Вера Чапкина
Краткосрочный проект по опытно-экспериментальной деятельности «Поиграем с водой»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект
по теме «Познавательное развитие» (опытно-экспериментальная деятельность)
в младшей группе
«Поиграем с водой»
Воспитатель: Чапкина Вера Сергеевна
Актуальность проекта
Актуальность заключается в том, что опытно-исследовательская деятельность соответствует одному из основных принципов ФГОС – дети должны научиться самостоятельно, добывать знания и применять их в решении новых познавательных задач, что в свою очередь, должно способствовать развитию таких интегративных качеств как «Любознательный» (интересуется предметами ближайшего окружения, их назначением и свойствами); «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» (использует разные способы обследования предметов и явлений, включая простейшие опыты)
Публикация «Краткосрочный проект по опытно-экспериментальной деятельности „Поиграем с водой“» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Вода. Проекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Вид проекта :
Опытно - экспериментальный
Сроки реализации проекта :
С 18 сентября 2017 года по 29 сентября 2017 года.
Участники проекта :
Дети дошкольного возраста, воспитатели.
Планируемый результат:
Расширение знаний детей о воде, ее свойствах и ее роли для окружающего мира; обогащение активного и пассивного словаря детей; развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности; принятие активного участия в продуктивной деятельности; проявление эмоциональной отзывчивости.
Материалы и оборудование:
Ёмкость для игр с водой, игрушки, камушки, лейки, ведерки, пластмассовые стаканчики. Инвентарь для опытов : стаканы с водой (по количеству детей, черная краска, бумажные квадратики с рыбками. Аквариум с рыбкой, комнатные растения. Инвентарь для продуктивной деятельности : картинка «Рыбка в аквариуме»; альбомный лист на каждого ребенка в виде аквариума, затонированный в голубой (синий) цвет, с нарисованными водорослями; гуашь: желтая, красная, зеленая, синяя; кисть на каждого ребенка; сухой бассейн: контейнер с фасолью, контейнер с горохом; мелкие игрушки «рыбки».
Цель проекта
Расширить знания детей о воде и ее физических свойствах. Подвести к пониманию того, что вода обладает свойствами. Формирование умения детей делать простейшие обобщения и выводы, опираясь на знания и умения, полученные в ходе опытно-исследовательской деятельности
Задачи:
1. Расширять знания детей младшей группы (дети 3 – 4лет) о воде, ее физических свойствах и роли в окружающем мире.
2. Формировать познавательную активность детей при проведении наблюдений, исследований.
3. Познакомить с физическими и химическими свойствами воды в опытно-экспериментальной деятельности.
4. Обогатить словарь детей за счет слов: вода, водичка, прозрачная, льется, журчит, бежит, капает, мыть, вытирать, поливать, купать.
5. Развивать у детей познавательный интерес, наблюдательность.
6. Получать удовольствие от выполненной работы в коллективе.
План работы с родителями:
1 день 2 день 3 день 4 день 5 день
Консультация на тему: «Кому нужна вода». Привлечение ребенка к наблюдению за птицами, животными, которые пьют из лужицы, обращать внимание на необходимость воды для всего живого. Стенгазета «Вода — основа жизни» Рекомендации для родителей “Экспериментируем дома с водой” Мастер-класс с родителями «Игры с водой». Выставка, фотоколлаж «Такая разная вода». Три основных состояния воды.
6 день 7 день 8 день 9 день 10 день
Фотовыставка “Экспериментируем с водой дома” Информация в папке-передвижке «Отчего загрязняется вода? Как каждый человек может сберечь воду» Консультация на тему: «Поскорее кран закрой – осторожней будь с водой» Цель: формировать потребность и желание экономить воду, сохранять её;
расширять знания детей о значении воды в жизни людей Игры-забавы с мыльными пузырями Рекомендации для родителей: «Нужно детям закаляться! Способы закаливания водой»
Реализация проекта в три этапа.
