Ирина Воеводина
Подвижные игры как средство поликультурного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы строить правильные, достойные
Межличностные и межэтнические отношения,
Надо знать, понимать, изучать культуру и
Традиции друг друга.
Современное дошкольное учреждение – важнейший общественный институт воспитания и образования подрастающего поколения. Его деятельность в плане формирования культуры межэтнических отношений воспитанников является значимым фактором обеспечения устойчивости поликультурного общества.
Публикация «Подвижные игры как средство поликультурного воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Подвижные игры для детей
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Федеральным государственным стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. Толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают.
Поликультурное образование рассматривается как способ приобщения воспитанников к различным культурам с целью формирования общепланетарного сознания, позволяющего в дальнейшем тесно взаимодействовать с представителями различных стран и народов и интегрироваться в мировое культурно-образовательное пространство. С одной стороны, поликультурное образование способствует этнической идентификации и формированию культурного самосознания воспитанников, а, с другой стороны, препятствует их этнокультурной изоляции от других стран и народов.
Цивилизацией современные народы сближены, культурами разлучены. Национальные культуры составляют основу культуры человечества. Приобщая ребенка к живительному источнику истории, традиций, обычаев своего народа, мы вводим его в мир общечеловеческих ценностей. Если с раннего возраста ребенок будет знакомиться с культурами разных народов, то их разнообразие будет способствовать формированию эстетического вкуса, а нахождение в них единства – стимулировать взаимопонимание.
Усилия педагогов ДОУ направлены на достижение синтеза культурно-специфических стилей, социальных моделей поведения и коммуникационных кодов. Наш детский сад многонационален и педагоги пристальное внимание уделяют формированию у детей национального самосознания, уважительного отношения к людям всех национальностей, интереса к национальной культуре и традициям. Ознакомление детей с культурой не ограничивается информацией об ее экзотических аспектах, а задаются ситуации для ее понимания. Пример для детей и взрослых – национальная политика в стране, вследствие которой межнациональные и межконфессиональные отношения отличаются стабильностью и согласием.
Научно-обоснованное содержание поликультурного воспитания включает в себя компоненты национальных культур: устное народное творчество, песенное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, традиции, игры, в том числе, и народные.
Работа по приобщению детей к разным культурам осуществляется интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», режимных моментов и различных видов детской деятельности.
Физическая культура может внести свой вклад в решение этих задач, т. к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физическое воспитание необходимо рассматривать шире — как педагогический процесс воспитания личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.
Подвижные игры— наиболее доступный и эффективный метод развития личности ребенка при его активной помощи. Игра — естественный спутник жизни и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка — неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Именно игра даёт возможность ребёнку самому «прожить» то, о чём он узнал в процессе непосредственно-образовательной деятельности. Рассказы о народных традициях не достигнут цели, если не найдут продолжения в играх, изобразительной, театрализованной деятельности. Подвижные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Используя народные подвижные игры в разных формах физкультурно-оздоровительной работы, мы можем решать развивающие, оздоровительные задачи, а так же воспитательные, направленные на формирование личности ребенка, толерантных взаимоотношений в детском коллективе. Особую значимость имеют народные подвижные игры, в которые дети очень любят играть. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Через игру формируется у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создает эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств. Их решение является более результативным в работе с детьми старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.
В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Поэтому выбор основных культур для более глубокого ознакомления обусловлен национально-территориальными особенностями республики, так как основное ее население это русские, мордва и татары. Воспитанники хорошо знакомы с русским, мордовским и татарским этносом: с устно-поэтическим творчеством народов, народным декоративно-прикладным искусством, музыкальным фольклором и народными играми.
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Особенно популярными и любимыми были такие игры, как «Горелки», русская лапта, «Жмурки», «Городки», игры с мячом.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Это подтверждают и названия игр, например, «Бояре», «Царь Горох», «Стрельба из лука», «Стадо», «Жмурки», свидетельствуют о том, что когда-то люди участвовали в военных походах, битвах, держали в хозяйстве разнообразный скот и птицу, отражают жизненный уклад в прошлом. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.
Народ, с культурой которого знакомились дети, представал перед ними как творец произведений искусства. У мордовского народа – это творения народных умельцев, иллюстрации детских книг, у татарского – мелодичные песни, неповторимые блюда. Знакомство детей с национальными культурами предполагает и включение подвижных упражнений и, конечно, народных игр.
Дети с удовольствием играют в подвижные игры разных народов : мордовские – «Раю-Раю», «Круговой» («Мечень кунсема», «В ключи» («Панжемаса», «В платки» («Руцяняса», «В курочек» («Сараскакс», «В горшочки» («Сяканяса», «В ножки» («Пильгенесэ»); татарские – «Продаем горшки» («Чулмак цены», «Хлопушки» («Абакле», «Жмурки» («Кузбайлад цены», «Перехватчики» («Куышу цены») и другие.
Народные игры важны в формировании этнического самосознания личности. В играх воспитывается любовь и уважение к своему народу, формируется стремление к постижению богатства национальной культуры.
Таким образом, народные подвижные игры в сочетании с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную основу и физическое совершенство. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Через игру формируется у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создает эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств.
Литература:
1. Брыжинский, В. С. Мордовские народные игры / В. С. Брыжинский. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2009.-272с.
2. Детские народные подвижные игры : Кн. для воспитателей детского сада и родителей/Сост. А. В. Кенеман, Т. И. Осокина, — М. : Просвещение, 1995.-224 с.
3. Князева,О. Л., Маханева, М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс,2010.- 304с.
4. Литвинова,М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – Изд-во: Айрис-пресс, 2004.-192с.
5. Мы в Мордовии живем: региональный образовательный модуль дошкольного образования / О. В. Бурляева и др. ; Мордовский государственный педагогический институт. – Саранск, 2015.
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
7. Сборник подвижных игр для работы с детьми 2-7 лет / авт. -сост. Э. Я. Степаненкова. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011