Елена Багаутдинова
Поисково-исследовательская деятельность как условие познавательного развития старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Поисково-исследовательская деятельность как условие познавательного развития старших дошкольников
Багаутдинова Елена Геннадиевна
Аннотация: в данной рассматривается развитие познавательных интересов посредством организации поисково- исследовательской деятельности. у детей дошкольного возраста.
Публикация «Поисково-исследовательская деятельность как условие познавательного развития старших дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Аннотация: в данной статье обсуждается развитие когнитивных интересов через организацию поисково-исследовательской деятельности
Ключевые слова: поиск, исследование, экспериментлюбознательность, интерес, формирование, деятельность.
Ключевое слово: поиск, исследования, эксперимент любопытство, интерес, формирование, активность.
Актуальность исследования. Федеральным государственным образовательным стандартом ДО были определены требования к результатам освоения Образовательной Программы ДО, которые представлены в виде целевых ориентиров или возможных достижений ребенка – дошкольника :
- ребёнок проявляет любознательность,
- задаёт вопросы взрослым и сверстникам,
- интересуется причинно-следственными связями, и другие, представленные на слайде
- овладевает основными культурными способами деятельности,
- пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей,
- склонен наблюдать, экспериментировать,
- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт,
- обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ;
- ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности :
- ребёнок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя.
Целью моей работы является: развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста посредством организации поисковоисследовательской деятельности.
Для достижения поставленной цели я определила ряд задач:
- Формировать интерес к объектам окружающего мира и их свойствам
- Формировать умение задавать вопросы; - Формировать умение устанавливать причинно- следственные связи;
- Формировать навыки поисково- исследовательской деятельности;
- Формировать умение самостоятельно определять алгоритм собственных действий и использовать их поисково- исследовательской деятельности;
- Формировать умение инициировать способы позитивного общения и взаимодействия со сверстниками.
Моя система работы была разработана на основе методических рекомендаций:
Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова, О. В. Афанасьевой. Н. А. Рыжовой, Л. Б. Поддубной, Г. П. Тугушевой и А. Е. Чистяковой. Значительное место в моей системе занимают игры и упражнения, представленные в методических рекомендациях А. И. Савенкова. Они направлены на развитие познавательных умений задавать вопросы, выдвигать гипотезы, видеть проблемы, делать выводы и умозаключения. На основе методических рекомендаций А. М. Матюшкина, М. И. Махмутовой, В. Оконь, И. Я. Лернера были разработаны
проблемные ситуации.
В своей деятельности с детьми я руководствуюсь следующими принципами:
- Принцип деятельностного подхода. Я считаю, что при обучении детей на современном этапе очень важно не преподносить детям знания и истины в готовом виде, а учить их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. Поэтому организация работы с детьми носит поисково-исследовательский характер, предполагает сотрудничество педагога с ребёнком в творческой деятельности по решению новых для него проблем, где ребенок всегда занимает активную позицию, действует и в ходе деятельности делает свои открытия.
- Принцип индивидуальности. Я старалась максимально учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и всячески содействовать его дальнейшему развитию.
- Принцип творчества и успеха. Любая индивидуальная или коллективная исследовательская деятельность должна быть разработана творчески, что позволяет определять и развивать индивидуальные особенности воспитанников и уникальность группы в целом.
- Принцип партнерского общения. В ходе любого мероприятия с детьми я старалась оставаться партнером по деятельности и как можно больше создавать ситуаций общения. Так как общаясь, дети учатся признавать ценность другого человека, его мнение и интересы.
- Принцип выбора. Так как педагогически целесообразно, чтобы ребенок постоянно воспитывался в условиях выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания деятельности, то разрабатывая систему я старалась наполнить предметно- развивающую среду разнообразными материалами и оборудованием, использовать различные методы и приемы в ходе организации деятельности, максимально учитывая интересы и возможности детей.
свою работу по организации поисково- исследовательской деятельности с детьми я начала с разработки системы, которая представлена в виде отдельных разделов, где разработаны эксперименты с отдельными объектами неживой и живой природы и предметами рукотворного мира, разработаны циклы наблюдений в природе. В каждом разделе представлены игры, направленные на формирование познавательных интересов. При выборе объектов и явлений живой и неживой природы для детского экспериментирования учитывались особенности развития детей старшего дошкольного возраста и их интересы.
Эксперименты содержат элементы оригинальнальности, неожиданности и необычности. Например: Как можно выйти из воды сухим? Как измерить и определить, какая капля больше: холодная, тёплая или горячая? Как поймать воздух и поиграть с ним? Все эксперименты доступны для участников исследования и обогащают их опыт новыми знаниями и умениями.
Совместная поисково- исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста организуется систематически один раз в неделю. Все оборудование всегда находится в доступном для детей месте и дети имеют возможность самостоятельно проводить опыты.
Также проводятся индивидуальные консультации о том, как организовать условия для исследовательской деятельности в семье с учётом интересов и возможностей каждого ребёнка.
Таким образом, поисково-исследовательская деятельность устроена так что, со временем познавательный интерес направляет на познавательную потребность – главный мотив исследовательского поведения, что очень необходимо в жизни.
Список литературы
1. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., Щетинина В. В., «Ребенок в мире поиска : поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).
2. Дыбина О. В. Рахманова Н. П., Щетина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.