Чекунова Ирина
Представление результатов обследования первоклассников на педагогическом консилиуме
▼ Скачать + Заказать документы
Представление результата обследования первоклассников на педагогическом консилиуме
В начале учебного года было обследовано 89 первоклассников (1а – 26, 1б – 25, 1в – 24, 1г - 14
Обследование проводилось по экспресс-методике, включающей следующие блоки заданий:
1 блок Звукопроизношение. При обследовании звукопроизношения применялись методические приемы отраженного и самостоятельного воспроизведения лексического материала. Детям предлагались сюжетные и предметные картинки, слова, предложения, включающие исследуемые звуки. Нарушения звукопроизношения выявлены у 56% обследуемых.
Публикация «Представление результатов обследования первоклассников на педагогическом консилиуме» размещена в разделах
2 блок Фонематическое восприятие. В задания входили слова и предложения со сходными по артикуляции звуками (шипящие-свистящие; звонкие-глухие; соноры; твердые-мягкие). У некоторых детей при отсутствии выраженных дефектов отдельных звуков отмечалось недостаточная четкость их произнесения. Недочеты выражались в смешении и заменах звуков в спонтанной речи. Нарушение фонематических процессов наблюдается у 45% первоклассников.
3 блок Навыки слогового анализа. В этом блоке заданий предлагались слова различной слоговой структуры, предлагалось разделить слова на слоги и повторить за педагогом многосложные незнакомые слова. 18% детей испытывают затруднения в последовательном произношении слогов в многосложных незнакомых словах, со стечением согласных звуков. Например, молодовый эстурксовод (молодой экскурсовод, вебюд (верблюд, веасипист (велосипедист, ревёвка (верёвка, жаворок (жаворонок)
В норме к 6-7 годам ребенок должен правильно произносить все звуки родного языка. 41% первоклассников не имеют нарушений в звукопроизношении.
Фонетическое недоразвитие речи наблюдается у ребенка с неправильным звукопроизношением (например, горловое р, что не влияет на процессы формирования чтения и письма. Среди первоклассников фонетическое нарушение выявлено у 12%.
Фонематическое недоразвитие речи наблюдается у 6% первоклассников, у детей правильная артикуляция, но иногда происходит замена одного звука на другой. У таких детей недоразвито фонематическое восприятие и фонематический слух. Например, Миса пошёл в сколу.
При фонетико-фонематическом недоразвитии речи – это 8% первоклассников – нарушается непосредственно звукопроизношение, т. е. артикуляция, наблюдаются недоразвитие фонематического слуха, т. е. звукоразличение и недоразвитие фонематического восприятия (умственных действий по звуковому анализу) Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и нередко служит причиной появления вторичного (по отношению к устной форме речи) дефекта, проявляющегося в специфических нарушениях чтения и письма.
При общем недоразвитии речи страдают все компоненты языка: звукопроизношение, фонематическое недоразвитие слуха и восприятия, лексика, грамматика. 30% первоклассников поступили в школу III-IV уровня общего недоразвития речи или с не резко выраженной неполноценностью лексико-грамматических средств языка. При этом у всех детей остается недостаточная сформированность фонематических процессов, низкий словарный запас. У таких детей не сформировано чувство языка, родной язык воспринимается им как иностранный, поэтому они могут испытывать трудности в обучении чтению и письму.
К группе риска по возникновению трудностей в овладении чтением и письмом можно причислить детей с речевым недоразвитием, а также леворуких детей, ребят с ослабленным соматическим здоровьем и гиперактивных учеников с дефицитом функции внимания.
Таким образом, по данным логопедического обследования в среднем 58% первоклассников нашей школы имеют нарушения устной речи от простых форм до общего недоразвития речи. На сегодняшний день количество так называемых «незрелых» в речевой функции детей возросло.
Рекомендации учителю начальных классов.
• Для учащихся с недостаточно сформированным или несформированным фонематическим слухом необходимо медленное проговаривание и повторное называние задания, четкая артикуляция звуков.
• Для учащихся с нарушенным звукопроизношением рекомендуется не форсировать внимание на этом звуке и не давать задание, где “нарушенный” звук встречается часто, опора на зрительный образ буквы, слова.
• Для учащихся с недостаточно сформированным или не сформированным грамматическим строем рекомендуется отвечать на вопросы учителя полным предложением, четко проговаривая окончания.