Наталья Коренева
«Дифференциация звонких и глухих согласных звуков [ж]-[ш]». Подгрупповое логопедическое занятие по обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Подгрупповое логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте.
Подготовительная группа.
«Дифференциация звонких и глухих согласных звуков Ж-Ш». «Перелётные птицы».
Учитель-логопед Коренева Наталья Сергеевна,
МАДОУ «ДСКВ №35» г. Бугры
Ленинградской области, Всеволожский район.
Цель: уточнение и сравнение артикуляции звонких и глухих шипящих звуков, закрепление их правильной артикуляции
Задачи:
1. Образовательные:
-Отрабатывать правильную артикуляцию шипящих звуков.
-Автоматизировать произношение шипящих звуков.
-Отработка навыка дифференциации звонких и глухих согласных звуков.
Темочки:
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Нарушение слуха. Конспекты
- Обучение грамоте, логопедия. Конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Согласные звуки
- Темочки
-отработка навыка звукового и слогового анализа слов.
-актуализация и расширение словаря по теме «Перелётные птицы»
-совершенствование лексико-грамматического строя речи: образование прилагательных от существительных.
2. Коррекционно-развивающие:
-совершенствовать артикуляционную моторику
-развивать мелкую моторику, речевое дыхание.
-развивать слуховое внимание, слуховую память.
3. Воспитательные:
-воспитывать самоконтроль над речью, вырабатывать положительную мотивацию к выполнению задания.
Оборудование: раздаточный материал (птичьи пёрышки, картинки, колокольчики, коробочки с крупой, картинки с изображением перелётных птиц, изображения букв Ж,Ш, цветные камешки марблс.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Какое сейчас время года? Месяц? Назовите три весенних месяца. О чем мы говорим с вами на этой неделе? (о перелётных птицах).
Сегодня птицы перелётные прилетают к нам с теплыми потоками воздуха.
2. Дыхательная гимнастика.
Давайте встанем. Разогреем наши ладошки (растираем). Тёплый выдох.
Попрощаемся с холодными ветрами (холодный выдох)
Приготовьте ладошки. На них опустятся птичьи перья. Дуем на них холодным воздухом.
Короткий-длинный выдох.
3. Артикуляционная гимнастика.
«Улыбка»-«Пирожок»-«Чашечка» (Улыбаюсь, рот открыт. Плоско там язык лежит. К верху подними края-вот и чашечка моя)
Произносим звук Ш-Ш-Ш-Ш. Дети описывают особенности произношения звука: теплый поток воздуха, рука на шее не чувствует вибрации, звук произносим шепотом. Вывод : звук Ш – глухой согласный звук.
«Включаем» голос при сохранении артикуляции: Ж-Ж-Ж. Описываем особенности произношения звука.
Вывод: звук Ж – звонкий согласный звук.
Обозначаем эти звуки звоном колокольчика – звук Ж, коробочкой с крупой – звук Ш.
Буквы Ш,Ж. Что такое буква и звук? (дети дают характеристики звука и буквы)
Задание: называю слова со звуками Ш,Ж (начало, середина, конец слова, дети на слух определяют в слове звук Ж (звенят колокольчиками, звук Ш (шуршат коробочками)
Звуковой и слоговой анализ слов. Камешки марблс зелёные, красные, синие, счетные палочки.
Вспоминаем названия перелётных птиц. Составляем звуковые схемы слов (камешки марблс). Делим на слоги (счетные палочки).
Слова: УТКА, ГУСЬ, КУКУШКА.
Физкультминутка
Тили-тили-тили-тели, с юга птицы прилетели! (сцепив большие пальцы рук, машем ладонями, как крыльями)
Прилетел к нам скворушка-серенькое пёрышко, (загибаем пальцы)
Жаворонок, соловей.
Торопились: кто скорей (пожимаем плечами)
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж. (продолжаем загибать пальчики)
Все вернулись, прилетели (сцепив большие пальцы рук, машем ладонями, как крыльями)
Песни звонкие запели! (машут поднятыми руками)
Каких птиц я сейчас назвала? (дети вспоминают услышанные названия птиц, затем стихотворение проговариваю еще раз с установкой «запомните, какие птицы называются в стихотворении», после того, как вновь прозвучало стихотворение, дети вновь называют птиц, каких запомнили.)
Игра с мячом
Лексико-грамматический стой. Словообразование.
Перья у журавля какие? –журавлиные,
У утки, у аиста, у соловья, стрижа, гуся, стрижа, грача.
Итог:
Каких перелётных птиц мы сегодня встречали?
На каком ветре сегодня к нам прилетели птицы- на теплом или холодном?
О каких согласных звуках мы сегодня говорили, когда дул теплый ветерок? (Ш, Ж)
Что вы можете сказать об этих согласных звуках? Какие они? Почему мы их обозначали колокольчиком или коробочкой?