Светлана Шулятьева
ООД «Моя семья» по социально — коммуникативному направлению в средней группе для детей с ЗПР. Пояснительная записка
▼ Скачать + Заказать документы
ООД по социально — коммуникативному направлению в средней группе для детей с ЗПР. Пояснительная записка
Автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития – детский сад №3
муниципального учреждения Динской район»
«Моя семья».
ООД по социально-коммуникативному направлению в средней группе,
для детей с задержкой психического развития
Выполнила
Учитель – дефектолог: Шулятьева Светлана Геннадьевна
ст. Динская
2018г.
Публикация «ООД „Моя семья“ по социально — коммуникативному направлению в средней группе для детей с ЗПР, Пояснительная записка» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая, продуктивная.
Цель: Формирование представлений детей о семье, ее членах и родственных отношениях.
Задачи:
- Уточнить и систематизировать знания детей о семье, познакомить с ролевыми отношениями в семье.
-Способствовать совершенствованию диалогической речи: умение участвовать в беседе.
- Закреплять умение составлять предложение из 3-4-х слов с опорой на вопрос и действие.
- Закрепить навык составления предложений по картинкам.
-Закрепить навык образования уменьшительно-ласкательной формы имен существительных, упражнять детей в подборе прилагательных.
- Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, чувство взаимовыручки, любовь и уважение ко всем членам семьи.
Активизация словаря: семья, сильный, смелый, красивый, заботливый, добрый, хорошая, любимая.
Демонстрационный материал: Дерево, на котором вместо листочков висят фотографии родных и загадки, пять сюжетных картин на тему «Семья», световой стол с использованием элементов песочной терапии.
Предварительная работа: Оформление и рассматривание семейных фотографий и фотоальбомов, газет, чтение А. Куприн «Бедный принц», В. Ю. Драгунский «Чики – брык» и разучивание стихов «Мой дом» М. Тахистова, «Моя семья» А. Барто «Дома», изготовление подарков для родных, семейные праздники, совместная проектная деятельность с родителями и детьми по теме «Моя семья».
Содержание Материал
1 этап - МОТИВАЦИИ
В группе за ширмой стоит дерево. Учитель – дефектолог убирает ширму.
Учитель – дефектолог: - Ребята, посмотрите, у нас в группе растет дерево. Подойдите к нему. Это дерево не простое! Как вы думаете, почему оно не простое?
Дети: Потому, что на нем вместо листочков висят фотографии наших родных.
Учитель – дефектолог: Давайте посмотрим, кто на них сфотографирован? (ребята рассматривают и находят фото своих родных).
Дети: Сфотографированы наши мамы, папы, дедушки и бабушки – наши родные!
2 этап РЕАЛИЗАЦИИ
Учитель – дефектолог: Возьмите фотографии своих близких людей., чья фотография у тебя в руках?
Дети:- Мамина!
Учитель – дефектолог: Как зовут твою маму?
Дети: - Мою маму зовут Таня!
Учитель – дефектолог: - Как ты ласково называешь свою маму?
Дети:- Мамочка Танечка! (И так каждый ребенок называет того, кто изображен на фотографии, используя уменьшительно – ласкательные слова).
Учитель – дефектолог: - Посмотрите, ребята, на веточках висят не только фотографии, но и конверты. Давайте посмотрим, что в них находится? Ребята, да это же загадки. Отгадки у вас в руках. Я вам буду загадывать загадку, а вы будете показывать отгадку.
- Кто красивее всех на свете?
Кого любят очень дети?
Вот всегда она такая!
Моя …родная!
Дети: - Мамочка! (все дети показывают фото мамы)
Учитель – дефектолог:
- Юля, а какая у тебя мамочка?
- У меня мамочка красивая, хорошая, любимая… (Ответы детей)
Учитель – дефектолог:- Хорошо, слушайте другую загадку:
Кто в ответе за семью?
Кому я подражать не устаю?
Ужин может он состряпать,
Это наш любимый…
Дети: - Папа! (каждый ребенок показывает фото папы)
Учитель – дефектолог:- Алеша, Какой у тебя папа?
Дети: - У меня папа сильный, смелый, красивый, заботливый, добрый. (4-5 ответов детей)
Учитель – дефектолог:
- Нас любить не устает,
Пирожки всегда печет,
И вкусные оладушки?
Кто же это?.
Дети: - Бабушка! (дети показывают фото бабушки)
Учитель – дефектолог:
- Маша, а какая у тебя бабушка?
Учитель – дефектолог:
- Моя бабушка заботливая, любимая, помощница. (3-4 ответа детей)
Учитель – дефектолог
Ему очень много лет, Мой родной, любимый.
Дети: - Дед!
Учитель – дефектолог:- А ваш дедушка какой?
Дети: - красивый, старенький, родной! (3-4 ответа детей)
Учитель – дефектолог: - Как назвать одним словом всех, о ком мы с вами говорили?
Дети: - Моя семья.
Учитель – дефектолог:- Как вы должны относиться к своим близким?
Дети: - Не обижать их, не огорчать, любить и беречь.
