Марина Зверева
Подходы к развитию понимания текста у детей с нарушением слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Подходы к развитию понимания текста у детей с нарушением слуха.
Условиями формирования слухо-речевой системы ребёнка с нарушением слуха являются : говорение, чтение, письмо и слушание. Уже на первом году обучения ребёнок осваивает глобальное, позднее аналитическое чтение. В этом случае увеличение словарного запаса детей происходит более быстрыми темпами. При обучении не допускается механическое заучивание речевого материала. В каждой ситуации дети должны понимать смысл того, о чем, они говорят, читают или пишут. Для этого обязательно используются различные виды практическая деятельность. Таким образом чтение включается в процесс абилитации и реабилитации детей.
Публикация «Подходы к развитию понимания текста у детей с нарушением слуха» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2019
Одной из основных проблем языкового развития детей с нарушением слуха является проблема понимания смысла речи. Главное в понимании устной речи - услышать высказывание и понять его смысл. Становление механизма речевого слуха происходит в течение длительного времени. Его темп зависит от условий воспитания и обучения детей. При неблагоприятных обстоятельствах часто оказывается сформированным не в полном объеме не только у школьников, но и у взрослых людей.
Практика показывает, что проблема осмысливания детьми воспринятых на слух высказываний до сих пор не решена. Низкий уровень понимания смысла текстов выражается в неумении пересказывать текст. Большая часть детей заменяет его заучиванием текста наизусть. В этом случае демонстрируется состояние памяти детей, механизм осмысливания в этот процесс не включается. У детей возникает не целостная картина описываемых событий, а фрагменты, часто не связанные между собой. Это сильно затрудняет пересказ. Не представляя «картинок», отражающих полноту содержания текста, дети не имеют основы для связного описания разрозненных частей и вынуждены пользоваться памятью. Постепенное увеличение объема текстов существенно затрудняет их запоминание. Чтобы вывести детей из этого состояния, используются вопросы-подсказки, с помощью которых дети вспоминают сюжет, действующих лиц, их взаимоотношения, поступки и т. д. Эта «помощь» не имеет ничего общего с формированием механизма речевого слуха и не содействует развитию у детей воображения.
Материалы исследований в центре Э. И. Леонгард данной проблемы утверждают следующее. «С одной стороны, пересказ текста должен базироваться на фундаменте представлений и образов, которые возникают у детей в процессе той или иной деятельности, связанной с содержанием текста. С другой стороны, актуализация представлений при восприятии текста является критерием понимания его смысла. У детей формируется образ слова (где под «словом» понимается «речь», развивается воображение. Чрезвычайно важное значение для понимания смысла и письменного, и устного текста имеет контекст. Именно его отсутствие в представлении детей заставляет их заучивать тексты наизусть. Создание контекста – главная задача работы по формированию образа слова».
Работа над контекстом проводится в процессе практической деятельности. Такой как, драматизация, различных видов продуктивной деятельности: лепки, рисования, аппликации, конструирования. В процессе её дети обязательно должны иметь возможность быть активными, инициативными, самостоятельными, проявлять познавательные интересы, творческое отношение к окружающему миру.
Роль взрослого в этом случае состоит не в передаче детям готовых мыслей, слов и грамматических конструкций, а в создании обстановки поиска, творчества и осуществления детьми маленьких открытий.
Занятие по развитию речи с детьми с нарушением слуха.
Тема: «Чтение и драматизация сказки «Вова и собака» Э. И. Леонгард».
Задачи.
1. Коррекционно-образовательные.
Учить воспринимать сказку слухозрительно с опорой на серию картинок, понимать и рассказывать её.
Учить актуализировать представления о тексте в процессе проигрывания сказки (пространственные представления, последовательность событий, возможные диалоги с опорой на серию картинок.
Формировать и закреплять навыки аналитического чтения.
2. Коррекционно-развивающие.
Учить распределять внимание между восприятием сказки и проигрывания её, рассказыванием сказки в темпе, соответствующем проигрыванию её детьми.
Формировать словесно-логическое мышление, посредством обоснования объяснения своего мнения при помощи речи, исправления допущенных ошибок.
3. Коррекционно-воспитательные.
Учить взаимодействовать друг с другом в процессе игры, построения диалогов при драматизации сказки.
Воспитывать активность и инициативу, творческое отношение к деятельности.
Используемый материал: серия картинок к сказке, текст сказки, написанный печатными буквами на альбомном листе, табличка Вова, маски волка и собаки, игрушки (дом, ёлки, деревья, корзинка, грибы).
Ход занятия.
1. Планирование деятельности.
- Будем рассказывать и играть в сказку. В какую? Читайте.
Дети читают название сказки фронтально. Используем приём «читающий пальчик».
2. Рассказывание сказки.
Дети садятся перед доской. На доске расположена серия картинок. Картинки расположены не по порядку. Дети рассказывают сказку сопряжённо вместе с педагогом. По мере рассказывания картинки расставляются детьми в правильном порядке.
3. Проигрывание фрагмента сказки детьми.
– Будем рассказывать и играть, как на картинках.
Дети выбирают картинки, которые будут драматизировать.
• Работа с пространством (дом, лес).
- Ребята, что на картинке? (- дом, лес)
- сделаем, как на картинке.
Дети раскладывают пособия, игрушки для проигрывания сказки. Обсуждают, что ещё необходимо, куда расставлять, почему именно в данном месте.
• Распределение ролей, обсуждение правильности размещения пособий.
- Какие маски нам нужны для игры? Почему? (Потому что на картинках Вова, волк, собака).
- Кто хочет быть Вовой? Волком? Собакой?
Дети одевают маски.
-Вова, ты где начнёшь играть? Встань туда, приготовься.
- Волк, ты куда встанешь? Почему? (Волк прячется в лесу. Тут лес.)
- Собака, а ты где? Почему? (Дома. Собака прибежала из дома).
• Проигрывание сказки с паралельным проигрыванием и обсуждением совершаемых действий.
- Начинать и заканчивать игру будем по сигналу барабана.
- Кто будет рассказывать сказку?
- Хорошо, сказку рассказывает Егор. Мы все будем ему помогать.
По сигналу барабана один ребёнок начинает рассказывать, дети, взявшие на себя роли, играют, дети наблюдатели рассказывают сказку. Если возникают ошибки в игре, наблюдатели делают замечания, при необходимости показывают, как, по их мнению, нужно действовать, обосновывают свои мысли. По сигналу барабана игра заканчивается.
4. Отчёт и оценка проделанной работы.
– Что мы сегодня делали? (- Мы играли в сказку «Вова и собака»).
- Кем был Саша? (-Собакой).
- Кем была Вика? (-Волком).
Было интересно. Все хорошо играли.