Гильмуллина Ригина
Поисково-исследовательский проект «Почемучки-исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Система работы предполагает комплексный подход к изучению темы в течении недели, что даёт возможность многократно повторять изучаемый материал; учитывая психические особенности данной категории детей и обеспечивает более прочное его усвоение. Согласно годовому планированию (КРО И. А. Морозова, М. А. Пушкарёва. Ознакомление с окружающим миром, первая неделя апреля «Космос. Планеты солнечной системы».
Длительность: проект средней продолжительности (3 месяца). Проект был осуществлен в период с сентября 2021 по ноябрь 2021 г.
Участники: дети старшей группы, педагоги, родители
Публикация «Поисково-исследовательский проект „Почемучки-исследователи“» размещена в разделах
Актуальность: ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. В старшем дошкольном возрасте у детей развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которые развивают продуктивные формы мышления. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать и способствовать ее развитию. Познавательно - исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов; способствует формированию целостной картины мира.
Исследования Н. Н. Подьякова, подтверждают, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том что, он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость анализа и сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности.
Цель:
- развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
- развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
- развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;
- создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.
Задачи:
- Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
- Пополнить и обогатить в группе развивающую предметно-пространственную среду для организации работы дошкольников по экспериментальной и исследовательской деятельности.
- Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
-Развивать наблюдательность;
-Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода, растения и т. д.) .
-Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
-Создание условий для проявления исследовательской активности старших дошкольников в самостоятельном и коллективном экспериментировании.
- Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Ожидаемые результаты:
- У детей сформировано эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
- Дети проявляют познавательный интерес к занятиям, улучшено речевое развитие.
- Сформированы коммуникативные навыки.
- Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
- У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
- У детей расширены знания и представления об окружающем мире.
- У детей развиты познавательные умения через экспериментальную деятельность.
План реализации проекта :
1 этап. Подготовительный.
- Выявление первоначальных знаний у детей.
- Подбор научной и методической литературы по данной теме; подбор настольно-печатных и дидактических игр.
- Подбор дидактических пособий, иллюстраций, репродукций по данной теме.
2 этап – практический:
МЕСЯЦ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕМА ЦЕЛИ
Сентябрь Опыт «Знакомство со свойствами воздуха» Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.
Беседа «Органы дыхания» Расширить знания у дошкольников об органах дыхания человека.
ООД «Воздух невидимка» Расширять знания о воздухе.
Опыт «Крепкий спичечный коробок» Определить упругость
воздуха.
Опыт «Сухой из воды» Продемонстрировать существование атмосферного давления.
Опыт «Где теплее» Выявить что теплый воздух легче холодного.
Опыт «Воздух под водой» Выявить что воздух легче воды, имеет силу.
Подвижная игра «Поймай воздух» Закреплять знания о воздухе в процессе игры.
Октябрь Беседа «В мире электричества»
«Как появилась лампочка» Расширить представление детей о электричестве.
Познавательный мультфильм «Фиксики. Осторожно электричество» Вспомнить правила пользования электричеством и электроприборами.
Эксперимент «Волшебный шарик» Установить причину статического электричества.
Игра - эксперимент «Чудо прическа»
Познакомить с проявлением статического электричества.
Опыт Прыгающие рисовые хлопья. Показать, что в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов.
Опыт Способ разделения перемешанных соли и перца. Показать, что в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.
Опыт Гибкая вода. Показать, что в воде электроны свободно перемещаются.
Опыт Танцующая фольга Показать, что разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.
Презентация «Что такое молния» Выявить что гроза это проявление электричества в природе.
Акция «Вместе ярче»
Ноябрь Презентация «Воды земного шара» Познакомить детей, что большую часть земного шара занимает вода.
Опыт «Куда делась вода» Выявить процесс испарения воды
Опыт «Помощница вода» Использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.
Д/игра «Водоем» Расширять знания об экосистеме водоемов.
Опыт «Изменение объёма жидкости» Выявить изменение объема жидкости при замерзании.
Опыт «Круговорот воды в природе» Рассказать детям о круговороте воды в природе. Показать зависимость состояния воды от температуры.
П/игра «Мы водные капельки» Совершенствовать умение двигаться легко, изящно, самостоятельно менять движения. Побуждать детей самостоятельно придумывать движения. Создавать условия для обучения детей ориентировке в пространстве.
Выводы по проекту :
Развитие исследовательских способностей дошкольников через новые педагогические технологии – такие как проектная деятельность, в образовательной практике способствуют развитию у детей поисково-исследовательской активности — это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Данная работа еще раз доказывает то, что такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность, развивают стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.
Дальнейшее использование разработанной и предложенной модели позволит нам совершенствовать исследовательскую активность дошкольников и определить дальнейшие шаги в развитии детей и взаимодействии с родителями.