Тамара Якунина
Консультация «Подготовка ребенка к школе!»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка ребенка к школе
(игры и упражнения)
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Если Ваш ребенок посещал в детском саду логопедические занятия, то Вы можете проконсультироваться у логопеда, насколько он готов к овладению грамотой и получить соответствующие рекомендации. Часто бывает, что по той или иной причине дошкольник не проходит полный коррекционный курс, вследствие этого к выпуску из детского сада не все стороны речи оказываются сформированными. В этом случае заботливым родителям необходимо летом позаниматься со своим ребенком, чтобы восполнить существующие пробелы в речевом развитии.
Публикация «Консультация „Подготовка ребенка к школе!“» размещена в разделах
Ниже приводятся виды упражнений и игр, направленных на развитие психических функций, необходимых для успешного овладения письменной речью. Вы можете использовать эти упражнения для занятий с детьми 6-7 лет.
Занятия рекомендуется проводить систематически в игровой форме. Они должны быть кратковременными (10-15 минут). Затем их длительность можно увеличить до 25-40 минут. Родителям необходимо чутко реагировать на состояние ребенка (наличие у него интереса, утомления, изменения настроения) и в соответствии с этим регулировать продолжительность и содержание занятий.
Взрослый должен подробно объяснить ребенку задание и убедиться в том, что он правильно его понял. Можно предложить малышу самостоятельно выбрать то или иное задание и выполнить его. Это поможет определить степень познаний ребенка.
Задания, игры и упражнения могут быть придуманы вместе с ребенком в дополнение к тем, которые представлены ниже.
Очень важно, чтобы каждое начатое задание было выполнено ребенком до конца, а содержание «этапов» и их последовательность были понятны. Поэтому, создание дружеской, доверительной атмосферы во время занятий будет играть важную роль в усвоении обучающего материала.
Не забывайте хвалить ребенка - это также хороший стимул в работе. У ребенка появится настроение и желание заниматься.
Во время занятий будьте терпеливыми и старайтесь подчеркивать неповторимость, индивидуальность и творческое начало ребенка. Позвольте пожелать Вам, уважаемые родители, успехов, и напомнить, что благополучие наших детей в наших руках.
1. Игра «Волшебный дартс»
Ребенку предлагается метать дротики в круг. Если дротик попадет в синий сектор, то ребенок придумывает слово, начинающееся на твердый согласный звук. Если в зеленый сектор - на мягкий согласный звук. Если в красный сектор - слово, должно начинаться с гласного звука.
2. Художник
Ребенку предлагается нарисовать карандашами или красками картину в соответствии с инструкцией: «Нарисуй елочку в центре листа справа от елочки - грибок, над елочкой птичку, между елочкой и грибом - цветок, на цветке - бабочку, в верхнем левом углу - солнышко, в нижнем правом углу- дерево, в нижнем правом углу - зайчика, в верхнем правом углу - облако и т. п.»
Затем нарисованная картинка убирается и ребенку задаются вопросы : «Что нарисовано в верхнем левом углу? Где на картине расположено дерево? Где сидит зайчик? Что находится между зайчиком и цветком? и т. п.»
Можно предложить ребенку составить рассказ по нарисованной картинке.
3. Забавные считалочки
Вариант 1. Ребенку предлагается выучить считалочку, ограничивая каждое слово хлопком или взмахом руки.
Серый зайка вырвал травку,
Положил ее на лавку.
Кто травку возьмет.
Тот и вон пойдет!
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышел месяц погулять.
А за месяцем луна –
Оставайся ты одна.
Вариант 2. Ребенку предлагается повторить вслед за логопедом считалочку по слогам.
Взрослый:
Пусть повторит за мной язык
Такое слово боровик.
А теперь наш язычок
Скажет: «Чики, чики, чок».
Ребенок :
Пусть пов - то - рит за мной я - зык
Та - ко - е ело - во бо - ро - вик.
А те - перь наш я - зы - чок
Ска - жет: «Чи - ки, чи - ки, чок!»
Взрослый:
Сел на дудочку сверчок.
Начал дырочки считать.
Раз, два, три, четыре, пять.
Ребенок :
Сел на ду - до - чку све - рчок.
На - чал ды - ро - чки счи - тать.
Раз, два, три, че - ты - ре, пять.
Вариант 3. Взрослый произносит считалочку по слогам, а ребенок повторяет ее, соединив слоги в слова.
4. Волшебный мешочек
Вариант 1. В мешочек складываются небольшие предметы (игрушки). Ребенку предлагается на ощупь узнать один из предметов, сосчитать, сколько звуков и слогов находится в его названии, а также подробно рассказать о нем (охарактеризовать по величине, форме, материалу, из которого сделан и т. д.).
Вариант 2. В мешочек складываются буквы. Ребенку предлагается на ощупь узнать букву и придумать соответствующее слово. Когда ребенок возьмет определенное количество букв, ему предлагается из них составить новые слова.
5. Игра с перебрасыванием мяча «Составь предложение»
«Взрослый бросает мяч ребенку, произносит при этом предложения (словосочетания, состоящие из слов в начальной форме. Например: «Девочка играть». Ребенок, поймав мяч, произносит предложение верно: «Девочка играет», затем бросает мяч взрослому.
6. Веселый язычок
Сначала взрослый читает стихотворение и выполняет определенные движения органами артикуляционного аппарата (губами, языком, нижней челюстью). Ребенок повторяет их вслед за ним. По мере запоминания речевой материал проговаривается вместе с детьми. Артикуляционную гимнастику целесообразно выполнять перед зеркалом, повторяя каждое упражнение 5-6 раз. Общая продолжительность выполнения должна составлять 7-10 минут.
Гимнастику можно выполнять с варежками в форме языка, которые надеваются на ведущие руки взрослого и ребенка. При этом рука и язык выполняют движения синхронно. Язычок знаком вам дети, Мы его улыбкой встретим. (Широко улыбнуться, растянуть губы.)
Это язычок пришел.
(Приоткрыть рот. Высунуть узкий язык.)
Вправо он сейчас пошел.
(Тянуться кончиком языком к правому уху.)
Все, что нужно, увидал
И налево зашагал.
(Тянуться копчиком языка к левому уху.)
Погулял совсем немножко, широко открыл окошко.
(Широко открыть рот и удерживать его в таком положении 10 сек.)
Он окно не закрывает, Кверху кончик поднимает,
(Рот широко открыт. Кончик языка тянется к носу.)
Он окно не закрываем
Книзу кончик опускает.
(Рот широко открыт. Кончик языка тянется к подбородку.)
Язычок не устает -
Тянется теперь вперед.
(Рот открыт. Кончик языка высовывается изо рта и вытягивается вперед.)
В прятки поиграть он рад:
Отступает шаг назад.
(Рот приоткрыт. Тело языка оттягивается вглубь рта.)
Поиграл с тобою в прятки
И помчался на лошадке.
(Пощелкать языком. Рот широко открыт, губы растягиваются в улыбке.)
Говорит он: «До свиданья!»
Тебе машет на прощанье.
(Рот широко открыт, губы растягиваются в улыбку попеременно широкий кончик языка закрывает верхнюю губу, затем - нижнюю.)
7. Оденем кукол
Предварительно ребенок знакомится с одним из приемов деления слов на слоги (их отхлопыванием во время произнесения слова). Ему предлагается придумать одной кукле имя, состоящее из двух частей (слогов, например, Нина, А другой кукле - имя, состоящее из трех частей (слогов, например, Наташа. Затем ребенок рассматривает одежду для кукол и распределяет, какая вещь может быть предложена кукле Нине, а какая - Наташе: Нине - все вещи, названия которых состоят из двух частей (слогов) (блузка, юбка, туфли., Наташе - их трех частей (слогов) (сарафан, панама, сапоги.).
Ребенок может называть не только предметы одежды, но и цвет одежды (красное, белый, желтое., различные действия куклы с одеждой (гладит, сушит, стирает, вешает.).
8. Что вокруг нас?
Вариант 1. На прогулке или дома ребенок отыскивает вокруг себя то, что имеет в названии одну часть (слог) : шар, мяч, шкаф. ; две части (слога) : забор, кусты, цветы. ; три части (слога) : качели, веранда, тарелка.
Вариант 2. На прогулке или дома ребенок отыскивает вокруг себя и произносит то, что имеет в названии определенное количество звуков: три звука (дом, кот, четыре звука (стол, луна, пять звуков (чашка, ложка) и т. д.
9. Раскрась - не ошибись
Ребенку предлагается раскрасить предметы на картине фломастерами желтого и фиолетового цветов. Если в словах есть [ж] - желтым, если [з] - фиолетовым: ваза, роза, жираф, желудь, жилет, звезда, пижама, флажок, кружок, мимоза, гвоздика.
10. Развиваем пальчики - развиваем речь
Ребенку предлагается придумать слова, содержащие определенный звук. За каждое слово он кладет в бутылочку пуговицу. Когда все пуговицы собраны, бутылочка закрывается завинчивающейся пробкой.
Ребенок получает задание придумать предложение с определенным количеством слов, каждое слово (или большинство слов) должно начинаться на этот звук ( например: Стакан сока стоит на столе.)
Помимо складывания пуговиц в бутылочку можно собирать пирамидку, нанизывать бусинки на нитку, выкладывать мозаику.
11. В зоопарке
Ребенку дается задание : «Посмотри на игрушки: жираф, кит. верблюд, медведь, лев, конь, кот, волк. Раздели их на две группы: есть в названии мягкий звук - положи игрушку слева, нет - справа от всех остальных. Сколько игрушек в каждой группе? (5 и 3)
Составь схемы слов с помощью пуговиц: синей пуговицей обозначай твердый согласный звук, зеленой - мягкий согласный звук, красной - гласный звук».
12. Собери букет
На листе бумаги нарисованы две вазы. В каждой вазе надо дорисовать букет, но в первую вазу можно поставить лишь те цветы, в названии которых слышен [р] (ромашка георгин, роза., а во вторую вазу - лишь цветы, в названии которых есть [л] (ландыш, флоксы, гладиолус, фиалка.).
Можно провести это задание, с использованием пластилина, аппликации.
13. Веселые картинки
Вариант 1. По первым (последним) звукам, названий предметов, изображенных на картинках (или выставленных в ряд игрушек). Ребенку предлагается составить слово.
Вариант 2. Ребенку дается задание : «Нарисуй такие картинки, чтобы по первым (последним) звукам их названий можно было составить новое слово».
14. Цепочка
Ребенок и взрослый по очереди называют предметы, которые они видят вокруг себя, так чтобы последний звук в названии одного предмета стал первым звуком в названии другого предмета. Например: автобус - стул - лампа. ,
Этот же вид задания можно выполнить, разложив соответствующим образом на столе картинки (игрушки). Затем ребенку предлагается нарисовать ряд предметов, чтобы получилась «цепочка».
15. Игры с чистоговорками
Зарифмованные фразы (чистоговорки, в которых часто повторяется определенный звук, используются для закрепления правильного звукопроизношения, развития силы голоса (умения произносить громко, тихо, шепотом, формирования умения произносить в различном темпе речи (быстро, умеренно, медленно, чувства рифмы, навыков дикции, а также с целью восполнения пробелов и коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.
Вариант 1: Скажи где?
Взрослый перемещает предмет в пространстве, задавая вопросы о его местоположении в форме чистоговорок. Ребенок отвечает на них чистоговорками. Например:
Взрослый - JIa, ла - где юла?
Ребенок - Ла, ла - у стола юла; ла, ла - на столе юла.
Аналогичная работа проводится с картинками на плоскости.
Вариант 2. Нарасталочка
Ребенок составляет простую чистоговорку. Затем взрослый задает к ней вопрос, а ребенок отвечает на него чистоговоркой, одновременно распространяя ее словом, содержащим автоматизируемый звук.
Например: Ребенок - Са, са - лиса.
Взрослый - Сделаем чистоговорку длиннее. Са, са - какая лиса?
Ребенок - Са, са - пестрая лиса.
Взрослый - Са, са - что делает пестрая лиса?
Ребенок - Са, са - ест пестрая лиса.
Взрослый - Са, са - где ест пестрая лиса?
Ребенок - Са, са - в лесу ест пестрая лиса.
Если ребенку трудно подобрать слово самостоятельно, взрослый предлагает ему несколько вариантов на выбор.
16. Игры с буквами
Вариант 1. Ребенку предлагается дописать буквы и прочесть слово (предложение.).
Вариант 2. Составь «лесенку» из слов.
РАК рот аул кит рука айва крот ручка арбуз корка
Вариант 3. Взрослый просит ребенка узнать и запомнить несколько букв, а затем найти их среди других.
Вариант 4. Отгадай слово или загадай слово:
-А-(рак, мак.)
-У-И (руки, жуки.)
-А-И-А (машина, варила.)