Татьяна Попова
Подвижные игры и упражнения для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Ловишки»
Дети произвольно располагаются на площадке. Ведущий-ловишка, назначенный воспитателем или выбранный играющими, встает на середину площадки. Воспитатель дает сигнал: «Раз, два, три - лови!». Дети разбегаются по площадке, стараясь увернуться от ловишки, который, в свою очередь, старается догнать одного из играющих и коснуться его рукой (запятнать). Тот, кого ловишка коснулся рукой, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда ловишка поймает трех-четырех играющих. Затем выбирается новый ловишка.
Публикация «Подвижные игры и упражнения для детей 5–6 лет» размещена в разделах
Рекомендации. Чтобы дети лучше ориентировались, ловишке можно выдать какой-либо отличительный знак: повязать на руку ленточку, приколоть бант, надеть шапочку с султанчиком и т. п. Если ловишка оказывается неловким и долгое время никого не может поймать, воспитатель предлагает ему свою помощь или выделяет в помощники другого ребенка.
«Парный бег»
Дети, разбившись на пары, встают в одну колонну на одной стороне площадки за чертой. На другой стороне площадки поставлен ориентир (булава, стул, набивной мяч). Воспитатель подает сигнал - первая пара, держась за руки, бежит до стоящего напротив предмета, огибает его, воз-вращается и встает в конец колонны. По следующему сигналу бежит вторая пара и т. д.
Рекомендации. В пары желательно объединять детей, равных по силе. Пара детей, отпустивших руки во время бега, считается проигравшей.
«Встречные перебежки»
Дети делятся на две команды, встают двумя шеренгами на противоположных сторонах площадки за линиями на расстоянии не менее шага друг от друга. У каждой группы детей на руках ленточки - синие и желтые. По сигналу воспитателя «Синие!» дети с синими ленточками бегут на противоположную сторону. Стоящие там дети протягивают руки вперед и ждут, когда бегущие прикоснутся к ним рукой. Тот, кого коснулись, бежит на другую сторону площадки, останавливается за чертой, поворачивается и поднимает руку вверх. Затем воспитатель дает сигнал «Желтые!», бегут другие дети.
Рекомендации. Воспитатель может два раза подряд давать один и тот же сигнал. Дети должны внимательно его слушать.
«Затейники»
Одного из играющих выбирают затейником, он встает в середину круга. Остальные дети, взявшись за руки, идут по кругу (вправо или влево по указанию воспитателя) и произносят следующие слова:
Ровным кругом
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте!
Дружно вместе
Сделаем вот так!
Дети останавливаются, опускают руки. Затейник показывает какое- нибудь движение, которое дети должны повторить.
Рекомендации. Затейники придумывают разнообразные движения, не повторяя уже показанных. После двух-трех повторений (согласно условию) затейник выбирает кого-нибудь из играющих на свое место, и игра продолжается.
«Караси и щука»
Половина играющих, встав друг от друга на расстоянии трех шагов, об-разует круг - это камешки на берегу пруда. Один ребенок, назначенный воспитателем, изображает щуку - он находится вне круга. Остальные играющие - караси, они плавают (бегают) внутри круга, в пруду.
По сигналу воспитателя «Щука!» ребенок, исполняющий ее роль, быстро выплывает в пруд, стараясь поймать карасей. Все спешат спрятаться за кем-нибудь из играющих, стоящих по кругу и изображающих камешки. Щука хватает тех карасей, которые не успели спрятаться за камешки, и уводит их к себе. Она ловит карасей 2-3 раза, после чего подсчитывается число пойманных щукой карасей и на роль щуки назначается другой играющий.
Рекомендации. При повторении игры, когда выбирают новую щуку, дети, изображающие карасей и камешки, меняются ролями.
«День и ночь»
Участники игры делятся на две команды - «День» и «Ночь». Их дома находятся на противоположных сторонах площадки, за чертой. Посередине проводится еще одна черта. На расстоянии одного шага от нее (по ту и другую сторону) команды выстраиваются спиной друг к другу.
Воспитатель дает сигнал «Приготовиться!», а затем дает сигнал той команде, которая должна ловить. Если он произносит слово «день», дети из команды «Ночь» бегут в свой дом, а дети из команды «День» поворачиваются и ловят их, но только до границы дома убегающих.
