Никитина Ирина Викторовна
Поисково-исследовательская деятельность по теме «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Сколько в снегу воды?
Цель: доказать опытным путем, что у снега очень низкая плотность,
т. е. между снежинками содержится много воздуха.
Оборудование: банка емкостью 560 мл, снег.
Содержание. Набрать полную банку снега и закрыть её крышкой для чистоты эксперимента. При комнатной температуре снег начинает таять.
В результате из 560 мл снега получается всего 100 мл воды.
Вывод. Между снежинками много воздуха, поэтому снег такой легкий и пушистый.
Скорость таяния снега
Цель: определить опытным путем какой снег растает быстрее, пушистый или сжатый в комок.
Оборудование: 2 стакана, снег.
Публикация «Поисково-исследовательская деятельность по теме „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Содержание. Набрать 2 стакана снега и в одном стакане снег хорошенько утрамбовать.
Оба занести в дом и оставить на столе. В результате, когда в стакане с пушистым снегом осталась только вода, во втором стакане все еще лежал комочек мокрого снега.
Вывод. Почему так произошло, ведь визуально казалось, что пушистого снега больше? В рыхлом снеге содержится много воздуха, который по своей сути является газом. Газ нагревается быстрее и соответственно передает это тепло отдельным снежинкам, которые и превращаются в воду. В плотном снегу воздуха мало, поэтому тает он медленнее.
Откуда берется иней?
Цель: опытным путем объяснить происхождение осадков.
Оборудование: термос с горячей водой, тарелка.
Содержание. На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулки дети легко увидят на ней образование инея.
Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.
Вывод. При нагревании вода превращается в пар, пар — при охлаждении
превращается в воду, вода в иней.
Как не провалиться под снег?
Цель: опытным путем доказать как глубина погружения в снег зависит от площади предмета.
Оборудование: табурет, сугроб.
Содержание. На прогулке поставить табурет в сугроб, надавить на него (обратить внимание, что табурет ушел под снег. Замерить, как глубоко он провалился. Затем перевернуть табурет сиденьем вниз и снова повторить опыт. Замерить, как глубоко он провалится на этот раз.
Вывод. Чем больше площадь предмета, тем меньше он проваливается под снег. Например, чтобы не провалиться под снег надо встать на лыжи или снегоступы.
Почему коньки скользят по льду?
Цель. Определить, что лёд тает не только от тепла, но и от надавливания (давления). Выяснить, где человек может использовать это свойство льда в повседневной жизни.
Оборудование: прочная нить или леска, кубик льда, банка, линейка, различные предметы, которые будут использованы в качестве грузов, ёмкость с водой.
Содержание. Предложить ребёнку провести ребром линейки по различным поверхностям, включая лёд и воду. Обратить внимание на то, что легче всего линейка скользит по воде. Поместить лёд на перевёрнутую вверх дном банку. К концам нити прикрепить грузы и перекинуть её через кубик льда. Наблюдать за тем как лёд тает под давлением, и нить начинает проходить через него.
Вывод. Под большим давлением лёд начинает таять, образуя прослойку в виде воды, благодаря которой облегчается процесс скольжения. Именно это свойство льда помогает при скольжении на коньках, на санках.