Приложение МААМ

Поисково-исследовательская деятельность в природе как средство развития познавательной активности старших дошкольников

валентина зубченко
Поисково-исследовательская деятельность в природе как средство развития познавательной активности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Лето! Как радостно звучит это слово! В нем и птичье пенье, и стрекотание кузнечика. В нем шепот березовой рощи и плеск реки. В нем задорный детский смех.

Для детей это не только поездки с родителями на природу, это и дошкольные летние мероприятия, которые помогут детям сделать это время года запоминающимся. «Летнюю» жизнь нужно правильно обустроить, наполнить важными, интересными, полезными для ребенка занятиями, играми.

Публикация «Поисково-исследовательская деятельность в природе как средство развития познавательной активности старших дошкольников» размещена в разделах

Пожалуй, ни в какой другой период дети не интересуются окружающим миром и естественнонаучными темами с таким азартом, как в возрасте четырех-семи лет. Если мы вступим на этот путь побуждения детей к исследованию, мы заложим важную основу для дальнейшего интереса к естественным наукам, познанию окружающей действительности. Увидеть, понять и удивиться тому, какие вещи случаются в природе!

Летом естественным образом создаются определенные условия, главной особенностью которых является привнесение объектов живой природы в предметное окружение ребенка, в пространство его жизнедеятельности. Разнообразие растительного мира на участке детского сада, правильная организация зоны экспериментирования с объектами природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей. Задача педагога – создание, поддержание на должном уровне, усовершенствование и последующее использование в педагогической деятельности такого «экологического пространства».

Наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность фактического экологического материала – достаточные критерии для начала исследовательской деятельности. С другой стороны, использование технологии проектирования позволяет реализовать принцип оптимального соотношения между развитием, определенными действиями взрослого и саморазвитием, обусловленным собственной активностью ребенка. Реализуя проект «Природные целители», мы хотели познакомить детей с миром лекарственных растений, показать, что природа – одно из средств сохранения и укрепления здоровья человека.

Начиная работу, необходимо определиться, какие растения выбрать объектом наблюдений. Лучше, если большинство из них будет хорошо известно детям и повсеместно встречаться, например, ромашка аптечная, лопух, подорожник, одуванчик, крапива, мать-и-мачеха и др. Растений, с которыми дети познакомятся впервые, не должно быть много (например, чистотел и мелисса).

Посадка фитоогорода на участке позволяет организовать совместную деятельность педагога и детей по созданию и поддержанию необходимых условий жизни для растений. В результате чего у детей формируются практические навыки и умения, осознание ответственности за порученное дело. Наблюдения на фитоогороде, как начало исследовательской деятельности, значительно облегчает задачу воспитателя и процесс запоминания детьми. Впоследствии, когда они будут иметь четкие представления о том, какие растения изучают, можно организовать поиск этих растений и наблюдение за ними на территории д/с.

Но всегда цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.

Целью наших наблюдений было установление свойств и качеств, внешнего строения наблюдаемых растений, причин их изменения и развития. В зависимости от поставленных задач можно использовать различные виды наблюдений: первичные, повторные, сравнительные и итоговые. Первичные наблюдения проводятся с целью ознакомления с новым объектом, формирования первичных представлений (название растения, его строение, отдельные особенности внешнего вида). Повторные наблюдения проводятся для уточнения, дополнения представлений детей о растениях (в частности, дополнение сведений о строении цветоноса, форме корневой системы, времени созревания семян и т. п.).

Сравнительные наблюдения позволяют выявить сходство или различие объектов. Для начала предлагаются для сравнения два непосредственно наблюдаемых объекта. В дальнейшем перед ребенком можно поставить более сложную задачу – сравнить похожие по строению растения, такие как крапива и мелисса, либо сравнить наблюдаемое растение с другим, непосредственно не воспринимаемым в данный момент (сравнение по представлению).

Представления, полученные посредством наблюдения, становятся содержательной основой многих видов детской деятельности : игровой, речевой, изобразительной, музыкальной.

Старшие дошкольники уже имеют достаточно широкий круг представлений о природе, у них за словом возникает образ предмета. Поэтому можно использовать разнообразные словесно-дидактические игры. Они могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание и не требуют специальных условий, оснащения. Эти игры интенсивно развивают мышление : умение использовать имеющиеся знания, сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам; внимание, быстроту реакции.

В практике могут быть использованы самые различные игры. Например, «Закончи предложение» - воспитатель говорит начало фразы, а дети должны придумать конец: «Ромашка белая, а одуванчик.», «Весной трава зеленеет, а осенью.», «Крапива жжется, потому что.», «Подорожник так называется, потому что…».

Интересными являются игры в загадки-описания. Они упражняют детей в умении выделять характерные признаки объекта, называть их словами, тренируют внимание. «Отгадайте загадку. Это растение. У него крупные листья, сверху гладкие, снизу опушенные, «бархатные». А потом предлагается детям придумать загадки самостоятельно, за каждую правильную загадку они получают фишки.

