Елена Хмелевская
Подготовка руки ребенка к письму
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу. Игры с пальчиками ребенка, массаж кончиков пальцев, рисование, лепка из пластилина, глины, теста и многое другое поможет будущему ученику научиться красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций.
Важно сразу научить ребенка правильно держать пишущий предмет. Это, как показывает практика, остается без должного внимания взрослых. Ребенок закрепляет неточный навык обращения с пишущим предметом во время рисования, письма печатными буквами, штриховки. Казалось бы, пусть пишет, как ему удобно, но правила пользования пишущим предметом разрабатывались недаром: в них учитываются правильная посадка, сохранение зрения, развитие определенных мышц руки, способных выдержать максимальную нагрузку сегодня и в будущем. Ребенка, научившегося неправильно держать ручку, очень трудно переучить.
Публикация «Подготовка руки ребенка к письму» размещена в разделах
А как же правильно?
При письме пишущий предмет лежит на верхней фланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным, большой палец расположен несколько выше указательного; опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5-2 см. конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается. Далее следует понаблюдать за тем, как ребенок пишет, и решить правильно ли он выполняет это действие. Можно использовать такой методический прием. Поменяйтесь с ребенком ролями. Пусть он руководит вашими действиями, подсказывая, если вы что-то делаете не так. Этот прием концентрирует внимание на элементах выполняемой работы и более эффективно организует научение. Затем ребенок действует самостоятельно. Подсказка должна быть минимальной и постепенно сводиться на нет. Контроль навыка письма у ребенка желательно провести до того как, ему исполнится четыре года, чтобы иметь запас времени для исправления неправильного навыка перед поступлением в школу. Заниматься шестилетний ребенок может не более двадцати минут.
Как распознать неправильный навык?
О неправильном навыке письма говорят следующие детали:
• Неправильное положение пальцев: ребенок держит пишущий предмет «щепотью», «горсточкой», в кулаке, большой палец ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце.
• Ребенок держит ручку слишком близко к ее нижнему кончику или слишком далеко от него.
• Верхний кончик ручки направлен в сторону или от себя.
•кисть жестко фиксирована.
•слишком сильный или слабый нажим при письме и рисовании.
Вас должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании и закрашивании. В этом случае ребенок не умеет изменять направление линии при помощи пальцев.
Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, то это может свидетельствовать о жесткой фиксации кисти руки. Это можно проверить, предложив нарисовать одним движением окружность диаметром 3-4 сантиметра (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку или поворачивая лист.
Как исправить?
Для исправления неправильного навыка письма можно воспользоваться следующими приемами:
• На верхнем фланге безымянного пальца можно поставить точку, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке.
• Нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец.
• Если жестко фиксирована рука, то может помочь обведение или рисование крупных фигур, размером в треть альбомного листа, без отрыва руки.
• Если к школе ваш ребенок долго застегивает пуговицы, не умеет завязывать шнурки, часто роняет что-либо из рук, вам следует обратить внимание на сформированность навыка письма.
Как развивать мелкую мускулатуру руки ребенка?
• Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, мять поролоновые шарики, губки.
• Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
• Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
• Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
• Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках и шнурках.
• Заводить будильник, игрушки ключиком.
• Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой и т. д.
• Резать ножницами.
• Конструировать из бумаге (оригами, шить, вышивать, вязать.
• Делать пальчиковую гимнастику.
• Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
• Заниматься на домашнем стадионе и снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина и другие).
Кроме того, можно предложить:
• Одновременно рисовать двумя руками, например, геометрических фигур, сначала одинаковые, затем разные;
• Определять предмет, вырезанный из плотного картона, посредством его контура с закрытыми глазами;
• Игра «Чудесный мешочек» - в мешочек складываются различные предметы, а ребенок на ощупь их узнает;
• Игры в песке или крупе, куда закопаны мелкие предметы и игрушки, а ребенок на ощупь определяет, что нашел.
И конечно же необходимо постоянно обращать внимание на то, чтобы ребенок правильно сидел и правильно держал ручку.