Светлана Владимировна Дубленых
Урок по технологии в начальной школе «Подготовка ткани к раскрою. Раскладка деталей выкройки брюк на ткани и раскрой»
▼ Скачать
Учитель технологии : Дубленых С. В.
Предмет: Технология. Швейное дело (АООП, вариант 1)
Тема урока : Подготовка ткани к раскрою. Раскладка деталей выкройки брюк на ткани и раскрой.
Цели: Образовательная: Формировать знания обучающихся по подготовке ткани к раскрою; научить последовательности раскладки деталей выкройки брюк на ткани; совершенствовать умения учащихся по раскрою деталей изделия с учетом свойств, расцветки и рисунка ткани;
Публикация «Урок по технологии в начальной школе „Подготовка ткани к раскрою, Раскладка деталей выкройки брюк на ткани и раскрой“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Начальная школа. 1-4 классы
- Технология. Уроки технологии
- Ткань. Свойства и виды ткани
- Темочки
Коррекционная: Корригировать мышление с помощью кроссворда, проблемных вопросов; речь через умение высказывать своё мнение, словарную работу; память через актуализацию прошлого опыта; наблюдательность через выполнение практического задания по подготовке ткани к раскрою; пространственную ориентацию при раскладке деталей выкройки на ткань; мелкую моторику и координацию движений при раскрое изделия.
Воспитательная: Воспитывать дружеские отношения в коллективе путём создания среды творческого общения, а также адекватную самооценку, используя ситуацию успеха каждого ученика; трудолюбие; повышать положительную мотивацию к профессии швеи.
Тип урока : изучение нового материала.
Словарь: декатирование.
Оборудование: компьютер, тетрадь, инструкционная карта, детали выкройки брюк, ткань, чертёжные инструменты и приспособления, ножницы, гладильная доска, утюг, проутюжильник.
Ход урока.
I. Организация урока.
Приветствие.
-Здравствуйте, садитесь!
Проверка посещаемости.
-Дежурный, доложите о посещаемости.
Проверка готовности к уроку.
Учитель:
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке: инструменты и тетрадки?
Дети:
- Всё что нужно под рукой.
Мотивация на урок.
Учитель: Прочтите про себя эти слова и вдумайтесь в их содержание.
Трудом, добытые знания, и для тебя, и для Родины – несметное богатство!
Учитель: Как вы понимаете эти слова? ( дети отвечают: знания и умения, которые мы получаем на уроках швейного дела, пригодятся нам в нашей дальнейшей жизни, а если мы освоим профессию швеи, то будем приносить пользу и государству, работая в швейной промышленности).
Профориентационная работа.
Скоро вы окончите школу и перед вами, встанет выбор: «Кем быть?», «Куда пойти учиться?». И к этому выбору, вы должны подойти обдуманно.
- Мне хочется, чтобы вы обратили своё внимание к сфере обслуживания, одним из видов которой является – пошив белья и одежды. Смысл профессии швеи заключается в том, чтобы приносить людям радость. Приятно видеть красивого и со вкусом одетого человека, его счастливое лицо и сознавать свою причастность к этому.
- Сегодня сфера обслуживания находится на большом подъёме. Её будущее зависит от тех, кто придёт работать, то есть от вас – будущих работников.
Вспомним, какими основными качествами должна обладать швея?
1. Аккуратность.
2. Добросовестность.
3. Ответственность.
4. Трудолюбие.
5. Внимательность.
6. Терпение.
7. Усидчивость.
А ещё важным качеством является доброжелательность.
Настрой на урок.
Учитель: Посмотрите, какое весёлое солнышко у нас получилось. Улыбнёмся ему в ответ. Пусть это солнышко светит нам и радует на уроке.
Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Сегодня мы продолжим изучать тему по изготовлению прямых брюк.
Наша задача, научиться подготавливать ткань к раскрою, раскладывать детали выкройки брюк на ткани и раскраивать брюки.
Продолжим урок с проверки знаний, которые вы получили на прошлых уроках.
