галина набокина
Подвижная игра как средство развития внимания у детей 4–5 лет в специально организованной деятельности на прогулке
▼ Скачать + Заказать документы
Набокина Г. А. воспитатель 1 квалификационной категории МДОУ Детский сад №20 г. Волжский Россия.
ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРОГУЛКЕ.
MOBILE GAME AS A TOOL FOR DEVELOPMENT OF ATTENTION OF CHILDREN OF 4-5 YEARS, SPECIALLY ORGANIZED ACTIVITIES DURING THE WALK.
Публикация «Подвижная игра как средство развития внимания у детей 4–5 лет в специально организованной деятельности на прогулке» размещена в разделах
- Игры на развитие внимания
- Подвижные игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Аннотация: Подвижная игра обозначена как средство развития внимания пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире смекалки ловкости ценных волевых качеств. Ключевые слова: подвижная игра внимание средний дошкольный возраст операционный компонент методическая направленность.
В настоящее время на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные. Приоритетным становится интеллектуальное эстетическое развитие ребенка Не отрицая их значимости надо признать что ребенку все меньше времени остается для подвижных игр прогулок. общения со сверстниками Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности между разными видами игр подвижными и спокойными индивидуальными и совместными негативно сказывается как на состоянии здоровья так и на уровне развития интеллектуальных способностей и физических качеств дошкольников Не достаточная физическая активность детей особенно в период активного роста когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания является одной из причин ухудшения здоровья детей снижения жизненного тонуса В связи с этим необходимо активизировать двигательную деятельность детей 5лет посредствам подвижных игр способствующих укреплению здоровья детей развитию их интеллектуальных способностей и физических качеств решение этой проблемы мы видим в отборе дифференцированных подвижных игр в специально-организованной деятельности на прогулке которые необходимо использовать воспитателям ДОУ Анализ теоретических источников показал что проблемой использования подвижных игр для повышения двигательной деятельности занимались многие педагоги и психологи По определению отечественных психологов Л. С Выготского Запорожца, Леонтьева, Эльконина игра есть ведущая деятельность в дошкольном возрасте благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения Подвижная игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений Запорожец Многие исследователи Барабаш Кокорева Осокина Тимофеева Полтавцева Сагайдачная Степаненкова констатируют тот факт что подвижная игра является средством гармонического развития ребенка школой управления собственным поведением формирования положительных взаимоотношений благополучного эмоционального состояния Согласны с мнением Ильиной Г. В что подвижным играм присущи изменяющиеся условия тех или иных действий поэтому большинство этих игр связано с проявлением двигательных способностей скоростно-силовых координационных на выносливость силу гибкость играх совершенствуются чувства мышечных усилий пространства времени совершенствуются функции с условием их дальнейшего применения в самостоятельной двигательной деятельности детей. Однако практиками ДОУ уделяется недостаточно времени для организации и проведения подвижных игр Кроме того игры однообразные не всегда соответствуют возрасту детей. дети мало знают игр и самостоятельно их не проводят. В связи с этим при организации подвижных игр различной направленности с детьми дошкольниками следует руководствоваться основными требованиями к организации и выбору подвижных игр на прогулке Для детей данного возраста необходим выбор подвижных игр различной направленности который диктуется наличием и характером суммарного утомления а также уровнем развития физических качеств необходимых для предстоящей учебной деятельности Оптимальность физических нагрузок при выполнении различных по характеру подвижных игр снимает утомление повышает интерес к ним Физическая нагрузка при использовании подвижных игр на прогулке должна иметь тенденцию к постепенному увеличению воздействия на организм но не должна превышать меру приспособительных возможностей и неблагоприятно влиять на здоровье детей. На прогулке необходимо проводить игры различной подвижности учитывать время года использовать естественные условия В подвижных играх дети повторяют и закрепляют основное движение разученное на физкультурном занятии В ходе исследования мы уточнили что дети 5лет очень любознательны стремятся быть везде и всюду хотят успеть за день пребывания в детском саду попробовать все и рисовать и лепить и быть участником разных сюжетно-ролевых игр задают взрослым много вопросов Недаром этот возраст назван возрастом почемучек. Чтобы ребенок был успешен в любом виде деятельности которым он занимается в данный момент ему необходимо иметь хороший уровень внимания Обозначили что развитие внимания непосредственно зависит от позиции взрослого в общении с малышом а также от того