Наталья Семенюк
Подвижная игра как средство развития физических качеств у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Подвижные игры как средство развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста».
Подвижные игры как средство развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Подвижные игры для детей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Физическое развитие. Работа инструкторов по физкультуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
В период старшего дошкольного детства огромное внимание в учебновоспитательном процессе необходимо уделять развитию физических качеств. Так как на шестом году жизни двигательный опыт детей заметно расширяется, активно развиваются двигательные и познавательные способности. Важным фактором, оказывающим разностороннее влияние на укрепление детского организма, является физическая культура. Особенно актуальными задачами являются привитие детям стойкого интереса к занятиям физическим упражнениям, обучение их доступным двигательным умениям. Вопросы развития физических качеств у детей становится в наши дни все более актуальными. Дети более ослабленные, чаще подвергнуты простудным заболеваниям. Поэтому, по мнению специалистов необходимо развивать физические качества, расширять двигательный опыт. Физическая подготовка способствует развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных отношений. Большое разнообразие движений и их вариантов, доступных дошкольникам, создает условие для развития и совершенствования двигательных качеств – быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Физические качества у детей дошкольного возраста развиваются в процессе овладения различными движениями, объем которых указывается в программе дошкольных образовательных учреждений. Для расширения диапазона двигательных возможностей детей необходима специальная целенаправленная работа по развитию физических качеств. Одной из эффективных форм развития физических качеств у детей дошкольного возраста, по мнению специалистов по физическому воспитанию Е. Н. Вавиловой, Д. В. Хухлаевой, Т. М. Осокиной, являются подвижные игры. В настоящее время проблема подвижной игры как средства развития физических качеств у дошкольников продолжает быть предметом исследования научных и практических работников.
«Игра должна служить основным рычагом физической культуры дошкольника», - писал Е. А. Аркин. С помощью игр ребенок овладевает полезными для него двигательными действиями и упражняется в них. Игры совершенствуют не только физические качества, но и помогают развивать у детей следующие умения: согласовывать свои движения с действиями товарищей, подчинять личные интересы интересам коллектива, воспитывают сдержанность, самообладание, чувство ответственности за успех звена, команды. В играх следует стремиться к развитию положительных эмоций: чувства радости, удовольствие, бодрости, желание выручить товарища, проявить выдумку, изобретательность.
Подвижные игры будут являться эффективным средством развития физических качеств (быстроты, ловкости) у детей старшего дошкольного возраста, если:
- будет создан фонд подвижных игр направленных на развитие физических качеств
- помнить, что игры должны подбираться в соответствии с программными требованиями
- вовлекать детей в игру яркими атрибутами, игрушками, зазывалками, считалками, стихами и т. п.
- переходить от простых игр к сложным нужно постепенно, не дожидаясь, пока дети потеряют интерес к уже знакомым играм
- следить за дозировкой физической нагрузки
- педагог будет постепенно усложнять правила и двигательное содержание в играх
- педагог будет изменять размещение играющих на площадке и преднамеренно создает препятствия на пути выполнения игровой задачи
- заканчивать игру нужно своевременно, т. к. её затягивание может привести к переутомлению
- обязательно подвести итог игры.
Подвижные игры создают благоприятные условия для развертывания активной двигательной деятельности. Хотя определенное содержание и правила чаще всего обуславливают вид движений играющих, тем не менее, есть простор для самостоятельного творческого выбора конкретных способов действий, их сочетания, чередования, изменение характера и интенсивности в зависимости от неожиданно возникающих новых игровых ситуаций. Это позволяет каждому ребенку действовать в меру своих возможностей в соответствии с индивидуальными особенностями физического развития. Систематическое проведение подвижных игр содействует развитию у детей умения управлять своими действиями, приучает действовать с различным напряжением. Во время игр ребенок должен действовать с большей ловкостью, целесообразностью и быстротой; выполнять правила, владеть собой, ценить товарищество. Эффективность их возрастает, когда сочетаются две, три подвижные игры с разным содержанием позволяющим чередовать большую нагрузку с меньшей, работу одних мышц с некоторым расслаблением других. Ситуации на игровой площадке все время меняются, постепенно усложняются правила и двигательное содержание в играх, при этом меняется размещение играющих на площадке и преднамеренно создаются препятствия на пути выполнения игровой задачи, данные усложнения приучают детей целесообразно использовать двигательные умения и навыки обеспечивая их совершенствование