II. Актуализация знаний. Разгадывание кроссворда по вопросам:
1. Назовите одну из видов ткани, которую применяют при пошиве брюк? (чистохлопковая).
2. Назовите один из видов швов, который имеется на деталях брюк? (шаговый).
3. Чем обрабатывается застёжка в среднем шве передних половинок брюк? (тесьмой-молнией).
4. Назовите один из видов швов, который применяют при пошиве брюк?
(стачной).
5. Какие карманы настрачивают на передние половинки брюк? (накладные).
6. Назовите ещё один из видов швов, который имеется на деталях брюк? (боковой).
7. Какой срез брюк, обрабатывается притачным поясом? (верхний).
8. По способу носки брюки, это какое изделие? (поясное).
III. Изучение нового материала.
Учитель:
1. Подготовка ткани к раскрою имеет несколько этапов работы.
- Декатирование ткани.
- Определение дефектов на ткани.
- Раскладка ткани для раскроя.
Остановимся на первом этапе работы: декатирование ткани.
Многие ткани обладают свойством усадки. Чтобы изделие в процессе носки не потеряло своей первоначальной формы и размера, ткань следует продекатировать. Это значит, что ткань необходимо увлажнить, и проутюжить. При влажно-тепловой обработки, ткань даёт усадку. Этот процесс называется – декатированием. (учитель демонстрирует показ выполнения декатирования).
Второй этап подготовки ткани к раскрою : определение дефектов ткани. Проверяют ткань внешним осмотром с целью выявления ткацких пороков и пороков крашения. При обнаружении дефекта, надо обвести это место мелом, сухим мылом или отметить, проложив прямые стежки цветными нитками.
(учитель демонстрирует показ обнаружения дефекта на ткани.
Третий этап подготовки ткани к раскрою, это раскладка ткани для раскроя. Подготовленную ткань раскладывают на раскройном столе, срезают кромки. Определяют направление рисунка, лицевую и изнаночную сторону ткани. От этого зависит способ раскладки деталей выкройки на ткани. Ткань для раскроя чаще всего перегибают по долевой нити лицевой стороной внутрь (всгиб) по средней линии с учётом центра рисунка, уравнивают долевые срезы, скалывают, выравнивают поперечные срезы. Ткани, имеющие ширину 140—160 см, перегибают по поперечной нити (вразворот) лицевой стороной внутрь по средней линии, уравнивают долевые срезы, скалывают, выравнивают поперечные срезы. (учитель демонстрирует показ раскладки ткани для раскроя).
2. Раскладка деталей выкройки на ткани. Все детали раскладывают по направлению долевой нити ткани и отметке на деталях выкройки. При раскладке необходимо учитывать рисунок и вид ткани. Сначала на ткани раскладывают крупные детали (передняя половинка, задняя половинка). Мелкие детали выкройки (карманы, пояс) раскладывают между крупными с учетом направления долевой нити, рисунка, припусков на швы. Детали прикалывают к ткани булавками в направлении от работающего или справа налево. (учитель демонстрирует показ раскладки деталей выкройки на ткани)
а б
Раскладка деталей выкройки прямых брюк :
а – на широкой ткани.
б - на широкой ткани с рисунком, направленным в одну сторону.
в - раскладка деталей на узкой ткани
IV. Работа в тетради:
1. Записать дату и тему урока.
2. Записать основные этапы подготовки ткани к раскрою.
3. Записать словарное слово:
Декатирование – это значит, что ткань необходимо увлажнить, слегка просушить и затем проутюжить.
V. Закрепление нового материала.
Для чего выполняют декатирование ткани? (декатирование ткани выполняют для того, чтобы ткань дала усадку)
Почему перед раскроем следует провести внешний осмотр ткани? (осмотр ткани проводится для выявления дефектов ткани)
Расскажите процесс раскладки ткани для раскроя? (в первую очередь необходимо разложить крупные детали, это передняя и задняя половинка, а затем мелкие детали)
Что необходимо учитывать при раскладке выкройки на ткани? (при раскладке выкройки на ткани необходимо учитывать рисунок и вид ткани).