Воспитатель может не только придумывать, но и сделать дидактические игры сам на темы, которые обсуждались на занятиях, о явлениях, которые дети наблюдали («Назови лекарственную часть растения», «От какого растения часть?», «Чьи детки?» и т. п.). Во всех случаях игры помогут закрепить знания дошкольников, научить их использовать в нужный момент.

Маленькие дети не научатся думать творчески или критически, если взрослые будут говорить им, что делать. Простые инструкции типа "это работает так. " удерживают детей от изучения объекта или явления, ребенок не высказывает никаких идей. Взрослый рассказал все, что нужно знать. Что остается ребенку – просто повторить, преданно и безоглядно. Поэтому, когда мы даем детям возможность экспериментировать, решать проблемные ситуации, важно избегать лекции или видимости, что у нас есть все правильные ответы. Детям нужно время, чтобы исследовать вещи самостоятельно и генерировать свои собственные вопросы. При таком обучении деятельность ребёнка приобретает поисково-исследовательский характер. Приведу примеры лишь некоторых проблемных ситуаций, предложенных детям:

где лучше высадить фитоогород? (помочь детям увидеть неразрывную связь организма с внешней средой, приспособленность к определенным элементам среды обитания, наличие благоприятных внешних условий, обеспечивающих процессы роста и развития);

чего не хватает растению? (актуализировать представления о потребностях растений, их зависимости от условий произрастания);

зачем семенам одуванчика «парашютики», а семенам репейника «крючки»? (экспериментальным путем выявить способы распространения семян растений);

почему крапива жжется? (рассмотреть под микроскопом капсулы-иголочки крапивы, определить их защитную функцию);

имеем ли мы право срывать цветок для того, чтобы некоторое время полюбоваться им? (формировать нормы поведения детей в природе).

При этом нельзя оставлять без внимания неправильные ответы. Их необходимо анализировать вместе с детьми, помочь понять ошибку, подвести к поиску нового способа решения задания.

Использование эксперимента как исследовательского метода обучения дает возможность ребенку непосредственно манипулировать с объектом. Специально организованные опытнические ситуации, в отличие от простых наблюдений, позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности растений, их жизнедеятельность. Через опыты можно ярко продемонстрировать их связь со средой обитания. Важно при этом правильно выстроить последовательность экспериментирования:

Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

Уточнение (при необходимости) правил безопасности в ходе осуществления эксперимента.

Уточнение плана исследования. Дети старшего возраста знают, что семена хорошо прорастают во влажной почве при наличии тепла. Предложите понаблюдать за их всходами в закрытом (эффект теплицы) и открытом грунте; за семенами, размещенными на влажной подложке.

Выбор оборудования, размещение его в зоне исследования. Предоставьте детям возможность самостоятельно определить и подготовить все, что нужно для проведения опыта.

Выбор ведущих, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей. Привычка проговаривать очень помогает детям в обучении, так как она не только позволяет запомнить алгоритм действий, развивает внутреннюю речь, но и способствует более внимательному выполнению работ.

Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Можно провести с детьми следующие опыты:

Какой стороной «дышат» листья и как они испаряют влагу?

Как пьет растение?

Как растение тянется к свету (фототропизм?

Почему растение бледнеет от недостатка света (фотосинтез?

Что выделяет растение?

Где лучше расти?

Проращивание семян лекарственных растений в закрытом грунте.

Наблюдение результатов опытнической ситуации должно проходить по одной и той же логической схеме, которая включает следующие моменты: определение состояния объекта, меняющихся внешних параметров, условий (т. е. причин, которые вызвали изменение, сравнение разных объектов.

Многообразие природных объектов и явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдений. Однако растянутая во времени изменчивость развивающихся организмов, незаметные для восприятия связи и зависимости рождают объективные трудности для дошкольников, мыслительная деятельность которых находится в становлении. Это и вызывает необходимость моделирования некоторых явлений, объектов природы. Условно модели, которые мы использовали в работе, можно разделить на два раздела:

Моделирование особенностей строения, функционирования и развития растений («Строение растения», «Форма листа», «Функции органов растений», «Формы соцветий», «Движение воды в растении», календарь «Наблюдений за ростом и развитием растений» и др.);

Аспекты взаимодействия человека и природы («Правила ухода за растениями», «Алгоритм проведения эксперимента», «Правила поведения в природе»).

Преобладание образного мышления в дошкольном возрасте предполагает постоянное использование различных форм наглядности: демонстрационные и раздаточные картинки, фотографии, компьютерные презентации, гербарий. Весь этот материал мы использовали в педагогическом процессе самым различным образом - для рассматривания, рассказывания, бесед, для формирования у детей новых представлений и уточнения имеющихся. Вместе с детьми сделали плакат «Береги природу», оформили стенгазету, провели викторину «Знатоки лекарственных трав».