как он организует его деятельность Средний дошкольник в этом возрасте только начинает управлять своим вниманием то есть развиваются первые ростки произвольного внимания Общеизвестно что дети 5лет очень активны подвижны познают окружающий мир в движениях В отечественной детской психологии и педагогике отмечается значение игр и упражнений включающих умственную и двигательную активность для развития внимания то есть игр требующих от ребенка переключения распределения и сосредоточенности внимания Наличие сюжета в игре позволяет привлечь интерес и внимание детей к предлагаемым им двигательным заданиям и способствует старательному и точному их выполнению В играх и игровых упражнениях с двигательным компонентом более определено выступают задачи прямого обучения Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность внимание умение управлять своими движениями Нами апробирован комплекс подвижных игр для детей 5 лет в ходе специально организованной деятельности на базе МДОУ Детский сад №20. Г. Волжского Волгоградской области, направленный на активизацию их двигательной деятельности Отметим что комплекс подобран из большого количества карточек-заданий представленных в пособии под редакцией Ильиной Г. В Особенности планирования физкультурной деятельности детей дошкольного возраста средняя группа на основе комплексно-тематического принципа планирования физкультурной деятельности дошкольников В течение месяца дети разучивают четыре новых игры на физкультурном занятии другие игры повторяют Всего получается за сезон 12 игр. Комплекс подвижных игр составляется инструктором физической культуры используется воспитателями ДОУ не только на прогулке Подвижные игры на развитие свойств внимания необходимо включать в повседневную жизнедеятельность ребенка Отметим что игры на развитие внимания нужно проводить ежедневно на утренней гимнастке в перерывах между проведением занятий на прогулках. Рекомендуем при подборе подвижных игр учитывать что методическая направленность воздействий зависит от позиции взрослого в общении с детьми а также от того как он организует их игровое поведение в частности - развитие объема внимания стимулирует объединение объектов по смыслу - сужение круга объектов внимания способствует развитию концентрации внимания - развитию распределения внимания содействует одновременное выполнение не сколько действий или ведение наблюдения одновременно за несколькими процессами или объектами - на устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес однообразное содержание игр его снижает - переключение внимания развивается в играх предполагающих перенос сознания с одного объекта на другой При проведении подвижных игр с детьми 5 лет педагогу следует учитывать определенные педагогические условия Использование художественного слова при подготовке и проведении игры. Совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка стимулирующая атмосферу добра радости веселья Принятие взрослым и ребенком игровой позиции заключается в шутливом добром разыгрывании различных ситуаций с выдумкой и фантазией В результате у детей формируется способность находить неожиданные веселые выходы из самых разнообразных ситуаций как в жизни так и в подвижной игре шутливые варианты их обыгрывания. Формирование у детей в процессе проведения подвижных игр представлений об окружающем мире животных сказочных и реальных персонажей игр Применение эмоционально-образной методики руководства подвижной игрой способствующей формированию у детей положительно-эмоциональное отношение к игровым образам отражающим окружающую жизнь чувство сопереживания и действенного творческого соучастия в игровой ситуации Эмоционально-образная методика руководства подвижной игрой предполагает ознакомление детей с ее содержание игровыми действиями персонажей и правилами краткий эмоционально-образный рассказ сюжета игры характеристику и действия игровых персонажей создание вариантов игры планирование сюрпризных моментов Осуществление личностного подхода при проведении подвижной игры который выражается в выборе игры сложности игрового сюжета используемых двигательных действий распределении ролей. В итоге необходима планомерная систематическая целенаправленная работа связанная с использованием подвижных игр на прогулке которая активизирует двигательную деятельность детей старшего дошкольного возраста укрепляет их физическое здоровье развивает их физические и познавательные способности на пороге обучения детей в начальной школе.
Список использованной литературы
Вавилова «Развитие основных движений у детей Издательство «Скрипторий
Голубева «Взаимосвязь уровня двигательной активности типа подвижности и адаптации детей дошкольного возраста «.Теория и практика физической культуры «
Голубева Г.» Формирование активного двигательного режима ребенка.
«Теория и практика физической культуры» Глазырина
Овсянкин «Методика физического воспитания детей дошкольного возраста.»
Дегтярева «Развитие общения у детей летнего возраста в процессе занятий подвижными играми Современные образовательные направления в физической культуре Сборник научных трудов Изд-во РГПУ имГерцена.