Каким будет изделие в готовом виде, если его раскроили без учёта припусков на швы? (если изделии раскроено по индивидуальным меркам, то в готовом виде оно будет узким).
Для чего во время раскладки ткани для раскроя проверяют ткань на наличие дефектов? (если не проверить ткань на наличие дефектов, то изделие, в котором имеется дефект будет не эстетичным, и не пригодным для носки).
Учитель: Скажите, какие инструменты вам понадобятся для работы на уроке, с учётом темы урока. (чертёжные инструменты, ножницы, мел портновский).
- А ещё, вам для работы понадобится утюг. Поэтому, вспомним правила безопасной работы с ножницами и утюгом.
VI. Инструктаж по Т/Б с утюгом, ножницами и булавками.
VII. Физминутка.
Гимнастика для глаз по методике Э. С. Аветисова
(для улучшения циркуляции крови)
Упражнение 1. Сомкните веки обоих глаз на 3-5 секунд, затем откройте их на 3-5 секунд; повторите 6-8 раз.
Упражнение 2. Быстро моргайте обоими глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое 3-4 раза с интервалами 7-10 секунд.
Упражнение 3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение одной минуты.
Упражнение 4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд; повторите 3-4раза.
Учитель: На основе изученного материала вам предстоит выполнить практическую работу по подготовке ткани к раскрою, раскладки деталей выкройки брюк на ткани и раскрой брюк. Работать будете по инструкционной карте, которая находится у вас на рабочем столе.
VIII. Практическая работа. Подготовка ткани к раскрою, раскладка деталей выкройки брюк на ткани и раскрой брюк.
Ход работы:
1. Подготовить ткань к раскрою : определить волокнистый состав ткани, лицевую и изнаночную стороны, направление долевой нити, проверить качество ткани — нет ли разрывов, недостатков крашения. Выполнить работу по декатированию ткани в зависимости от ее волокнистого состава.
2. Сложить ткань лицевой стороной внутрь, уравнять кромки, сколоть, выровнять поперечные срезы.
3. Наложить крупные детали выкройки на ткань с учётом направления долевой нити, приколоть булавками, обвести контуры деталей выкройки.
Примечание. Мелкие детали выкройки раскраивать из выпадов ткани.
4. Отложить величину припусков на обработку срезов и провести новые линии контуров выкройки брюк с учётом припусков.
Примечание. По линии застёжки к припускам на обработку срезов добавить дополнительный припуск на обработку застёжки 2— 4 см.
Проверка качества работы:
- Детали выкройки разложены в соответствии с рисунком на ткани.
- Обмеловка деталей выполнена ровно.
- Присутствуют припуски на швы.
5. Раскроить детали брюк по линиям припусков.
6. Отколоть детали выкройки, сколоть и аккуратно сложить детали кроя.
Целевой обход учителя. (Учитель, обходя класс, рабочие места, контролирует поэтапную работу обучающихся, приёмы выполнения работы, техники безопасности)
Индивидуальная работа: Высотская Маргарита – оказание помощи при раскладке деталей выкройки на ткани.
Проверка качества работы. Самоконтроль.
1. Детали брюк вырезаны ровно, с учётом припусков на швы.
IX. Подведение итогов.
Учитель: Сегодня на уроке вы познакомились с подготовкой ткани к раскрою, раскладкой деталей выкройки брюк на ткани и раскроем брюк. От освоения этих практических приёмов зависит качество и дальнейшее изготовление изделия. Поэтому знания и умения, полученные сегодня, возможно, пригодятся вам в дальнейшей вашей жизни, если вы освоите профессию, связанную с пошивом одежды.
- Что значит, декатирование ткани?
- Почему необходимо учитывать вид ткани и рисунок при раскладке деталей выкройки на ткань?
- Какие виды дефектов бывают?
- Какие детали выкройки раскладывают в первую очередь на ткани?
Оценка работы учащихся на уроке.