2 этап РЕАЛИЗАЦИИ
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
Этот пальчик — мама,
Этот пальчик — папа,
Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Дети одновременно правой и левой рукой дотрагиваются поочередно всеми пальчиками до больших
Этот пальчик — я Пальцы сжаты в кулак, поднимают вверх большой палец
Вот наша дружная семья.
(К. Бухарина) Трясут кистями рук
ИГРА «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
Учитель – логопед вывешивает на доске пять сюжетных картин и предлагает детям составить по ним предложения о том, что делают члены семьи.
Учитель – дефектолог: Еще на нашем дереве висят конверты, давайте посмотрим, что в них (педагог достает из конвертов сюжетные картинки).
Учитель – дефектолог: - Что делает мама?
Дети: - Мама готовит кушать.
Учитель – дефектолог:- Чем занимается в комнате папа?
Дети: - Папа хочет повесить картину на стену.
Учитель – дефектолог:- А что делает бабушка?
Дети: - Бабушка вяжет носки.
Учитель – дефектолог:- Чем занят дедушка?
Дети: - Дедушка читает газету.
Учитель – дефектолог : -Ребята, а большая семья живет в квартире?
Дети: - Семья очень большая – мама, папа, братик, сестричка, бабушка, дедушка.
Учитель – дефектолог: Посчитайте, сколько членов семьи?
(дети считают количество человек в семье, изображенной на картинке). Как вы помогаете дома близким?
Дети: - помогаем убирать в квартире, моем посуду, убираем свои игрушки, наводим порядок на своей книжной полке, ухаживаем за домашними питомцами.
4. Физкультминутка «Кто живет у нас в квартире?»
Кто живет у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево – вправо.)
Мой сверчок, щегол и я — (Повороты туловища влево – вправо.)
Вот и вся моя семья, (Хлопаем в ладоши.)
3 этап - РЕФЛЕКСИИ
Учитель – дефектолог: - О ком мы с вами говорили?
Дети: - О семье, о наших родных.
Дети посмотрите наша большая семья вместе и все у них хорошо. Ребята, подойдите к световому столу и нарисуйте любого члена вашей семьи, а можете и всю семью.
Учитель – дефектолог: - Молодцы, ребята, постарались все! Как красиво вы нарисовали! Кого вы нарисовали?
Дети: - Маму, папу, дедушку, братика, нашу семью!
Учитель – дефектолог: - как вы должны беречь своих родных?
Дети: - Мы должны любить их, помогать, не огорчать!
Дерево, на котором вместо листочков висят фотографии родных и конверты с загадками.
Пояснительная записка.
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим: «Моя семья» в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.
Конспект разработан на основе задач Основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, ФГОС ДО, Программы воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития под редакцией Л. Б. Боряевой и учебно-методического пособия по развитию лексико – грамматических представлений и связной речи у детей 4-5 лет с ОНР и ЗПР К. Е. Бухарина.
Длительность ООД (15-20 минут) соответствует возрасту детей. Количество ООД по ознакомлению с окружающим в неделю - 1 раз, в месяц – 4 раза, в год – 31 раз.
Количество детей в группе – 15 человек из них 8 - мальчиков, 7 – девочек.
На начало учебного года уровень развития детей с задержкой психического развития:
12 – низкий уровень развития, 3 – средний; из них 6 детей тяжелого уровня речевого развития и 9 детей среднего.
Образовательная деятельность проводилась с подгруппой детей в количестве пяти человек с одинаковым уровнем развития речи. Обучение детей построено на уровне их реальных познавательных возможностях.
При проведении образовательной деятельности использованы педагогические технологии: дифференцированного подхода, здоровьесберегающие.
Данный вид деятельности включает в себя предварительную работу: оформление и рассматривание семейных фотографий и фотоальбомов, газет, чтение художественной литературы: А. Куприн «Бедный принц», В. Ю. Драгунский «Чики – брык» и разучивание стихов «Мой дом» М. Тахистова, «Моя семья» А. Барто «Дома», изготовление подарков для родных, семейные праздники, совместная проектная деятельность с родителями и детьми по теме «Моя семья».
Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов образовательной деятельности в соответствии с программным содержанием способствует лучшему усвоению программного материала. Так на занятии использовался заинтересовывающий момент – дерево с семейными фотографиями и сюрпризный момент – «Конверты с загадками».
ООД состоит из 3-х частей:
I часть - мотивация
II часть – этап реализации
III часть – рефлексия
На этапе реализации дети с удовольствием провели пальчиковую гимнастику «Этот пальчик мамочка!», физкультминутку «Кто живет у нас в квартире?»
В речевой игре «Составь предложение» ребята закрепляли навык составления предложений из 3-4 слов по картинкам, образовывали уменьшительно-ласкательные формы имен существительных, упражнялись в подборе прилагательных, что способствовало развитию лексико – грамматической и связной речи у детей.
В структуре организованной образовательной деятельности были предусмотрены принципы: системности, развития, доступности, последовательности и концентричности.
Активной формой закрепления программного материала является использование светового стола с элементами песочной терапии, где дети наглядно, тактильно закрепляют пройденный материал, рисуя на песке свою семью.
Правильная организация образовательной деятельности способствует развитию психических функций у детей : устойчивости внимания, словесно – логической памяти, слухового и зрительного восприятия, логического мышления.
Учитель – дефектолог ___ Шулятьева С. Г.