Светлана Шерстянова
Подготовка руки к письму дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Светлой» голове нужны «золотые руки». При тренировке руки тренируются не только мышцы руки, но и развивается речевой центр. Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка.
Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Часто дети испытывают трудности в овладении письмом. Поэтому в детском саду нужно уделять большое внимание подготовке руки ребёнка к письму.
Публикация «Подготовка руки к письму дошкольников» размещена в разделах
Письмо – это сложный навык. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма.
Работа по подготовке детей к письму включает в себя ряд моментов:
Развитие ручной умелости (выполнение разнообразных практических дел);
Развитие пространственной ориентации детей, в частности, на листе бумаги;
Развитие чувства ритма;
Развитие изобразительных и графических умений.
Развитие мелкой моторики рук развивает ручную умелость. Большую помощь в развитии кистей рук оказывают игры с мелким конструктором, мозаикой, лепка из глины и пластилина. Замечено, чем больше дети занимаются лепкой, тем уверенней и координированней становятся движения их пальцев.
Особую роль в развитии ручной умелости играет умение пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезывание, аппликации, а также вырезывание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок – полезное и увлекательное занятие для детей.
Важную роль в подготовке руки к письму играет рукоделие : вышивка, шитье, вязание, макраме. Рукоделие приучает детей к аккуратности, точности, внимательности и настойчивости.
Письмо связано с умением свободно ориентироваться на листе бумаги. Дети должны уметь различать правую и левую руку и соответствующие направления движений. Специально проводятся упражнения по ознакомлению детей с тетрадью. Такие выражения, как «верхняя строка», «нижняя строка», «верхний (правый или левый) угол», «середина страницы», «первая, вторая строка», должны быть знакомы будущим школьникам. Для закрепления этих выражений используются игровые упражнения. Также используются диктанты, закрепляющие умение детей ориентироваться на плоскости.
Овладение письмом связано с освоением чувства ритма. Полезны упражнения, в которых согласуются движения и речь. Это могут быть считалки или пальчиковые игры. Это инсценировки каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Пальчиковая гимнастика не только помогает развитию чувства ритма, но и вырабатывает ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обоих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», вверх», «вниз». Для пальчиковых инсценировок могут быть использованы разнообразные стихи и песни.
Важную роль в подготовке детей к письму играет освоение ими разнообразных изобразительных и графических умений. Положительное влияние на подготовку руки ребенка к письму оказывает раскрашивание. С этой целью могут использоваться готовые альбомы для раскрашивания. Необходимо обращать внимание на то, чтобы изображение было закрашено тщательно, ровно, аккуратно. Нередко можно видеть целые альбомы, раскрашенные ребенком небрежно, без соблюдения контуров изображений, отдельными штрихами, ломаными линиями. Надо приучать детей раскрашивать старательно, в несколько приемов.
Большую роль в развитии графических умений выполняют различные задания, связанные со штриховкой. Обязательно должны выполняться правила штриховки: не выходить за контуры, соблюдать параллельность линий и расстояния между ними (оно не должно превышать 0,3-0,5 см).
Для упражнений в штриховке могут использоваться готовые контурные изображения предметов, обведение детьми готовых трафаретов или рисование изображений с последующей штриховкой.
Для этой цели мы используем транспортир. Дети с его помощью рисуют изображения, а затем их штрихуют. Постепенно мы перейдем к работе с линейками-трафаретами. С их помощью можно составлять целые картины, а затем их раскрашивать с помощью штриховки. Основные направления штриховки: «сверху вниз», «слева направо», «снизу вверх», (но не «справа налево»). Линии могут быть прямыми, наклонными, волнистыми и с элементами прописных букв.
Для развития точности и уверенности движений руки используются игры, в которых детям необходимо проводить параллельные линии в определенном направлении. Например игры «Дождик», «Парашютисты» и т. д.
Большую помощь в подготовке к письму оказывают различные графические упражнения в тетради в клетку: обведение клеток, составление узоров, вписывание в квадрат различных изображений, повторение рисунка по клеткам.
Графические изображения учат тем приемам и движениям пальцев и кисти, с помощью которых осуществляется письмо.