1. Подготовительный
Составление проекта.
Подготовка к реализации проекта.
Изучение методической литературы по проблеме опытно-экспериментальной деятельности :
1. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. - Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова., - Волгоград
2. Дик Н. Ф. «Развивающие занятия по экологии для дошкольников».
2. Основной
1. Работа с воспитанниками.
Чтение произведений: Александрова «Капель», А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», С. Маршак «Дождь», В. Бианки «Купание медвежат».
Беседы: «Водичка, водичка, умой мое личико…» «Зачем нужна вода»
Дидактические игры: «Кто где живет», «Капельки и тучка», «Купание куклы»
Наблюдения: «За трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений воспитателя», «За дождем из окна», «На прогулках за лужами, образовавшимися после дождя».
Проведение опытов : «Свойства воды» (капает, разливается, льется, плещется, «Вода теплая и холодная», «Вода и ее свойства (легкие предметы плавают, а тяжелые тонут)».
2. Работа с родителями. Беседы, консультации, рекомендации, проведение мастер-класса.
3. Заключительный
Итоговое занятие «Вода и ее свойства».
Продукты проекта :
Детские рисунки, стенгазета «Вода — основа жизни», фотоколлаж «Такая разная вода», фотовыставка “Экспериментируем с водой дома”, папка-передвижка «Отчего загрязняется вода? Как каждый человек может сберечь воду».
4. Рефлексивный.
В результате проведения данного проекта расширились представления детей о живой и не живой природе. Дети научились самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, анализировать, делать выводы.
Активизировалась работа с родителями. Они с большим удовольствием принимали участие в проекте.
Конспект комплексного занятия
по образовательным областям:
«Познавательное развитие» (опытно-экспериментальная деятельность) и
«Художественно-эстетическое развитие»
«Рыбки в аквариуме»
Приложение №1
Конспект комплексного занятия по образовательным областям: опытно-экспериментальная деятельность и художественно-эстетическое развитие «Рыбки в аквариуме»
Цель:
Формирование представлений детей о свойствах воды и умения создавать выразительный и интересный сюжет, используя нетрадиционную технику рисования (оттиск ладоней).
Задачи:
Обучающие:
-расширение представлений детей о среде обитания рыб, о свойствах воды;
-совершенствование умений рисовать нетрадиционным способом - способом оттиска ладошки;
Развивающие:
-развивать интерес к нетрадиционному способу рисования, внимание, умение наблюдать и делать выводы.
Воспитательные:
-воспитание доброжелательных отношений между детьми в процессе организации общения и выполнения работы;
-воспитание позитивного отношения к результатам продуктивной деятельности друг друга в процессе изображения обитателей аквариума.
Оборудование и материалы:
альбомный лист в виде аквариума, затонированный в голубой цвет, акварельные краски или гуашь, «непроливайки», салфетки для вытирания рук, плоский поднос на каждого, фланелеграф, карточки с изображениями свойств воды.
Методы и приемы:
-наглядные – показ аквариума, показ педагогом приемов рисования методом оттиска ладошки.
-словесные – проблемные и уточняющие вопросы, рассказ воспитателя, поощрения, объяснения, индивидуальные ответы.
-практические – рисование рыбки в технике - оттиск ладошки; выставка рисунков.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель. Ребята, я приготовила для вас сюрприз (банка с рыбкой, закрытая салфеткой). Хотите узнать, что это? Отгадайте загадку:
Под водой всегда она,
Молчалива и скромна.
Можно дома содержать,
Лишь водички капельку набрать.
Голова, хвост, плавники,
Ее знаешь точно ты.
Отвечаешь же, делай выбор,
Дети знают, это…РЫБА!
Воспитатель. Сегодня у нас с вами не обычное день к нам в детский сад приплыла рыбка.
Воспитатель.
-А где живут рыбки? (в воде, в аквариуме, речке)
- Какая у рыб вода?
Дети. Чистая, прозрачная.
Воспитатель. А можно у рыбок водичку забрать?
Дети. Без воды рыбка погибает.
Воспитатель. Давайте выясним, что же такое вода? (Воспитатель переливает воду из бутылки ведерко, из ведерка в кружку, из кружки в стакан). Посмотрите, что я делаю с водой? (Переливаю) Правильно, воду можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в кружку. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой. Вода течёт.
-Ребята, так что же такое вода? (Ответы детей).
Воспитатель. Вывод. Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой. Давайте поместим на наш фланелеграф карточку, отображающую первое свойство воды-вода течёт.
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой пустой. Предложить взять в одну руку пустой стакан, а в другую руку стакан с водой.
Воспитатель. Что можно сказать о стакане с водой? (Ответы детей).
– Правильно, он тяжёлый, а пустой стакан лёгкий. Вода имеет вес, она тяжёлая. (Вторая карточка)
Воспитатель. Я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Дети. Ничем.
Воспитатель. Почему вода не пахнет? Чего у воды нет?
Дети. Нет запаха.
Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?
Воспитатель. Вывод. Вода не имеет вкуса, запаха, она имеет вес.
Воспитатель. Могут ли рыбки жить в грязной воде?
Дети. Нет.
Воспитатель. А мы сейчас посмотрим, я, приготовила чёрную краску, покрасим воду и проведем маленький эксперимент. Посмотрите на ваши рабочие столы. Там лежат бумажные квадратики с изображением рыбок. А сейчас возьмем пустой стакан и перельем часть воды из первого стакана во второй. Теперь капнем кисточкой черной краской в один из стаканов. Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей).
Воспитатель. Вывод. Вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
Воспитатель. Ребята, давайте положим под стакан с чистой водой ваши бумажные кружки и посмотрим сверху в стакан. Что вы видите?
Дети. Рыбок.
Воспитатель. А теперь положим под второй стакан тоже кружки и тоже посмотрим. Что вы видите?
Дети. Ничего.
Воспитатель. А почему? (вода грязная) Вывод. Вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили. Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье. Попробуйте это сделать дома.
Воспитатель. Ребята, повторим, какая вода? (Внимание на фланелеграф, по знакам)
Дети. Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить, она имеет вес, прозрачная, вода без запаха и без вкуса.
Воспитатель. Ребята, а скажите, зачем людям нужна вода?
Дети. Пить, варить пищу, купаться, стирать белье и т. д.
Воспитатель. Молодцы! А давайте поиграем.
Физминутка
Рыбка плавает в водице, - плавные движения руками перед грудью
Рыбке весело играть. - хлопки в ладоши справа и слева от головы
Рыбка, рыбка-озорница, - грозим пальчиком
Мы хотим тебя поймать! - обнимаем себя
Продуктивная деятельность. Рисование «Рыбки в аквариуме»
Воспитатель:
А сейчас подойдите ко мне, и давайте каждый из вас попробует поймать себе рыбку. Игра «Поймай рыбку» (дети опускают руки в контейнер с фасолью и находят небольшие игрушки, изображающие рыб).
Воспитатель: вот сколько рыбок мы поймали, молодцы. Расскажите, какого они цвета (индивидуально отвечает каждый ребенок). А теперь давайте отпустим наших рыбок в другой аквариум – дети прячут рыбок в контейнер с горохом.
Воспитатель: вот и «уплыли» рыбки. Посмотрите, а наша рыбка что-то загрустила? Наверно ей стало скучно одной. А что бы она ни скучала, что надо сделать? Правильно, нарисовать ей друзей. Посмотрите, у каждого из вас есть свой «аквариум» (альбомный лист в виде аквариума, затонированный в голубой цвет).
