения им программного материала, так и о его способностях, которые можно реализовать в последующей жизни ребенка.
Структура образовательно-творческого маршрута на каждом возрастном этапе включает в себя следующие разделы:
1. Профиль развития ребенка в семье
2. Индивидуальный профиль развития ребенка.
3. Заключение психолого-медико-педагогического консилиума.
4. Рекомендации по организации деятельности участников образовательного процесса по поддержанию и развитию способностей ребенка.
1. Профиль развития ребенка в семье раскрывает особенности организации личного пространства ребенка в домашних условиях, содержание игрового оборудования, степени проявления самостоятельности в самообслуживании. Анализ развития ребенка в семье, организация игровой деятельности, установление эмоционального контакта с членами семьи и сверстниками позволяет раскрыть грани личности ребенка. Определение приоритетного вида деятельности ребенка в семье (конструирование, настольные игры, рисование, прослушивание художественных произведений и т. д.) позволяет уточнить склонности и интересы ребенка, особенности детско-родительских отношений.
Постепенный характер наращивания от возраста к возрасту требований к возможностям личностного роста ребенка в семье позволяет родителям воспитанников увидеть ориентиры развития для своего ребенка.
Профиль развития ребенка в семье предполагает анализ и выявление:
- особенностей детско-родительских отношений;
- особенностей личностного роста ребенка в семье;
- способностей, проявляющихся у ребенка в семейном кругу.
2. Индивидуальный профиль развития детей в возрасте от 2 до 3 и от 3 до 4 лет включает в себя изучение уровня развития по следующим направлениям:
- усвоение сенсорных эталонов;
- развитие речи;
- физическое развитие;
- ручная умелость;
- эмоциональное развитие.
Каждое из этих направлений находит свое выражение, как в количественном, так и в качественном выражении (дается характеристика выявленных особенностей).
Индивидуальный профиль развития детей в возрасте от 4 до 7 лет включает в себя следующие отдельные блоки:
• блок эмоционально - личностного развития (эмоциональное развитие, выявление особенностей характера);
• блок развития познавательных процессов (память, внимание, восприятие, мышление, воображение);
• блок речевого развития (уровень соответствия речевой норме грамматического строя, фонетико–фонематического развития)
• блок наблюдений за развитием способностей в различных сферах человеческой деятельности.
Последний блок включает в себя деятельность педагогов и родителей воспитанников по выявлению ряда способностей, которые могут проявляться в различных сферах человеческой деятельности:
академической (академические способности) – определяет легкость овладения детьми образовательным материалом в рамках общеобразовательной программы ДОУ и обнаруживается в ходе проведения мониторинга по выявлению уровня овладения следующими дисциплинами: обучение грамоте, развитие математических представлений, ознакомление с окружающим, формирование коммуникативно–речевых представлений, развитие изобразительных навыков, физическое развитие, музыкальное развитие;
интеллектуальной (интеллектуальные способности) – определяет умение ребенка рассуждать, находить решение в нестандартных ситуациях;
художественно-эстетической (художественные способности) – определяет возможность проявления изобразительных, артистических, литературных и музыкальных способностей;
познавательно-исследовательской – выявляет познавательные способности детей;
технической – определяет конструкторские (технические) способности;
двигательной (двигательные способности) – выявляет специфические физические и двигательные возможности детей;
коммуникативной – выявляет степень коммуникационной адаптации в процессе организации общения (социальный интеллект); лидерские качества (организаторские способности).
Оценка уровня развития ребенка осуществляется с помощью высоко и низко формализованных методов диагностики: наблюдений за деятельностью ребенка, бесед с детьми и их родителями, заполнения «опросников» педагогами и родителями.
Каждый «опросник» содержит в себе лаконичный перечень качеств, которые в разной степени могут проявляться у ребенка. Родителям, а затем педагогам в начале и конце каждого учебного года предлагается заполнить его, определяя степень выраженности конкретного качества у ребенка условным обозначением, соответствующим определенному критерию.
«Опросники» разработаны исходя из специфических возрастных особенностей детей на каждом этапе развития, приоритетных задач в рамках определенных периодов взросления и предполагают объективную оценку уровня проявления задатков и способностей. Объективность достигается за счет участия в оценке, как педагогов, так и родителей воспитанников, а также расчета среднего балла.
К «опроснику» разработан «ключ расчета» степени выраженности определенной способности, который используется педагогом-психологом при «перекодировании» буквенного обозначения, используемого при заполнении «опросников» родителями и воспитателями, в балльный (по 5-балльной системе оценки).
3. Заключение психолого-медико-педагогического консилиума представляет собой анализ результатов комплексной оценки развития ребенка со стороны родителей, воспитателей и специалистов дошкольного учреждения и предполагает:
- анализ профиля развития ребенка в семье;
- анализ индивидуального профиля развития ребенка;
- выявление способностей.
Роль ПМПк определяется возможностью рассмотрения личности ребенка многоаспектно и многогранно. В ходе консолидированного обсуждения происходит выявление достижений в развитии ребенка, проявляющихся в виде обнаруженных способностей.
Такая констатация позволяет определить стратегию деятельности всех участников образования в рамках реализации программы сопровождения.
4. Рекомендации по организации деятельности участников образовательного процесса содержат четкие инструкции для специалистов ДОУ, родителей воспитанников, воспитателей возрастной группы как по поддержанию и развитию выявленной способности, так и по устранению проблемных полей в развитии ребенка.
Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых дошкольников является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в дальнейшем. При организации работы с одаренными детьми в условиях ДОУ, речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в дошкольном детстве на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности ДОУ. Своевременное выявление одарённых детей и развитие их способностей являются залогом их личностного развития.
Список литературы:
1. Блохина Е. А, Мельничук Л. И, «Образовательно - творческий маршрут как современная технология психолого- педагогического сопровождения ребенка в дошкольном учреждении», ТОИПКРО учебно – методическое пособие, 2011.
2. Бабаева Ю. Д., Лейтес Н. С., Матюрина Т. М. психология одаренности детей и подростков. - М. : Издательский центр «Академия», 2000.
3. Савенков А. И. Ваш ребенок талантлив. -Ярославль: Академия развития, 2002.
4. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и в школе 2000. Москва.
5. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей 1996. Ярославль.