Подсчитывается количество пойманных, затем все снова выстраиваются и ждут следующего сигнала.
Рекомендации. Воспитатель может назвать одну и ту же команду два раза подряд, но в итоге все команды должны ловить одинаковое число раз. Выигрывает та команда, которая поймает больше детей. Можно изменить исходное положение, из которого дети должны начинать бег, например присесть, поставить руки на колени и т. д.
«Белые медведи»
Посередине площадки длинным шнуром выкладывают неправильный круг, обозначающий льдину. На ней двое детей - это белые медведи, которые держатся за руки; остальные дети - моржи. Они бегают по площадке - резвятся в море. Медведи выходят на охоту и стараются поймать моржа, сомкнув вокруг него руки. Пойманный морж отводится на льдину. Игра продолжается.
Рекомендации. После того как будут пойманы три-четыре моржа, выбирают новых медведей.
«Совушка»
В одном углу площадки кругом обозначается «гнездо совушки». Дети изображают бабочек и жуков, а одного из них воспитатель назначает «совушкой». По его сигналу «День!» дети разбегаются, взмахивая руками- крыльями. По сигналу «Ночь!» из гнезда вылетает совушка. Бабочки и жуки замирают, останавливаясь там, где их застал сигнал, а совушка, медленно взмахивая крыльями, смотрит: не шевелится ли кто? Того, кто шевельнется, совушка отводит к себе в гнездо. Воспитатель снова говорит: «День!». Совушка улетает к себе в гнездо, а бабочки и жуки опять начинают летать (бегать). Совушка вылетает 2-3 раза. После этого подсчитывается число пойманных, воспитатель выбирает новую совушку, и игра возобновляется.
Рекомендации. Вылет совушки не должен быть слишком продолжительным: детям трудно долго стоять неподвижно.
"Два Мороза"
На противоположных сторонах площадки (комнаты) линиями отмечают два дома. Расстояние между ними - 12-15 м. Играющие располагаются в одном доме. Воспитатель выделяет двух водящих, которые встают посередине площадки между домами, лицом к детям. Один из них - Мороз Красный нос; другой - Мороз Синий нос.
По сигналу воспитателя оба Мороза говорят:
Мы два брата молодые,
Два Мороза удалые:
Я - Мороз Красный нос,
Я - Мороз Синий нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Все играющие хором отвечают:
Не боимся мы угроз!
И не страшен нам мороз!
После слова «мороз» все дети перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их «заморозить», т. е. коснуться рукой. «Замороженные» останавливаются и стоят до тех пор, пока все остальные дети не закончат перебежку. Два Мороза подсчитывают, скольких они заморозили, после чего замороженные присоединяются к остальным играющим. Перебежки повторяются 2-3 раза. Затем назначаются новые водящие, и игра возобновляется.
Рекомендации. Когда дети освоят игру, можно изменить правила: после окончания перебежки, замороженные продолжают стоять; при повторении перебежек остальные дети, пробегая мимо, могут коснуться их рукой - разморозить. Размороженные присоединяются к бегущим, но, если один из Морозов сделает это раньше их, они остаются на месте.
«Ловишки-перебежки»
Группа детей стоит на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне также проведена черта. На середине, между двумя линиями, находятся два ловишки. После слов «Раз, два, три - лови!» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишки ловят их. Тот, до кого ловишка сумеет дотронуться, прежде чем бегущий пересечет черту, считается пойманным и отходит в сторону. После двух-трех перебежек пойманных игроков пересчитывают и выбирают новых ловишек.
Рекомендации. Детей можно привлечь к выбору площадки, где много свободного места для бега, предложить им провести две черты по краям площадки, а также с помощью считалки выбрать ловишку. В ходе игры воспитатель следит за тем, чтобы дети, перебегая площадку, не наталкивались друг на друга.
«Догони пару»
Двое детей становятся один за другим на расстоянии двух-трех шагов у края площадки. По сигналу «Раз, два, три - беги!» стоящий впереди бежит на противоположную сторону площадки, где проведена черта, за которой ловить нельзя. Стоящий сзади должен поймать убегающего прежде, чем он достигнет черты. Если ловящий не поймает убегающего, они выполняют задание еще раз. В случае если ребенок успевает догнать убегающего, дети меняются ролями.