Татьяна Гамм
Подвижная игра как средство развития координации движения детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Движение – ведущий фактор развития физических способностей. Организм человека рассчитан на постоянное движение. Поэтому оно является стержнем жизнедеятельности человека, формирует физическое развитие. В период дошкольного детства происходит быстрое изменение строения и функций организма, психомоторики, активно развиваются физические способности, среди которых ведущее место занимает координация движений.
Публикация «Подвижная игра как средство развития координации движения детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Развитие координации движений детей дошкольного возраста – одна из актуальных задач дошкольного образования, что подтверждается требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в котором указывается, что приобретение детьми опыта в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость является целевым ориентиром физического развития детей.
Старший дошкольный возраст является благоприятным для формирования практически всего спектра двигательных способностей. В этот период закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются ранее неизвестные упражнения, приобретаются новые двигательные навыки. Почти все показатели двигательных способностей ребенка демонстрируют высокие темпы прироста. Наиболее интенсивное увеличение наблюдается в показателях координации движений, гибкости, функции равновесия. Кроме того, развитие координации движения у детей старшего дошкольного возраста имеет огромное значение, так как согласованная работа мышц тела является условием его нормального роста и развития.
Основная форма развития координации движения детей старшего дошкольного возраста – это двигательная деятельность, выполняемая с различной скоростью и включающая разнообразные движения. При этом очень важно, чтобы такие движения были не хаотичными. Подвижные игры, направленные на развитие у детей старшего дошкольного возраста координации движений, должны быть правильно организованы, иметь определенный уровень нагрузки, а также ограничения во времени.
Проблема развития координации движений детей старшего дошкольного возраста не является новой и раскрывалась в исследованиях Н. Н. Кожуховой, Д. В. Хухлаевой, В. Н. Шебеко и др., которые также придавали большое значение подвижной игре в решении данной проблемы.
Развитию координации движений способствуют подвижные игры. В них, выполняя задания по сигналу, ребенок старшего дошкольного возраста может самостоятельно изменять характер движения, его быстроту в зависимости от изменений ситуации (например, действие водящего при ловле, догонялках и т. д.). Правильная двигательная реакция ребенка будет определяться умением быстро выбрать направление и скорость движущегося предмета (водящего) с учетом расстояния и времени его приближения, что требует определенного развития подвижности нервных процессов и содействует их совершенствованию, а также некоторых пространственных, временных и глазомерных оценок.
Проблема развития координации движения детей старшего дошкольного возраста во многом связана с тем фактом, что нередко задача развития координации движений выпадает из поля зрения педагога и родителей. В такой ситуации нарушение координации движений у них становится одной из причин школьной не успешности на ступени начального образования. Также не используется потенциал подвижной игры в развитии координации движений детей старшего дошкольного возраста. Кроме того, не раскрыты условия, при которых подвижная игра станет эффективным средством развития координации движения детей старшего дошкольного возраста.
Основываясь на исследованиях О. Г. Аракелян, В. И. Ляха, А. В. Кенеман, Т. И. Осокиной и др. было сформулировано базовое определение понятия «координация движений», выделены элементы координации движений.
Основными видами координации является статическая и динамическая координация.
Изучение научной литературы показало, что старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития координации движений. Однако в этом возрасте координация отличается сложностями в развитии статической и динамической координации, нестабильностью координации симметричных движений.
Среди средств развития координации движений подвижная игра занимает особое место, т. к. она привлекательна для детей этого возраста и может включаться в различные виды деятельности. Также в качестве основой была взята классификация подвижных игр, предложенная Е. Н. Вавиловой.
Развитие координации движений у детей старшего дошкольного возраста проходило в три этапа.
На первом этапе было проведено выявление уровня развития координации движений у детей старшего дошкольного возраста по показателям, представленным на слайде.
Изучив развитие координации движений детей старшего дошкольного возраста, были сделаны ряд выводов о том, что в старшем дошкольном возрасте координация движений развита еще недостаточно. В целом у 15% детей старшего дошкольного возраста был выявлен высокий уровень координации движений. При этом у 35% участников экспериментального исследования был выявлен средний уровень развития координации движений, низкий уровень выявлен у 50% детей.
На основании исследований М. А. Дорониной, М. А. Михайловой, М. А. Руновой, результатов диагностики координации движений детей старшего дошкольного возраста, был разработан календарный план подвижных игр.
Подвижные игры, проводимые с детьми старшего дошкольного возраста, позволяли развивать как статическую, так и динамическую координацию. Они были включены в физкультурные занятия, прогулки, игровую деятельность детей, что способствовало развитию координации движений в различных условиях.
При проведении подвижных игр соблюдалась методика, соответствующая возрасту детей. Отбор подвижных игр осуществлялся исходя из возраста детей, интересов детей, уровня развития координации движений. В играх предусматривались усложнения условий, связанных с разнообразием используемых движений, изменением темпа их выполнения (ускорением или замедлением).
Повторное изучение развития координации движений показало следующие результаты. Высокий уровень координации движений был выявлен у 25% детей старшего дошкольного возраста. У 45% испытуемых был выявлен средний уровень развития координации движений. Среди 30% участников экспериментального исследования был выявлен низкий уровень развития координации движений.
Сопоставление результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента показало тенденцию к увеличению количества детей с высоким и средним уровнем развития координации движений и снижении испытуемых с низкими показателями. Полученные данные позволили сделать вывод о том, что подвижная игра способствует развитию координации движений детей старшего дошкольного возраста.