Оксана Герасименко
Подготовка руки к письму. Отчет о проделанной работе
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка руки к письму через различные виды деятельности
«Движение руки человека
наследственно не определено,
а возникает в процессе воспитания
и обучения, как результат
ассоциативных связей
между зрительными,
осязательными и мышечными
изменениями в процессе
активного взаимодействия
с окружающей средой»
М. И. Сеченов
Публикация «Подготовка руки к письму, Отчет о проделанной работе» размещена в разделах
Посмотрите на свои руки и полюбуйтесь ими. Сколько тайн хранит в себе рука. Руке посвящали стихи, писали оды. Народ придумывал загадки, пословицы, прибаутки, игры: «Двое белых лебедей – у каждого по пять детей», «У двух матерей по пяти сыновей», «Лучше синица в руках, чем журавль в небе», «Рука руку моет, а две руки — лицо», «Глаза боятся, а руки делают», «Сорока – Белобока».
В последнее время у детей дошкольного возраста снижается уровень развития кистевой моторики, что существенно отражается на общем развитии ребенка.
Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики у детей большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
У большинства современных детей мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи, мышления ребенка, вызывая в дальнейшем трудности в овладении письмом в школе: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв.
Поэтому так необходимо с раннего возраста заниматься развитием руки малыша через организацию самообслуживания, разных видов продуктивной деятельности, специальных игр и упражнений.
Столкнувшись с определенными проблемами в работе, а именно, слаборазвитая мелкая моторика в связи с чем возникают сложности с овладениями навыками письма и, изучив опыт работы по данной проблеме, я пришла к выводу, что работа по подготовке руки к письму должна быть тесно связана с работой по развитию мелкой моторики.
Исходя из этого, я определила цель своей работы:
Подготовка руки к письму через развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
В своей работе я ставлю следующие задачи:
• улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
• улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
• улучшить общую двигательную активность;
• развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
• создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Прежде чем, приступить к работе, я четко выработала план, как работать, какой использовать материал. В основу своей работы положила игру.
Игры, направленные на развитие мелкой моторики хорошо вписываются в образовательную и совместную деятельность. Я их использую для развития математических представлений, ознакомлению с окружающим миром, на прогулке, в сюжетно - ролевой игре, в ознакомлении с художественной литературой и т. д.
Содержание работы по данной теме отражает интеграцию следующих образовательных областей
1. Область «Физическое развитие» - утренняя гимнастика, физкультминутки, физические упражнения;
2. Область «Художественно – эстетическое развитие» - детские поделки, рисунки, пальчиковые игры;
3. Область «Познавательное развитие» - использование счетного материала, ознакомление с окружающим, экспериментальная деятельность и т. д.
Работа запланирована на два года и разделена на четыре этапа:
1этап. Ознакомительный
Изучение психолого-педагогических основ развития у детей дошкольного возраста мелкой моторики рук.
Изучение существующего опыта (методики, технологии и т. п.).
2 этап. Аналитический.
Анализ развития мелкой моторики детей и готовности руки к письму.
При недостатках развития мелкой моторики дети:
• неспособны провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную);
• испытывают трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (цифры, геометрической фигуры);
• отсутствует желание рисовать, лепить, заниматься ручным трудом;
• в школе, очень медленный темп письма.
Вводная диагностика
1) умеет правильно держать ручку (карандаш) %
2) координация: умеет провести неотрывную прямую линию %
3) гибкость рук: умеет выполнять статические и динамические упражнения руками %
4) общая ручная умелость %
5) Итог %
1 2 3 4 5
В 15 11 37 29 23
С 54 36 53 55 49,5
Н 31 53 10 16 27,5
Анализ работы с родителями. Анкетирование.
Работа с родителями - это одно из важнейших направлений в работе по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев и подготовки руки ребёнка к письму. Основной задачей является формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.
Анализ развивающей среды.
3этап. Практический
Внедрение и использование изученного материала в практическую деятельность
Организация кружка «Веселые прописи»
4 этап. Итоговый.
Анализ работы
Итоговая диагностика
Проведя вводную диагностику, я заметила, что не все дети могут правильно держать карандаш, возникают проблемы с чрезмерным или наоборот слабым напряжением руки. В результате чего ребенок не может скоординировать свои движения.
Для успешной и результативной работы я сделала подборку практического материала: пальчиковые игры, упражнения для массажа рук, разработала программу кружка «Веселые прописи» и др.
В результате моей работы:
• У детей должна совершенствоваться ручная умелость, что станет стимулирующим толчком для развития речи, формированию психических процессов и готовностью руки к письму.
• Пополнится предметно - развивающая среда материалом и оборудованием для развития мелкой моторики рук
• Оформятся картотеки пальчиковых игр и гимнастики
• Будет собран и систематизирован информационно - наглядный материал для родителей по данной теме.
На данный момент мною изучена литература по данной теме, сделана подборка практического материала, частично сформированы картотеки, составлена программа кружка «Веселые прописи». Помимо занятий аппликацией, проводятся занятия по ручному труду. Детям доступны различные конструкторы, в свободном доступе пластилин, карандаши. На занятиях используются физминутки, пальчиковые игры, массаж шестигранным карандашом. Начала работу с детьми в тетрадях в клетку в рамках программы кружка «Веселые прописи». Отрабатываем с детьми навык правильного держания карандаша с помощью специальных упражнений (например, чтобы научить ребенка держать карандаш тремя пальцами, предлагаем ребенку квадратный листок бумаги зажать мизинцем и безымянным пальцами, а карандаш взять свободными). Уже на данном этапе работы заметны улучшения, дети знают, как правильно держать карандаш и применяют те навыки, которые получили.
Работа будет продолжаться и, надеюсь, дети пойдут в школу достаточно подготовленными и не будут испытывать больших трудностей в овладении письмом.