Получи документы

Проект «Развитие экологических представлений у старших дошкольников средствами опытно-экспериментальной деятельности» (4 фото)

Светлана Васильева
Проект «Развитие экологических представлений у старших дошкольников средствами опытно-экспериментальной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Экологический проект (из опыта работы)

«Развитие экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»

Авторы проекта: воспитатели МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №55» г. Иваново Гринева И. В., Васильева С. Ю.

Опыт – единственно верный путь

спрашивать природу и слышать

ответ в ее лаборатории".

Д. И. Менделеев

"Природа - источник здоровья.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Публикация «Проект „Развитие экологических представлений у старших дошкольников средствами опытно-экспериментальной деятельности“» размещена в разделах

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя".

Е. Евтушенко

Введение

Одним из важнейших направлений дошкольной педагогики является экологическое образование.

Как наука экология возникла в XIX столетии. Само слово «экология» было введено Эрнестом Геккемм, она определялась, как «наука о взаимодействии живых организмов с окружающей средой и друг с другом».

Экологическое воспитание – это новое направление педагогики, через призму которого можно формировать правильное отношение детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, которая проявляется в разных формах его самостоятельного поведения.

Познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе экспериментально-опытной деятельности ребенка.

Постановка цели и задач эксперимента, их совместное достижение, оценка найденного способа действия являются составляющими личностного - развивающего обучения. Такое познание способствует обретению ребенком видения мира.

Актуальность:

По мере развития общества экология всё больше приобретала социальное значение. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать среду обитания приемлемой для существования. Так как последствия потребительского отношения людей к природе стали угрожать всем обитателям нашей планеты Земля. Поэтому каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальными знаниями и способами деятельности для того чтобы его поведение было осмысленным.

Опытно – экспериментальная деятельность предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребёнка, развития познавательного интереса, формирование основ его мировоззрения.

Стратегическая цель:

Формирование у детей познавательной активности, любознательности средствами познавательно-исследовательской деятельности.

Стратегическая цель:

создание благоприятных условий для формирования начал экологической культуры дошкольников.

Задачи:

1. Обогащение предметно-развивающей среды экологической познавательно- исследовательской направленности.

2. Развивать у детей умения пользоваться приборами при проведении игр- экспериментов.

3. Развивать у детей умственные способности, формировать мыслительные способности (анализ, классификация, сравнение, обобщение).

4. Воспитывать наблюдательность, любознательность, интерес к природе.

В представленной работе прослеживается интеграция всех пяти образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие и физическое развитие. Используются различные виды детской деятельности:

игровая – драматизация отрывков литературных произведений, дидактические, настольно – печатные, сюжетно – ролевые игры.

познавательно – исследовательская деятельность - постановка проблемы, обсуждение и поиск решения.

восприятие художественной литературы и фольклора – чтение и беседы о прочитанном, понимание пословиц и поговорок.

элементарный труд– создаются ситуации, в которых ребёнок может на практике проявить нравственные качества (полить цветы, накормить птиц, убрать мусор и другое).

изобразительная, музыкальная, двигательная деятельность- прослушивание музыкальных произведений, рисование героев сказок, танцевальными движениями передают характер и настроение животных, птиц и т. д.

В ходе работы обогащается предметно – развивающая среда: подбираются книги и журналы, изготавливаются атрибуты к играм – драматизации, дидактические игры, иллюстрации к произведениям.

Ожидаемые результаты:

- Предполагается получить результаты в области воспитания и обучения, а значит, развития ребенка: воспитание эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира - умения видеть красоту окружающего мира, - формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях;

- привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту;

- формирование навыков экологического и нравственного поведения; - желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.

- эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить,

- развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.

Продукты:

• картотека дидактических игр, опытов;

• авторские книги по экологии;

• обогащение предметно-развивающей среды экологической познавательно- исследовательской направленности;

• Коллекция «ткани»;

• Пополнение развивающей предметно-пространственной среды материалами для проведения опытов и экспериментов (магниты, колбы, пластинки разных металлов, весы).

Вид проекта:

– исследовательско – поисковый, долгосрочный, групповой.

