Светлана Пушкина
Рекомендации для родителей «Поговорим о связной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
«Связная речь- это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях… Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя», - писал Ф. А. Сохин.
Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 5-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д. Но для этого вовсе не обязательны каждодневные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребёнком, творческих играх. Используйте для этих занятий то, что ребё нок видит вокруг: дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. «Вот автомобиль, а что у него есть?»- «Руль, сиденье, дверцы, колёса, мотор…»
Публикация «Рекомендации для родителей „Поговорим о связной речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
«А что есть у дерева?»- «Корень, ствол, ветки, листья…».
Само собой разумеется, для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь, развивает связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит это не сразу. Двухлетний малыш постепенно учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых. Ребёнок четырёх лет почти дословно запоминает текст сказки, последовательность действий в ней. Научиться пересказывать малышам хорошо помогает так называемый отражённый пересказ. Взрослый начинает фразу: «Жили – были дед…», а ребёнок её заканчивает, потом можно перейти к пересказу по вопросам и т. д.
Очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально.
Постепенно подводите ребёнка к составлению рассказа по картине. Сначала с помощью вопросов взрослого, а потом и самостоятельно он начнёт высказываться о том, что на ней изображено.
Дети 5-6 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни. О своём личном опыте, причём делать это очень выразительно. Попробуйте предложить им помещённые ниже творческие задания.
• «Вспомни случай»
Выберите с ребёнком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например: как вы гуляли и видели праздничный салют.
По очереди рассказывайте друг другу, что видели и что делали, припоминайте, как можно больше деталей- до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.
• «Семейное ток-шоу»
Может быть, ребёнку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте телефон или диктофон для записи, дайте «журналисту» в руки микрофон – и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тётей или сестрой…
До начала интервью подскажите ребёнку, какие вопросы можно задать.
Например: «какое у тебя любимое блюдо?» А что ты любил есть в детстве?.
Куда быты хотел поехать?.
Желаю успехов!