Екатерина Демидова
Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Звук и буква э»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Правильное произношение звука «Э», знакомство с буквой Э.
Задачи:
• Образовательная: Учить составлять схемы предложений; Усвоение несклоняемых существительных; Учить детей определять место положения буквы в алфавите, и её характеристику; познакомить детей с несклоняемыми существительными.
Публикация «Занятие по развитию речи в подготовительной группе „Звук и буква э“» размещена в разделах
- Буква Э и звук [Э]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
• Развивающая : Развитие наблюдательности, обогащение словарного запаса и знаний об окружающем; Развитие фонематического восприятия и слуховой памяти; Развивать артикуляционный аппарат детей. При правильном произношении звука.
• Воспитательная: Воспитывать умение отвечать полным ответом.
Оборудование: Буква «Э» сюжетная, Буквы «Э» и «С» формат А5, карточки со словами, алфавит,
Ход занятия:
Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадки:
1. К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдет
Если крот раскроет рот. (Экскаватор)
2. Сам вагон открыл нам двери,
В город лестница ведет,
Мы свои глазам не верим:
Все стоит, она идет. (Эскалатор)
Молодцы ребята, а на какую букву начинаются эти слова? (Э). Правильно ребята, сегодня с нами хочет позаниматься и поближе познакомится буква «Э». Она подготовила нам очень интересные задания. Давайте попробуем с ними справится.
1. Характеристика звука «э».
Ребята, давайте с вами дадим характеристику букве «Э». (На доске вывешена буква «э» и обозначения характеристики буквы). Ребята, какая она гласная или согласная? (гласная, а каким цветом мы его обозначим? (красным). Правильно, его можно петь и тянуть, обозначается красным цветом. Давайте все вместе попробуем его пропеть. Губы в улыбке, зубы сближены, широкий кончик языка касается нижних зубов, спинка языка приподнята, горлышко «работает», «ээээ». Молодцы ребята. А теперь подумайте, есть ли в нашей группе дети, в именах которых есть звук [э]? (Эля, Элина)
2. Знакомство с буквой Э (показ, рассматривание).
(Выставляются буква Э).
«Это — Э
С открытым ртом,
И большущим языком
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка,
Только нету языка!». Ребята. Посмотрите внимательно, а на какую букву похожа буква «Э»? (С). Правильно, а кто мне скажет, чем именно они похожи? (Они состоят из полукруга). А чем отличаются? (У «Э» есть «язычок», открыты в разные стороны, «э» гласная, а «с» согласная). Все верно.
3. Нахождение буквы э в алфавите.
А теперь давайте попробуем найти букву «Э» в алфавите. Где она находиться? (В конце). А под каким номером? (31). Назовите соседей буквы «Э»? (ь, ю). Правильно ребята.
4. Игра «Если слышишь».
Ребята, давайте поиграем в игру, я вам буду называть разные слова, а вы внимательно их слушайте. Если вы в слове услышите букву «Э» то хлопайте в ладоши, а если в слове не будет буквы «э», то топайте ногами (на доску вывешиваются схематические правила). Слова: Экран, этаж, какао, елка, юбка, ива, дятел, эскимо, эврика, вода, щетка, этот, книга, элеватор, экскурсия, электричество, диван, эра, эхо.
5. Усвоение несклоняемых существительных.
Мы с вами называли такие интересные слова как: эскимо, эхо. Эти слова интересны тем, что не изменяются. Буква «Э» предлагает провести нам с вами словесный эксперимент. Я буду начинать предложение, а вы его продолжать:
«Мы купили много (эскимо). Чем мы друга угостим. (эскимо).
Съели одно (эскимо). Съели много…эскимо. Изменяются ли слово? (нет). Верно, в русском языке есть немало неизменяемых слов: кофе, пальто, Буратино.
6. Физ. Минутка
Давайте с вами немного отдохнем, встаньте возле своих стульчиков и повторяем за мной.
«А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело».
7. Чтение рассказа Г. Юдина «Экскаваторщики».
Сейчас ребята я вам прочитаю рассказ Юдина «Экскаваторщики». А вы постарайтесь запомнить как можно больше слов со звуком [э].
«ЭКСКАВАТОРЩИКИ»
Вбегает вчера ко мне Эдик с пятого этажа.
- Бросай свои этикетки! - кричит. - У нас во дворе настоящий эскалатор работает!
Я говорю:
- Экскаватор, наверное, эскалаторы только в метро бывают.
Выбежали мы во двор, а там и в самом деле стоит экскаватор. Мотор работает, а экскаваторщик куда-то ушел. Влезли мы потихоньку в кабину. А Эдик взял и нечаянно какую-то ручку тронул. Экскаватор вдруг как дернется, как поедет! А впереди - электрический столб. Экскаватор по этому столбу — р-р-раз! Столб на бок - два! И все провода оборвались. Во всем нашем доме сразу электричество погасло и перестали работать электроутюги, холодильники, пылесосы, телевизоры и все, что питается электричеством.
Тут экскаваторщик прибежал, раскричался и из кабины нас выгнал. А вечером пришел папа и. Ну, про это мне вовсе не интересно вспоминать.
8. «Составь предложение».
И последнее задание которое для нас подготовила буква «Э», называется «Составь предложение». На доске написаны предложения, но слова в них поменялись местами. Давайте подумаем и назовем порядок слов. Маша подойди к доске и поставь в первом предложении слова правильно (Мы живем на третьем этаже). Молодец, кто исправит следующее предложении?
Предложения: 1. мы, третий, этаж, жить (Мы живем на третьем этаже);
2. Лена, эскимо, купить (Лена купила эскимо.);
3. играть, футбол, Эдик, идти (Эдик идет играть в футбол).
9. Итог занятия. Давайте встанем в круг. Что нового узнали? (какие слова бываю с буквой «Э», чем похожа и чем отличается от буквы «С»). Какие сложности вы испытали при выполнении заданий? (сложно было исправить предложении). Ребята, вы сегодня хорошо справились с заданием.