Ледяева Ольга Сергеевна
Поговорим о связной речи
▼ Скачать + Заказать документы
Среди некоторых родителей часто бытует мнение, что если ребенок знает цифры, названия букв и немного пишет их, то это означает, что он готов к школе. Надо помнить, что, помимо этих знаний, есть нечто важное, что многие взрослые упускают в работе по подготовке детей к школе. Каждому дошкольнику к началу занятий в первом классе необходимо обладать достаточным уровнем развития связной речи.
Публикация «Поговорим о связной речи» размещена в разделах
Что же означает понятие «связная речь»? Связная речь- это последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженный конкретными и точными словами, соединенными в грамматически правильные предложения. Связная речь помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими его людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
Речь детей седьмого года жизни достаточна развита: высказывания точны, логически последовательны и завершены. В этом возрасте дошкольники способны самостоятельно давать описание игрушек, предметов, раскрывать содержание картинок, пересказывать содержание небольших художественных произведений и просмотренных фильмов. Они могут сами придумать сказку или рассказ о своих впечатлениях и чувствах. Также будущие первоклассники передать содержание картинки по памяти, рассказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли произойти до и после увиденного.
Но обязательно необходимо помнить о том, что без помощи и руководства взрослого связная речь развивается очень медленно или может не развиваться совсем. Чтобы избежать этого и в то же время ускорить и облегчить процесс усвоения дошкольником полезных навыков, родителям необходимо совместить при его подготовке к школе три важных компонента: общение, игру и обучение. При этом можно использовать такие простые, известные нам всем с детства игры, так и специальные методики обучения. Не забывайте, что для построения связного рассказа, осмысленного вопроса детям требуются новые речевые средства и формы, а усвоить их они могут только из речи окружающих. Как можно чаще разговаривайте со своим ребёнком, просите задавать вопросы и отвечать на них.
Чтобы ответить на вопрос «Достаточно ли развита речь ребёнка?», попробуйте самостоятельно провести тестирование. Для этого лучше использовать время, когда дошкольник не перевозбуждён, не утомлён и не голоден. У ребёнка не должно сложиться впечатление, что его проверяют. Хорошо, если занятия будут проводиться в игровой форме. Не делайте ему замечаний. Заметив ошибку, не пытайтесь тут же учить отвечать его правильною. Это материал для проверки, а не для работы над ошибками.
Задание №1. Составление рассказа по сюжетной картинке. Попросите ребёнка внимательно рассмотреть картинку и рассказать, что на ней нарисовано. Не надо задавать наводящих вопросов, пусть он самостоятельно попробует свои силы в этом нелёгком деле. Хорошо, если вы запишите рассказ дошкольника дословно. Это поможет позже спокойно проанализировать сочиненную историю. Рассказ будет соответствовать возрастной норме, если составлен самостоятельно, фразы построены правильно, без грамматических неточностей, при этом ребёнок использовал предложения, состоящие из четырёх и более слов. Речь была плавной, выразительной и эмоционально окрашенной.
Задание №2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Вам понадобиться любая серия сюжетных картинок. Это могут быть «Забавные истории» В. Г. Сутеева, «Про девочку Машу и куклу Наташу» В. А. Чижикова или другие истории, которые есть у вас дома.
Хорошо, если последовательность событий, изображенных на картинках, ребёнок будет устанавливать самостоятельно. Для этого картинки, которые обычно располагаются на одном листе в определённом порядке, необходимо разрезать, чтобы дошкольник смог найти начало истории, ее продолжение и конец.
Вас должно насторожить, если:
• Ребёнок не смог обнаружить никакой связи между картинками;
• Ребёнок часто отвлекался от темы рассказа, не выделяя главных событий, в рассказе было много повторов;
• Ребёнок только перечислял предметы на картинках, использовал отдельные короткие (нераспространенные) предложения;
• Значения слов были приблизительными, ребёнок редко использовал прилагательные, наречия, слова обобщающего характера;
• Речь ребёнка была ускоренной, вы услышали в речи запинки.
В этих случаях нужна консультация специалиста, даже если в остальном (звукопроизношение, слоговая структура слова, грамматика) речь ребёнка вам показалась правильной. Обратиться нужно к учителю-логопеду, и возможно, к педагогу-психологу.
Учитель-логопед: Ледяева Ольга Сергеевна