Участники проекта:

Дети старшей группы (5 – 6 лет)

Родители

Воспитатель

Сроки реализации проекта:

По срокам реализации образовательный проект «Развитие экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста» - долгосрочный, рассчитан на 1 год.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап.

- формулировка проблемы, цели, и темы проекта;

- сбор информации; анализ литературы;

- планирование воспитательно –образовательной работы в рамках проекта;

- определение продукта проекта.

2. Практический этап.

- реализация проекта

3. Обобщающе – результативный этап.

- подведение итогов;

- составление отчета.

План проекта:

Октябрь:

1. «Отпечатки наших рук»

Цель: Изучение свойств мокрого песка

Вывод: когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, и песчинки слипаются друг с другом. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Из мокрого песка можно лепить. Песок хорошо пропускает воду.

2. «Где прячутся насекомые»

Цель: содействовать формированию основных понятий о насекомых. Развивать представления о адаптации насекомых к происходящим изменениям в природе. Учить детей бережно относиться и заботиться о насекомых.

Вывод: с наступлением холодной погоды (поздней осенью, а затем зимой) насекомые впадают в оцепенение, перестают питаться, теряют подвижность и проводят зиму в состоянии скрытой жизни.

3. «Изучаем листья»

Цель: обобщить знания об осенних изменениях в природе.

Исследовать строение листа. В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы. Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева. Приучать детей к чистоте и порядку.

Вывод: С наступлением холодной погоды в листьях пропадают зеленные вещества. Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.

Ноябрь

1. «Вода и ее свойства»

Цель: познакомиться со свойства воды.

Вывод: вода-это прозрачная и бесцветная жидкость, которая не имеет запаха и вкуса, меняет форму, но сохраняет объём. В природе вода может находиться в газообразном, твёрдом и жидком состоянии.

2. «Куда исчезает вода»

Цель: продолжить знакомиться со свойства воды

Вывод: вода при нагревании испаряется, невидимый пар поднимается вверх. Соприкасаясь с холодным предметом, она снова превращается вводу, капельки увеличиваются и падают- получился круговорот воды.

3. «Что такое металл»

Цель: познакомиться со свойства металла

Вывод: металл тяжелый, имеет блеск он притягивается магнитом, его можно нагревать, из него можно сделать различные предметы и поделки, имеет металлический звон.

4. «Приключения Буратино»

Цель: познакомиться со свойства дерева.

Выводы: дерево лёгкое, плавает в воде. Дерево твёрдое, хорошо поддаётся обработке. Дерево хорошо горит, но предметы из него не нагреваются. Древесина непрозрачная и имеет свой рисунок. Нужно сажать и беречь деревья.

Декабрь

1. «Огород на окне»

Цель: формирование экологической культуры детей.

Вывод: наблюдаем за ростом и развитием растений. Наблюдая за этим, у детей расширяется кругозор, обогащаются знания об окружающем мире, воспитывается бережное отношение к природе. Ведение дневника наблюдений.

Проект «Развитие экологических представлений у старших дошкольников средствами опытно-экспериментальной деятельности»

2.

«Влияние окружающей среды на воду»

Цель: Формирование экологической культуры детей.

Вывод: наблюдая за растаявшим снегом можно сделать заключение о неблагоприятном влиянии выхлопных газов машин на состояние воздуха и воды.

Фото «Развитие экологических представлений у старших дошкольников средствами опытно-экспериментальной деятельности»

Январь

1. «Свойства воздуха»

Цель: познакомить детей со свойства воздуха

Вывод: воздух существует! Воздух – невидимка. Воздух не имеет вкуса. Чистый воздух не имеет собственного запаха, но может запахи передавать. Мы дышим воздухом. Воздух легче воды. Воздух имеет вес.

2. «Бывает ли воздуху холодно»

Цель: продолжить знакомство со свойствами воздуха

Вывод: тёплый воздух, поднимаясь вверх. Воздух движется. Холодный воздух сжимается.

3. «Термометр и температура»

Цель: знакомство с новым прибором, установление зависимость температуры воздуха и одежды.

Вывод: с понижением температуру, количество теплой одежды увеличивается, сокращается время прогулки. И наоборот.

Февраль:

4. «Кристаллы»

Цель: познакомиться с условиями образования кристаллов из сахара.

Вывод: кристалл-это твердое вещество, правильной формы. Его можно выращивать в бытовых условиях. По вкусу можно определить степень качества сахара.

Проект - фото

Март

1. «Тонет – не тонет»

Цель: определить с помощью опыта, какие предметы тонут в воде, а какие нет. Почему не тонут корабли?

Вывод: Причина в том, что корпус кораблей наполнен воздухом. Воздух намного легче, чем вода.

Апрель

«Циркуляция веществ в растениях»

Цель: с помощью опыта выяснить как циркулирует жидкость по жилкам в растениях

Вывод: жидкость и растворенные в ней вещества по жилкам поднимаются в верх и распространяются по всей поверхности растения.

Фото №1 Экологический проект из опыта работы Развитие экологических представлений у детей

Май

[b1. ]«Магнит и его свойства»[/b]

Цель: ознакомление детей с магнитом и некоторыми его свойствами.

Вывод: магнит притягивает только вещества из железа. Одноименные полюса магнитов отталкиваются, разноименные притягиваются.

2. «Мир ткани»

Цель: ознакомление дошкольников с различными видами ткани, свойствами.

Вывод: в зависимости от вида ткани шьют одежду. Есть ткани сходные по составу и отличающиеся друг от друга. Ткань имеет защитные свойства. В зависимости от времени года используются ткани с определенными свойствами. Современные ткани.

3. Открытый показ НОД для педагогов и родителей (итог)

«Мы- защитники природы»

Итог:

Экологическое воспитание детей в условиях дошкольного образовательного учреждения способствует накоплению у детей конкретно – образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, привидения в систему, раскрытие причин и взаимосвязей, существующих в природе. В результате дети начинают понимать, что:

• объекты и явления взаимосвязаны и представляют собой единое целое;

• окружающий мир не является чем-то статичным, он постоянно изменяется.

Литература:

1. О. А. Воронкевич Детские экологические проекты /Санкт-Ппетербург Детство-Пресс 2014/

2. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ / выпуск 2/ Санкт-Петербург Детство-пресс 2013г

3. С. Н. Николаева Юный эколог / Мозаика Синтез/ Москва 2010

4. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. Современная технология экологического образования дошкольников / О. А. Воронкевич // Дошкольная педагогика. - 2006. - №3.

5. Жукова О. Г. Предметная среда. Сенсорика. Экология: Сборник практических материалов для ДОУ к программе Развитие. - М. : Аркти, 2007

6. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013.

7. Масленникова О. М. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленникова, Ф. Ф. Филиппенко. – Изд. 2-е – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л. Е., 2015

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников на тему «Свойства воды» Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников. Воспитатель: Комолина Е. М. (г. Н. Новгород МБДОУ «Детский.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников на тему «Свойства воды» Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников. Тема: «Свойства воды». Цель: создание условий, способствующих.

Консультация для воспитателей «Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников» Любой ребенок по своей природе — исследователь, а экспериментирование — один из важнейших видов детской деятельности, который играет огромную.

Формирование экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности Проект "Формирование экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности" Выполнила:.

Проект опытно-экспериментальной деятельности с растениями Проект опытно-экспериментальной деятельности с растениями Цель проекта: • Изучить историю появления, распространение и целебные свойства.

Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Огород на окошке» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 25 «Золотой ключик» с. Константиновка Краснокутского района Саратовской.

Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Что в пакете?» ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Выявить свойства воздуха, сравнить свойства воздуха и воды. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: • Подвести к пониманию о том, сто воздух и вода.

Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Царство грибов» Вид проекта: информационно – познавательный Участники проекта: дети старшей группы, педагог Продолжительность: краткосрочный По доминирующей.

Проект «Развитие музыкальных способностей детей 5–7 лет в опытно-экспериментальной деятельности со звуками»Проект «Развитие музыкальных способностей детей 5–7 лет в опытно-экспериментальной деятельности со звуками» Вид проекта: творческо-исследовательский. Сроки реализации: октябрь – май 2016 г. Продолжительность проекта: долгосрочный. Участники: дети.

Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие экологических представлений у старших дошкольников средствами опытно-экспериментальной деятельности»
Опубликовано: 24 октября 2017 в 13:46
+39Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Развитие экологических представлений у старших дошкольников средствами опытно-экспериментальной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Васильева (УИ 287527) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД