Елизавета Костылева
Подготовка руки дошкольников к письму посредством рисования штрихом
▼ Скачать + Заказать документы
«Источники творческих способностей детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
В. А. Сухомлинский.
Речь сопровождает практически все виды деятельности ребёнка. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности узнать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а следовательно его личность в целом. Родителей, конечно же, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Публикация «Подготовка руки дошкольников к письму посредством рисования штрихом» размещена в разделах
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыка письма.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.
Рисунок – это изображение предмета на плоскости при помощи графических средств (штрихов, контурных линий, пятен, а так же акварели, гуаши, пастели).
Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может провести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять в старшем дошкольном возрасте мелкие движения с предметами развивается. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладениям навыка письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.
Решить эту задачу поможет метод рисования штрихом.
Штрих – это линия, черта, которая может быть короткой и длинной, наклонной и ровной и чуть заметной и яркой, волнообразной и двигающейся по кругу, пересекающейся и с наплывом одной на другую.
С помощью штриховки можно развивать не только мелкую моторику, но и работать над элементами букв и цифр.
Ознакомление со штриховкой полезно и в художественно – эстетическом плане.
Ведь штрих – очень важная часть рисунка. Накладывая его обязательно по форме предмета, ребенок не только развивает письмо, но и учится правильно рисовать. В дальнейшем, благодаря штриховке, он сможет передавать объем, тень, светотень и тушевку.
Вы должны научит детей использовать самые разные штриховки, позволяющие изобразить сплошной забор или ажурную ограду, травяной ковер луга или засеянное пшеницей поле, волнующуюся поверхность водоема…
При этом важно умение применять одновременно любые линии нужного вида – толстые и тонкие, короткие и длинные, вертикальные. Горизонтальные и косые, прямые и кривые, черные и цветные. При должной сноровке с их помощью будут успешно раскрываться все более сложные предметы. В младшем возрасте нужно брать простые сюжеты (забор, солнышко, а в подготовительном возрасте можно переходить к более сложной штриховке (сказочное персонажи, животные и люди). А чтобы придать фигуре больше живости, надо найти для каждого персонажа, какое - то занятие: собачке поручит охранять яблоко, медвежонка послать за ягодами, белочку за орехами…
Где штриховать? На любой нелинованной бумаге
Чем штриховать?Простой карандаш,цветные карандаши.
Как штриховать? Направление штриховки показывает взрослый. Штриховать только в заданном направление. Не заходить за контуры рисунка. Соблюдать одинаковое расстояние между линиями (штрихами).
Виды штриховки
вертикальные линии
горизонтальные линии
линии по диагонали
волнистые, круговые, полуовалы, петли
сплошной забор
травяной ковёр
засеянное поле
волнующая поверхность водоёма
груша
морской пейзаж
Можно с помощью штриха разучивать стихи, что значительно облегчает процесс заучивания стихов.
Подошел к ребятам Витя,
Показал листок:
- Взгляните! Кто сумеет угадать
Что я начал рисовать
Угадал – сказал Володя. –
Это солнышко восходит.
Возразила сразу Зина
Здесь арбуза половина
Чепуха, смеется Света. –
Сразу видно, зонтик это!
Подбежал Олег: - Постой!
Это каска для солдата!
Нет, - сказал, подумав, Боря,
Это гриб, чего тут спорить
Головой качает Вася:
- Я с тобою не согласен
Я уверен, будет тут нарисован парашют
Витя свой рисунок взял
Улыбнулся и сказал:
Вы догадливыми были
Только жаль, про хлеб забыли
Как собрали урожай
Испекли мы каравай.
Шишумов Я
Данный материал поможет вам правильно и поэтапно обучит ребенка рисованию штрихом и подготовит его руку к красивому письму.
Умение проводить ровные линии приведет к лучшему развитию кисти, поможет лучшему развитию мышления и памяти
И, конечно, дорогие родители, не забывайте хвалить ребенка, вы для него – авторитет, в вас он видит целый мир, в который ему предстоит войти. Будет ли он добрым, терпимым и любящим, зависит только от вас. Хвалите ребенка, исправляя его ошибки спокойно и доброжелательно.
Успехов вам!