МААМ-картинки

Подходы к развитию понимания текста у детей с нарушением слуха

Марина Зверева
Подходы к развитию понимания текста у детей с нарушением слуха
▼ Скачать + Заказать документы

Подходы к развитию понимания текста у детей с нарушением слуха.

Условиями формирования слухо-речевой системы ребёнка с нарушением слуха являются : говорение, чтение, письмо и слушание. Уже на первом году обучения ребёнок осваивает глобальное, позднее аналитическое чтение. В этом случае увеличение словарного запаса детей происходит более быстрыми темпами. При обучении не допускается механическое заучивание речевого материала. В каждой ситуации дети должны понимать смысл того, о чем, они говорят, читают или пишут. Для этого обязательно используются различные виды практическая деятельность. Таким образом чтение включается в процесс абилитации и реабилитации детей.

Публикация «Подходы к развитию понимания текста у детей с нарушением слуха» размещена в разделах

Одной из основных проблем языкового развития детей с нарушением слуха является проблема понимания смысла речи. Главное в понимании устной речи - услышать высказывание и понять его смысл. Становление механизма речевого слуха происходит в течение длительного времени. Его темп зависит от условий воспитания и обучения детей. При неблагоприятных обстоятельствах часто оказывается сформированным не в полном объеме не только у школьников, но и у взрослых людей.

Практика показывает, что проблема осмысливания детьми воспринятых на слух высказываний до сих пор не решена. Низкий уровень понимания смысла текстов выражается в неумении пересказывать текст. Большая часть детей заменяет его заучиванием текста наизусть. В этом случае демонстрируется состояние памяти детей, механизм осмысливания в этот процесс не включается. У детей возникает не целостная картина описываемых событий, а фрагменты, часто не связанные между собой. Это сильно затрудняет пересказ. Не представляя «картинок», отражающих полноту содержания текста, дети не имеют основы для связного описания разрозненных частей и вынуждены пользоваться памятью. Постепенное увеличение объема текстов существенно затрудняет их запоминание. Чтобы вывести детей из этого состояния, используются вопросы-подсказки, с помощью которых дети вспоминают сюжет, действующих лиц, их взаимоотношения, поступки и т. д. Эта «помощь» не имеет ничего общего с формированием механизма речевого слуха и не содействует развитию у детей воображения.

Материалы исследований в центре Э. И. Леонгард данной проблемы утверждают следующее. «С одной стороны, пересказ текста должен базироваться на фундаменте представлений и образов, которые возникают у детей в процессе той или иной деятельности, связанной с содержанием текста. С другой стороны, актуализация представлений при восприятии текста является критерием понимания его смысла. У детей формируется образ слова (где под «словом» понимается «речь», развивается воображение. Чрезвычайно важное значение для понимания смысла и письменного, и устного текста имеет контекст. Именно его отсутствие в представлении детей заставляет их заучивать тексты наизусть. Создание контекста – главная задача работы по формированию образа слова».

Работа над контекстом проводится в процессе практической деятельности. Такой как, драматизация, различных видов продуктивной деятельности: лепки, рисования, аппликации, конструирования. В процессе её дети обязательно должны иметь возможность быть активными, инициативными, самостоятельными, проявлять познавательные интересы, творческое отношение к окружающему миру.

Роль взрослого в этом случае состоит не в передаче детям готовых мыслей, слов и грамматических конструкций, а в создании обстановки поиска, творчества и осуществления детьми маленьких открытий.

Занятие по развитию речи с детьми с нарушением слуха.

Тема: «Чтение и драматизация сказки «Вова и собака» Э. И. Леонгард».

Задачи.

1. Коррекционно-образовательные.

Учить воспринимать сказку слухозрительно с опорой на серию картинок, понимать и рассказывать её.

Учить актуализировать представления о тексте в процессе проигрывания сказки (пространственные представления, последовательность событий, возможные диалоги с опорой на серию картинок.

Формировать и закреплять навыки аналитического чтения.

2. Коррекционно-развивающие.

Учить распределять внимание между восприятием сказки и проигрывания её, рассказыванием сказки в темпе, соответствующем проигрыванию её детьми.

Формировать словесно-логическое мышление, посредством обоснования объяснения своего мнения при помощи речи, исправления допущенных ошибок.

3. Коррекционно-воспитательные.

Учить взаимодействовать друг с другом в процессе игры, построения диалогов при драматизации сказки.

Воспитывать активность и инициативу, творческое отношение к деятельности.

Используемый материал: серия картинок к сказке, текст сказки, написанный печатными буквами на альбомном листе, табличка Вова, маски волка и собаки, игрушки (дом, ёлки, деревья, корзинка, грибы).

Ход занятия.

1. Планирование деятельности.

