Дарья Силякова
Подготовка к школе глазами ребенка.
Готовность к школе глазами ребенка.
Образование сейчас, на начале 21 века выходит на чуть ли первое место по приоритетам любого социализированного человека.
Казалось бы еще недавно, во времена моей бабушке, возраст от 2 до 7 считался совсем непримечательным, на детей этого возраста обращали внимание только как на источник положительных эмоций или гордости по поводу того, что растёт будущее поколение. Жили по принципу: «Здоров и слава Богу».
Публикация «Подготовка к школе глазами ребенка,» размещена в разделах
В настоящее время этот принцип продолжает иметь свою актуальность, но всё больше «оборотов набирает» другой принцип, принцип раннего развития ребенка и под развитием имеются ввиду развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления и речи. Развитие именно этих процессов обеспечит в дальнейшем успешное, с точки зрения социума, овладение материалами образовательных программ. Родители невероятно радуются, когда их ребенок к 3-4 годам умеют читать, писать, считать и рассказывают длинные стихи на радость бабушкам, дедушкам и окружающим.
Ну, а что же при этом ребёнок? Что происходит с его внутренним миром и психологическими ресурсами, которые в нем заложены природой?
Чадо, рождаясь, наиболее всех приближено к природе. Маленькое существо ничего не ведает об образовательных процессах и социальных установках.
На мой, психологический взгляд, надо найти оптимальный вариант, при котором раскроется ребенок в его индивидуальности и неповторимости, а не будет соответствовать принципам раннего развития только потому, что так делает большинство.
Самое основное, чем может помочь родитель своему ребенку в раскрытие его потенциала, так это научится наблюдать за ещё маленьким существом, и из наблюдений делать выводы о том великом ресурсе, который заложен в ребенке.
В данной статье, я рассмотрю две семейной ситуации, при которой станет понятно, как Ваши дети смотрят на подготовку к школе. Первая, когда ребенок является единственным ребенком в семье. Родители, в этой ситуации, знакомы со школой лишь из своего опыта прохождения школьных этапов, соответственно так или иначе будут проецировать свои положительные и отрицательные эмоции на школьное обучение и школу в целом. А также данная категория родителей «берут» отзывы из интернет -изданий, более опытных родителей, своих родителей и т. д. Всё это не только имеет место быть, но и является единственным общим источником информации о школе и школьной подготовки. Я предлагаю расширять источники, при которых «готовность к школе» будет соответствовать именно Вашему ребенку. И этот источник находится в наблюдениях и взаимодействиях с Вашим Чадом.
У маленького существа, который является единственным или старшим ребенком нет примера школьного обучения. Хорошо, если родители записали ребенка в школу будущих первоклассников, и тогда чадо понимает, что такое школьная обстановка и как, именно учитель, учит в школе. Однако, у ребенка еще нет представлений о расписании занятий, о нагрузках, о требованиях и т. д. Что же «в голове» у ребенка в это период жизни? Я буду говорить о детях, которые, разрешите обозначить, как среднестатистические.
В современном обществе ребенок 6-7 лет не прорабатывает в полной мере основные виды деятельности, заложенные в нём природой, а именно наблюдение за окружающей природой, социальной жизнью и проигрывание тех жизненных ситуаций, которые он встречает в окружающей его действительности. В наш век высоких технологий игру с объектами действительности заменила игра в объекты электронного мира. Соответственно, мир живой действительности, частью которой является ребенок, заменяется миром компьютерной действительности. Эта та реальность, в которой живёт ребенок, компенсаторно он отрабатывает навыки общения с живой средой, но преимущественно это взаимодействие идёт искажённо. Образы компьютерной жизни частично заполняют пространство, в котором должны быть образы «живой» действительности.
В данной статье я не критикую современную действительность, но объясняю, что происходит во внутреннем мире ребенка.
Малыш эмоционально относится к обучению в школе и к школе ровно также, как значимый взрослый. Ребенок рисует себе «страшные картины» происходящего в школе, если ещё неопытный родитель напуган. Он чувствует вину, если родитель вкладывает значительные средства в обучение не соразмерные с семейным бюджетом, а также, если родитель не знает, как распределить своё время, чтобы «всё успеть». Ребенок эмоционально подавлен, если для родителя школьное обучение неважно. Ребёнок растерян, если растерян родитель и т. д.
Именно поэтому «ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ» начинается с готовности родителей и готовности именно эмоциональной. Все страхи и отрицательные эмоции у родителей проходят тогда, когда они начинают разбираться, отчего в них «засели» эти страхи и переживания.
На своих консультациях по вопросу готовности к школе, очень часто я «запускаю» внутреннюю работу родителей по работе как с источниками отрицательных эмоций, как и по работе с проекциями и некоторого эмоционального «отпускания» родителя от ребенка. В этом случае, когда начинается обучение, ребёнок самостоятельно делает выводы о рабочем процессе, а взрослый выступает лишь заинтересованным наблюдателем.
В ситуации, где ребенок является младшим в семье, происходят несколько иные психологические процессы. Внутренняя жизнь ребенка, наряду с техногенной социализацией, преломляется ещё и через призму опыта старших детей. И здесь «среднестатистический» ребенок находится в более выигрышном положении, над ним уже не столь интенсивно довлеют страхи и проекции родителей, но он не мысленным образом попадает в ситуацию соревнования со старшими детьми, и в этом дополнительная нагрузка на внутреннюю работу малыша. Младший ребенок уже знаком, по наблюдению за старшим, что такое школьное обучение, как родитель относится к выполнению домашнего задания, какие требования предъявляются и т. д. Поэтому младший ребенок интуитивно подстраивает свой ресурс под условия, которые существуют во внешнем мире. Здесь, как правило, работа с родителями строится на чётком объяснении всех особенностей как старшего, так и младшего ребенка, их способностей в связи с подготовкой к школе и том, каким резервом внутренней жизни ребенка возможно пользоваться, чтобы и старший, и младший ребенок был успешен в обучении в рамках их способностей. Очень важным аспектом работы с родителями здесь, будет выстраивание отношений отдельно со старшим ребенком, отдельно с младшим.
Помимо выше приведённых ситуаций существуют тонкости, а именно: «кто в семье старший мальчик или девочка», «в семье двойня», «живём с бабушкой и дедушкой», «живём с двоюродными братьями и сестрами» и т. д. Все эти ситуации можно провести по выше указанной схеме или обратится к психологу на метах.
Самое главное при подготовке к школе родителям помнить, что
• опыт их ребенка – это не опыт самого родителя, отделить свои страхи и опасения от реальной сегодняшней ситуации ребенка.
• Школьное образование – это маленький этап на большом пути ребенка и это тот этап, который нужно пройти совместно с малышом и заново проработать свои эмоции на другом уровни отдельным от своего чада.
• Полезно отследить нужность и ненужность многих материальных и энергетических затрат, сделать некую ревизию своих ресурсов.
• Школу воспринимать как помощницу на принципиально новом уровне увидеть всех членов своей семьи с особенностями и с каждым из них выстроить качественно новые взаимоотношения.
Я желаю Вам Ваших успехов.
С любовью, психолог Силякова Дарья Дмитриевна.
Город Орёл.