Воспитатель: рисовать рыбок мы будем ладошками. Что для этого надо сделать? (взять кисточку и намазать ладошку краской). Правильно, каждый выберет сам, какого цвета будет у него рыбка. Можно нарисовать несколько рыбок. Когда вы нарисуете рыбок ладошкой, кисточкой нарисуйте ей ротик и глазки. А затем, пальчиком, синей краской нарисуете пузырьки, их надо рисовать от ротика рыбки вверх.
Дети рисуют: сначала рисуют ладошкой рыбок (2-3 рыбки, затем пальчиком пузырьки (воспитатель индивидуально подходит к каждому ребенку).
Воспитатель: Молодцы, ребята, какие красивые аквариумы у вас получились, сколько много разноцветных рыбок! (воспитатель и дети рассматривают аквариумы).
Воспитатель: посмотрите, нашей рыбки стало весело, у нее теперь много друзей! Вам понравилось рисовать? А что вам больше всего понравилось?
Воспитатель: Молодцы, красивые у нас получились аквариумы, а главное в них видно рыбку. Это значит, что вода в ваших аквариумах чистая и прозрачная.
ПЛАН ПРОЕКТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
1 день
1. «Наша Таня»
1. Обследование мяча - тонет или нет в воде (в виде экспериментальной деятельности).
2. Чтение и обыгрывание стихотворения А. Барто «Наша Таня».
3. Игра с куклой «Угостим куклу чаем».
4. Подвижная игра «Прокати мяч через ворота»
2 день
2. «Вода-друг»
1. Беседа «Для чего нужна вода»
2. Разучить потешку о воде «Мышка мыла утром лапки»
3. Д/и «Вода друг –вода враг»
4. Чтение А. Барто «Девочка чумазая».
3 день
3. «Солнышко и дождик»
1. Опыт : «Вода не имеет запаха».
2. Чтение С. Маршака «Дождь».
3. Подвижная игра «Солнышко и дождик».
4 день
4. «Да здравствуем мыло душистое…»
1. Экспериментирование с водой и песком - учить проводить с водой элементарные опыты.
2. Чтение и обыгрывание стихотворения В. Бианки «Купание медвежат».
3. Сюжетно-ролевая игра «Искупаем куклу Машу».
5 день
5. «Мостик»
1. Беседа «Кому нужна вода».
2. Чтение Александровой «Капель».
3. Подвижная игра «По мостику»
4. Конструирование «Построим мост через реку для Кати»
6 день
1. «Ручейки»
1. Коллективный труд «Уход за комнатными растениями» Воспитывать желание заботится о комнатных растениях. Обучать практическим навыкам поливки.
2. Чтение К. Чуковского «Мойдодыр»
3. Подвижная игра «Через ручеёк».
4. Рисование ватными палочками «Ручейки»
7 день
2. «Тонет - не тонет»
1. Обследование кубиков -деревянного и металлического.
2. Опыт : «Тонет- не тонет».
3. Игровая ситуация «Запустим кораблик»
8 день
3. «Ракушки»
1. Знакомство детей со свойствами воды — прозрачность, бесцветность, может менять цвет.
2. Игра «Найди ракушку»
3. Аппликация на тему: «Аквариум»
9 день
4. «Тёплое – холодное»
1. Выявление свойства воды: вода может быть теплой и холодной.
2. Игра «Тёплое – холодное»
3. Игровая ситуация на развитие К. Г. Н. "Катенька чистюля"
10 день
5. «Дождь»
1. Наблюдения за дождем.
2. Чтение потешки «Дождик, дождик, веселей…»
3. Трудовые поручения - полить цветы.
Список используемых источников
1. Дик Н. Ф. Развивающие занятия по экологии для дошкольников. - М. : ООО "ТИД "Русское слово - РС", 2006. - 176 с.
2. Жердева Е. В. Дети раннего возраста в детском саду. Издание 2—е. — Ростов н/ Д: Феникс, 2007. — 192 с.
3. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия/сост. Н. И. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2009.
4. Мартынова Е. А., Сучкова И. М., Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Изд. 2-е – Волгоград: Учитель, 2014
5. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М., 2016.