- Будем рассказывать и играть в сказку. В какую? Читайте.

Дети читают название сказки фронтально. Используем приём «читающий пальчик».

2. Рассказывание сказки.

Дети садятся перед доской. На доске расположена серия картинок. Картинки расположены не по порядку. Дети рассказывают сказку сопряжённо вместе с педагогом. По мере рассказывания картинки расставляются детьми в правильном порядке.

3. Проигрывание фрагмента сказки детьми.

– Будем рассказывать и играть, как на картинках.

Дети выбирают картинки, которые будут драматизировать.

• Работа с пространством (дом, лес).

- Ребята, что на картинке? (- дом, лес)

- сделаем, как на картинке.

Дети раскладывают пособия, игрушки для проигрывания сказки. Обсуждают, что ещё необходимо, куда расставлять, почему именно в данном месте.

• Распределение ролей, обсуждение правильности размещения пособий.

- Какие маски нам нужны для игры? Почему? (Потому что на картинках Вова, волк, собака).

- Кто хочет быть Вовой? Волком? Собакой?

Дети одевают маски.

-Вова, ты где начнёшь играть? Встань туда, приготовься.

- Волк, ты куда встанешь? Почему? (Волк прячется в лесу. Тут лес.)

- Собака, а ты где? Почему? (Дома. Собака прибежала из дома).

• Проигрывание сказки с паралельным проигрыванием и обсуждением совершаемых действий.

- Начинать и заканчивать игру будем по сигналу барабана.

- Кто будет рассказывать сказку?

- Хорошо, сказку рассказывает Егор. Мы все будем ему помогать.

По сигналу барабана один ребёнок начинает рассказывать, дети, взявшие на себя роли, играют, дети наблюдатели рассказывают сказку. Если возникают ошибки в игре, наблюдатели делают замечания, при необходимости показывают, как, по их мнению, нужно действовать, обосновывают свои мысли. По сигналу барабана игра заканчивается.

4. Отчёт и оценка проделанной работы.

– Что мы сегодня делали? (- Мы играли в сказку «Вова и собака»).

- Кем был Саша? (-Собакой).

- Кем была Вика? (-Волком).

Было интересно. Все хорошо играли.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с нарушением слуха «Овощи, фрукты» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с нарушением слуха. Тема: «ОВОЩИ ФРУКТЫ» Воспитатель: Дорофеева.

Формирование элементарных математических понятий у детей с нарушением слуха Формирование элементарных математических понятий у детей с нарушением слуха Программа по формированию элементарных математических понятий.

Фотоотчёт о проведении проекта «Птички прилетели» в группе для детей с нарушением слухаФотоотчёт о проведении проекта «Птички прилетели» в группе для детей с нарушением слуха Цель проекта: - дать детям представление о птицах, об их внешнем виде, повадках, об особенностях их жизни (летают, клюют, вьют гнёзда, выводят.

Конспект НОД по рисованию «Цыпленок» для детей с нарушением слуха Конспект НОД в разновозрастной группе для детей с нарушением слуха по рисованию Тема: «Цыпленок» Задачи: Образовательные: продолжать учить.

Конспект занятия по развитию речи и зрительного восприятия с дошкольниками с нарушением слуха 3–4 лет «Лиса» Задачи: • учить анализировать предмет, подбирать геометрические фигуры и выкладывать предмет из геометрических форм; • формировать представления.

Организация безбарьерной среды для детей с нарушением слуха Включение ребенка с нарушенным слухом в образовательную организацию будет эффективным при наличии следующих условий: 1. нормативно-правовая.

Современные подходы к воспитанию и обучению детей с нарушением речи В образовании происходит революция и она вносит всемирный характер. Предусматривается не только переформулирование целей образования, разработка.

Теоретические основы своеобразия речевого развития детей с нарушением слуха Теоретическая основа своеобразия общего и речевого развития детей с нарушениями слуха. Для того, чтобы знать закономерности, процесс (преподавание,.

Занятие по развитию речи для детей с нарушением слуха младшего дошкольного возраста «Кто пришел в гости к нам?» " Кто пришел в гости к нам?" Цель занятия: реализация новых форм взаимодействие в системе «Взрослый- ребенок», направленных на полноценное.

Конспект занятия по развитию речи с детьми с нарушением слуха «Драматизация сказки «Вова и собака» Занятие по развитию речи с детьми с нарушением слуха. Тема: «Драматизация сказки «Вова и собака»».Задачи. 1. Коррекционно-образовательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подходы к развитию понимания текста у детей с нарушением слуха
Опубликовано: 13 января 2019 в 02:38
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Подходы к развитию понимания текста у детей с нарушением слуха» (включая файлы) размещена пользователем Марина Зверева (УИ 344699) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД