Тагойгул
Поисково-познавательная деятельность в старшей группе (Конспекты)
▼ Скачать + Заказать документы
ПОИСКОВО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
(Конспекты)
Есть ли у растений органы дыхания
• Определить, что все части растения участвуют в чании.
• прозрачная емкость с водой, лист на длинном че-
решке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа.
- Взрослый предлагает узнать, проходит ли воздух че-
рез листья внутрь растения. Высказываются предполо-
жения о том, как обнаружить воздух: дети рассматри-
вают срез стебля через лупу (есть отверстия, погружа-
Публикация «Поисково-познавательная деятельность в старшей группе (Конспекты)» размещена в разделах
ют стебель в воду (наблюдают выделение пузырьков из
стебля). Взрослый с детьми проводит опыт «Сквозь лист»
в следующей последовательности: а) наливают в бутылку
воды, оставив ее незаполненной на 2—3 см; б) вставля-
ют лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузил-
ся в воду; плотно замазывают пластилином отверстие
бутылки, как пробкой; в) здесь же проделывают отвер-
стие для соломинки и вставляют ее так, чтобы кончик
не достал до воды, закрепляют соломинку пластили-
ном; г) встав перед зеркалом, отсасывают из бутылки
воздух. Из погруженного в воду конца стебля начина-
ют выходить пузырьки воздуха. Дети делают вывод о
том, что воздух через лист проходит в стебель, так как
видно выделение пузырьков воздуха в воду.
В тепле и в холоде
• Выделить благоприятные условия для роста и развития растений.
• Зимние или весенние ветки деревьев, корневище мать-и-мачехи вместе с частью почвы, цветы с клумбы с частью почвы (осенью);
- Взрослый спрашивает, почему на веточках на улице нет листьев (на улице холодно, деревья «спят»). Предлагает внести ветки в помещение. Дети наблюдают за изменением почек (почки увеличиваются в размере, лопаются, появлением листочков, их ростом, сравнивают с ветками на улице (ветки без листьев, зариювывают, строят модель зависимости растений от тепла (для жизни и роста растениям нужно тепло). Взрослый предлагает выяснить, как скорее увидеть первые зесенние цветы (внести их в помещение, чтобы им стало тепло). Дети выкапывают корневище мать-и-мачехи с частью почвы, переносят в помещение, наблюдают за временем появления цветов в помещении и снаружи (в помещении цветы появляются через 4— 5 дней, на улице — через одну-две недели). Оформляют результаты наблюдения в виде модели зависимости растений от тепла (холодно — растения растут медленно, тепло — растут быстро).
- Взрослый предлагает определить, как продлить лето цветов (внести цветущие растения с клумбы в помещение, выкопав корни растений с большим комом земли, для того чтобы не повредить их). Дети наблюдают за изменением цветов в помещении и на клумбе (на клумбе цветы завяли, замерзли, погибли; в помещении — продолжают цвести). Оформляют результаты наблюдений в виде модели зависимости растений от тепла. зависимости растений от тепла.
Почему цветы осенью вянут?
• /становить зависимость роста растении от темпера туры поступаемой влаги.
• оршок со взрослым растением; изогнутая стеклянная трубочка, вставленная в резиновую трубку длиной 3 см, соответствующую диаметру стебля растения; прозрачная емкость.
- Взрослый предлагает детям перед поливом изме температуру воды (вода теплая, полить оставшийс я от стебля пенек, на который предварительно надевают резиновую трубку с вставленной в нее и закрепленной стеклянной трубкой. Дети наблюдают за вытеканием воды из стеклянной трубки. Охлаждают воду с помощью снега, измеряют температуру (стала холоднее, поливают, но вода в трубку не поступает. Выясняют, почему осенью цветы вянут, хотя воды много (корешки не переносят холодной воды).
Лабиринт
• Установить, как растение ищет свет.
• Картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном — отверстие.
- В коробку помещают клубень, закрывают ее, ставят в теплое, но не жаркое место, отверстием к источнику света. Открывают коробку после появления из отверстия ростков картофеля. Рассматривают, отмечая их направление, цвет (ростки бледные, белые, искривленные в поисках света в одну сторону). Оставив коробку открытой, продолжают в течение недели наблюдать за изменением цвета и направлением ростков (ростки теперь тянутся в разные стороны, они позеленели). Дети объясняют результат (много света — растению хорошо, оно зеленое; мало света — растению плохо).
Как устроены перья у птиц?
• Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.
• Перья куриные, гусиные, лупа, замок-«молния», свеча, волос, пинцет.
- Дети рассматривают маховое перо птицы, обращая 1ание на стержень и прикрепленное к нему опахал о. Выясняют, почему оно падает медленно, плавно кружась (перо легкое, так как внутри стержня — пустота). Взрослый предлагает помахать пером, понаблюдать, что происходит с ним, когда птица машет крыльями (перо эластично пружинит, не расцепляя волосков, сохраняя поверхность). Рассматривают опахало через сильную лупу или микроскоп (на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые могут прочно и легко совмещаться между собой, как бы застегивая поверхность пера). Рассматривают пуховое перо птицы, выясняют, чем оно отличается от махового пера (пуховое перо мягкое, волоски между собой не сцепле-ны, стержень тонкий, перо значительно меньше по размеру). Дети рассуждают, для чего птицам такие перья (они служат для сохранения тепла тела).
Откуда, берется вода?
• Познакомиться с процессом конденсации.
• Емкость с горячей водой, охлажденная металлическая крышка.
- Взрослый предлагает детям накрыть емкость с горячей водой холодной крышкой. Через некоторое время дети рассматривают внутреннюю сторону крышки, трогают рукой. Выясняют, откуда взялась вода (это частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки Й осели на крышке). Взрослый предлагает повторить опыт, но с теплой крышкой. Дети наблюдают, что на теплой крышке воды нет, и делают вывод: процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.
Подводная лодка
• Обнаружить, что воздух легче воды; выявить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды.
• Изогнутая трубочка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой.
- Дети выясняют, что произойдет со стаканом, если его опустить в воду, сможет ли он сам подняться со дна. Они выполняют действия: погружают стакан в воду, переворачивают его вверх дном, подводят под него изогнутую трубочку, вдувают под него воздух. В конце опыта делают выводы: стакан постепенно заполняется водой, пузыри воздуха выходят из него; воздух легче воды — попадая в стакан через трубочку, он вытесняет воду из-под стакана и поднимается вверх, выталкивая из воды стакан.
Фокус «Почему не выливается?»
• Обнаружить атмосферное давление.
• Стаканы с водой, почтовые открытки.
- Взрослый предлагает детям перевернуть стакан, не пролив из него воды. Дети высказывают предположения, пробуют. Затем взрослый наполняет стакан водой до краев, покрывает его почтовой открыткой и, слегка придерживая ее пальцами, переворачивает стакан вверх дном. Убирает руку — открытка не падет, вода не выливается (если только бумага совершенно горизонтальна и прижата к краям). Почему вода не выливается из стакана, когда под ним лист бумаги (на лист бумаги давит воздух, он прижимает лист к краям стакана и не дает воде вылиться, т. е. причина — воздушное давление).