Слово в той или иной форме и степени сопровождает любую деятельность, в экологическом воспитании оно может выполнять три важные функции. Диалог (разговор, обсуждение) позволяет постоянно наращивать и корректировать конкретные представления о природе и деятельности людей в ней. Через рассказ воспитателя, чтение книг дети посвящаются в новые сферы знаний. Чтение познавательной и художественной литературы помогает сделать объяснение образным, показать ребенку то, что стоит за словом и недоступно пока его наблюдению. Художественная литература важна не только для познавательного, но и для эстетического развития детей. Она волнует воображение, оставляет сильное эмоциональное впечатление.

Очень важна третья форма речевого воспитания – проведение построенной в определенной логике беседы с детьми. С помощью такой беседы дошкольники выходят на новый (обобщенный) уровень понимания явлений природы.

Весь наработанный материал (конспекты развивающих занятий, подборка произведений познавательной и художественной литературы, темы и планы бесед, загадки, кроссворды, народные рецепты, детские рисунки, фотографии и т. п., так же как и предметно-схематический и графический материал, целесообразно объединить в альбомы. Они дополнят эколого-педагогическую среду в группе.

Экологическое воспитание детей будет более эффективным в том случае, если вовлекать родителей в образовательный процесс. Родители помогают ребёнку найти доступную пониманию информацию о лекарственном растении, подготовить выступление перед сверстниками, изготовить вместе с ним поделку, сделать подборку художественной литературы, картинного или иллюстративного материала, собрать богатый природный материал. Прогулки и экскурсии в парк и лес, помощь при оформлении стенгазеты, участие в совместном с детьми словотворчестве (придумывание сказки о лекарственном растении, изготовление подушечек с душистыми травами для ароматерапии – все это формы работы, позволяющие расширить рамки взаимодействия родителей и детского сада.

Потребность в формировании у детей ценностного отношения к своему здоровью и представлений о здоровом образе жизни остается актуальной всегда. Знакомство детей с фитотерапией мы рассматривали как часть нашей работы в этом направлении. В профилактических целях фитотерапия остается с детьми ежедневно. Дети с удовольствием пьют соки, чаи, компоты и кисели, даже ягоды, добавленные в пищу, тоже являются одним из элементов профилактической фитотерапии. Другое дело, когда ребенок учится сам готовить фиточай на основе лекарственных растений (мелисса, шиповник, сохраняя его целительные свойства, сервирует стол к чаепитию. Дети знакомятся с различными формами лекарственных препаратов на основе растений (настой, отвар, микстура, вместе с воспитателем готовят настой ромашки для полоскания горла.

Такая практическая работа может стать частью комплексного занятия с детьми. Например, занятие «Быть здоровым я хочу!» - это и разговор с детьми о здоровье, о том, как его сохранить, и драматизация «Сказки про деда, бабу, колобок и лекарственные растения», и коллективное приготовление фиточая. Сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию личностного отношения к тому содержанию, которое заключено в занятии.

И конечно, нельзя забывать о том, что в совместной деятельности, во всех ее формах наибольшее значение имеет отношение воспитателя к объекту деятельности, которое проявляется в заинтересованном рассказе, переживаниях, оценках и правильных действиях. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей.

Надо воспитывать в детях понимание того, что взаимодействие человека и природы должно быть гармонично во всех отношениях. Ничего не бывает просто так. Хочешь есть хлеб – вырасти его. Береги реки и озера, и они напоят тебя. Поддерживай баланс этой взаимной помощи, и природа щедро отплатит тебе своими дарами: накормит, обогреет, излечит.

Публикации по теме:

Использование Палочек Кюизенера. Цветные числа — средство развития мыслительной активности дошкольниковИспользование Палочек Кюизенера. Цветные числа — средство развития мыслительной активности дошкольников Палочки Кюизенера – универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей, основные особенности - абстрактность,.

Посткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольниковПосткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников В соответствии с ФГОС ДО основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Фотоотчет «Рисование иллюстраций к литературным произведениям как средство развития творческой активности дошкольников»Фотоотчет «Рисование иллюстраций к литературным произведениям как средство развития творческой активности дошкольников» Художественная литература - могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Воспитательная функция.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Фотоотчет «Уральские сказы П. П. Бажова как средство развития познавательной и творческой деятельности дошкольников»Фотоотчет «Уральские сказы П. П. Бажова как средство развития познавательной и творческой деятельности дошкольников» Уважаемые коллеги! В рамках проекта "Посткроссинг на МААМ" мои ребята впервые узнали о писателе Павле Петровиче Бажове. Оксана Николаевна.

Робототехника как одно из направлений познавательной активности старших дошкольников Робототехника, как одно из направлений познавательной активности старших дошкольников Инновационные процессы в системе образования требуют.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Отчет по самообразованию «Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников» Цель моей работы по самообразованию : - продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность. развивать.

Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Опыты с гидрогелемПознавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Опыты с гидрогелем Опыты с гидрогелем интересны и красочны для всех детей в не зависимости от возраста. Для совсем маленьких- это чудо и сказка, настоящее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поисково-исследовательская деятельность в природе как средство развития познавательной активности старших дошкольников
Опубликовано: 27 мая 2020 в 17:34
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Поисково-исследовательская деятельность в природе как средство развития познавательной активности старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем валентина зубченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД