Зоя Гончарова
Подготовка к письму через рисование
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка к письму через рисование.
Многие психологи 20 века подчеркивали, что детское рисование выступает как одно из проявлений образно-символьного мышления ребенка. Как внешнее воплощение символов, носящих сугубо личный, индивидуальный характер. Детский рисунок это своего рода рассказ о том, что изображено и, по сути, не отличается от словесного рассказа.
В рисование ребенка можно выделить несколько стадий.
Публикация «Подготовка к письму через рисование» размещена в разделах
Первая стадия – часто именуется стадией «марания», ребенок просто водит карандашом по листу, получаются какие-то линии и это его радует. Именно в момент прочерчивания линий без рисунка в хаосе происходит формирование основ творческой психологии. Овладение графическим формами происходит медленно, сложнее и запутаннее, чем развитие словесного творчества.
Также спонтанно, а не через обучение, ребенок переходит ко второй стадии рисования, когда случайно из каракулей получается нечто похожее на предмет, образ или человека. Вскоре у ребенка появляется умение рисовать некоторые формы : круги, хотя и неровные, что-то похожее на многоугольники, отрезки линий и т. д. Спустя несколько месяцев появляются своеобразные изображения человека, у которого зачастую ноги растут прямо из головы. Вот так, естественным образом ребенок подходит к моменту, когда можно заметить самопроизвольное изображение языковых символов.
Умение писать рождается аналогично разговорной речи, самопроизвольно. В монтессори-группе дети, ощупывая предметы, приобретают точные движения, способность зрительно определять сходство и различие предметов, слуховое восприятие становится точным и ясным. В этот момент рождается стремление писать.
Эта способность развивается на основе некоторых упражнений, которые косвенно готовят руку ребенка к письму.
Упражнения с металлическими рамками и вкладышами помогают подготовить руку ребенка к письму и утончают мелкую моторику. При работе с этим материалом на лист бумаги кладется рамка и обводится изнутри цветным карандашом, затем с нарисованной фигурой совмещается вкладыш и обводится еще раз карандашом другого цвета. На листе остается два почти одинаковых контура. Точка интереса для ребенка в том, что обводя два различных предмета, рамку и вкладыш, он получил два одинаковых контура. Здесь зарождается объективное понятие геометрической фигуры, как линии, определяющей форму. Кроме того ребенок учится самостоятельно чертить эти линии.
После нарисованная фигура заштриховывается, сначала широкими линиями, затем более узкими. Штриховка выполняется всегда слева направо, что объясняется правилами письма впоследствии. Техника штриховки может быть разнообразной. Штриховка, как действие, выполняемое пишущей рукой, лучшая тренировка для ребенка. Такие упражнения проделывают все дети, и самые маленькие и те, кто уже умеет писать. Первые готовятся к письму, а вторые совершенствуются в этом.
Рисование форм еще одно упражнение, необходимое для развития способностей к письму. Везде нас окружают геометрические формы: узоры снежинок, шестиугольные пчелиные соты, спиралевидные улитки. В различных предметах обихода ребенок узнает геометрические формы, и наблюдение за ними это драгоценный источник, как для духовного, так и для умственного воспитания. Мир вокруг это сплошные прямоугольники, эллипсы, круги, трапеции. Обращая внимание ребенка на окружающие нас предметы: дома, кустарники, цветы, автомобили, мы учим их видеть форму, а после переносить её на лист бумаги.
Складывание мозаики ещё одно увлекательное и полезное занятие. Оно тренирует и утончает мелкую моторику, зрение, чувство цвета и его оттенков. Узор мозаики может быть разнообразным, да и материал для него также используется различный. Например, можно выкладывать мозаичные узоры из картонных фигурок. Квадрат или прямоугольник, с наложенным на него треугольником – домик. Разрезаем овал, приклеиваем на прямоугольник, получаем ворота.
Упражнения в механическом письме предлагают ребенку параллельно с упражнениями по штриховке, после освоения металлических рамок. Здесь происходит активное утончение мелкой моторики, ребенок постепенно овладевает письмом. Для этого сначала дают ребенку упражнение «от точки к точке», предлагается на выбор несколько карточек с различным набором точек и карандаш. Ребенок соединяет точки по своему желанию. Эта работа требует уверенного движения руки. При хорошей тренировке это позволит ребенку легко обводить письменные буквы, предаваясь механическому письму.
Механически переписывать фигуры – одно из любимых занятий для детей, но это занятие не имеет ничего общего с настоящим письмом. В это время особенно хорошо развивается концентрация внимания и зрительная память. Движение руки подчиняется зрению. Ребенок напрягает волю и стремится сделать все аккуратно и точно. Для упражнения «переписывание» ребенку предлагается поднос с чистыми листами, в клетку и в линейку, а также неразлинованные. На другом подносе карточки с текстами для переписывания. Все тексты должны быть написаны письменными буквами, по две, три или четыре буквы. Начинать писать лучше простым карандашом, это хорошо тренирует силу нажима. Таким образом, ребенок начинает переписывать на лист слова и даже короткие предложения. Пока это высшая степень штриховки, а не письменная речь. Этот процесс совершенствования механических действий происходит постепенно.
Таким образом, к периоду, когда начинает развиваться высшая речь, дикториум, её графическая часть уже существует, а это значительно облегчает весь процесс. Развивающаяся речь должна постоянно совершенствоваться, но без анализа это невозможно, поэтому речь материализуется в графическом знаке, что для ребенка 5-6 лет в монтессори-группе является легким занятием.