ЛАРИСА ПЕТРОВА
Консультация для родителей «Подготовка руки ребенка к письму»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка руки ребенка к письму начинается в раннем детстве еще до прихода в школу. Малыш начинает держать погремушки, мама играет пальчиками малыша, делает массаж кончиков пальцев. Дети начинают рисовать каракули, лепить из глины, пластилина, теста. Все это поможет дошкольнику научиться красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций.
Самое главное научить ребенка правильно держать пишущий предмет. Это, остается без должного внимания взрослых. Ребенок закрепляет неточный навык обращения во время рисования, письма, штриховки. Многие родители думают : пусть пишет, как ему удобно.
Публикация «Консультация для родителей „Подготовка руки ребенка к письму“» размещена в разделах
Правила пользования пишущим предметом разрабатывались недаром: учитываются правильная посадка, сохранение зрения, развитие определенных мышц руки, способных выдержать максимальную нагрузку сегодня и в будущем. Ребенка, который неправильно держит ручку и карандаш очень трудно переучить.
А как же правильно?
Пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным, большой палец расположен несколько выше указательного; средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние пишущего предмета до указательного пальца 1,5-2 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо. Кисть находится в движении, локоть на столе, не отрывается. Следует понаблюдать за тем, как ребенок пишет, решить, правильно ли он выполняет это действие.
Можно использовать такой прием. Поменяйтесь с ребенком ролями. Пусть он руководит вашими действиями (сюжетная игра в «Школу», ребенок учитель, подсказывая, поправляя, если вы что-то делаете не так. Этот прием концентрирует внимание на элементах выполняемой работы. Затем ребенок действует самостоятельно. Контроль навыка письма у ребенка желательно провести до того, как ему исполнится четыре года, чтобы иметь запас времени для исправления неправильного навыка до школы.
Распознавание неправильного навыка
О неправильном навыке письма говорит следующее :
ребенок держит пишущий предмет «щепотью», «горсточкой», в кулаке, большой палец ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце (это неправильное положение пальцев,
ребенок держит ручку слишком далеко или слишком близко к ее нижнему кончику,
верхний кончик ручки направлен от себя или в сторону,
жестко фиксирована кисть,
слишком слабый или сильный нажим при письме и рисовании,
ребенок активно поворачивает лист при рисовании и закрашивании, в этом случае малыш не умеет изменять направление линии при помощи пальцев.
Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, то это свидетельствует о жесткой фиксации кисти руки. Это можно проверить, предложив нарисовать одним движением окружность диаметром 3-4 см (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, то не справится с этой задачей: он нарисует вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать ее в несколько приемов, поворачивая лист или передвигая руку.
Исправление неправильного навыка
Для исправления неправильного навыка письма можно воспользоваться следующими приемами.
На верхней фаланге безымянного пальчика ребенка можно поставить точку, объяснив, что ручка должна лежать на этой точке.
Нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец или обмотать это место изолентой, скотчем.
Если жестко фиксирована рука, то может помочь обведение или рисование крупных фигур, без отрыва руки размером в треть альбомного листа.
Если ваш ребенок долго застегивает пуговицы, у него не получается завязывать шнурки, часто роняет что-либо из рук, вам следует обратить внимание на сформированность навыка письма.
Развитие мелкой мускулатуры руки ребенка
Разминать пальцами пластилин, тесто, глину, мять поролоновые шарики, губку,
катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
хлопать в ладоши в разном темпе, тихо, громко,
нанизывать бусинки, пуговки на нитки,
завязывать узлы на толстой и тонкой веревках и шнурках,
заводить будильник, игрушки ключиком,
штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой и т. д. ,
резать ножницами.
конструировать из бумаги (оригами, шить, вышивать, вязать,
делать пальчиковую гимнастику,
рисовать узоры по клеточкам в тетради.