Светлана Каженец
Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования
▼ Скачать
+ Заказать документы
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНОГО РИСОВАНИЯ.
Воспитатели слышат часто от учителей упреки в свой адрес из-за качества подготовки детей к школе. Претензии связаны с тем, что детям часто достаточно тяжело дается письмо. Некоторые не умеют сохранить строку, вовремя остановиться, когда пишут букву или слово, не справляются с написанием элементов букв. Воспитатели должны подготовить руку ребенка к письму, чтобы дети без особых проблем перешли к написанию букв.
Публикация «Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования» размещена в разделах
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Этому способствует ручной труд: вышивание, вырезание, выкладывание мозаики развивает мелкую моторику руки, но этого не достаточно. Что же помогает подготовить руку к письму и еще одновременно с этим решить вопросы эстетического, нравственного и интеллектуального воспитания?Эти задачи решает декоративное рисование.
Овладение необходимыми для него техническими приемами способствует развитию двигательных ощущений, а главное- развитие мелкой моторики руки, так как детям приходиться прорисовывать очень мелкие элементы росписи: точки, волнистые линии, завитки и т. д., а ритмичность в расположении элементов декоративного рисунка помогает развивать чувство ритма. Рисуя узор дети учатся «держать» линию, ограничивая свои движения. Многие элементы узора напоминают элементы букв (овал есть во многих буквах, завитки и травка напоминают крюки, прямые и вертикальные линии палочки, волнистые- элементы букв б, ч и др.) Часть из них дети рисуют пальцами, что укрепляет мышцы пальцев и активизирует чувствительность кожи.
Как же можно использовать декоративное рисование при решении воспитательных и образовательных задач?
Рисование оказывает влияние на мыслительную деятельность ребенка: рисунок представляет собой рассказ, не словами, а изобразительными средствами. Характер мотивов и образов декоративного рисования связан с задачами преображения среды, окружающей человека, в соответствии с его представлениями о добре и красоте.
А волшебное возникновение под карандашом или кистью изображения доставляет удовольствие, вызывает положительные эмоции. Детям более понятны и близки работы народных мастеров, и воспринимают они их глубже и полнее, чем большие живописные полотна.
Очень важно, что ребенок видит результаты своей деятельности, учится анализировать и находить им применение.
Рисунок это и своеобразный психологический тест,который отражает многие черты характера ребенка.
Знакомясь с декоративно-прикладным искусством, дошкольники познают разнообразие и богатство культуры родного народа, усваивают традиции и обычаи, передаваемые из поколения в поколение, пополняют объем знаний об орнаменте геометрическом (в виде овала, круга, ромба, квадрата) и растительном (в виде растительных форм с включением изображений животных, птиц).
В процессе ознакомления с изделиями народных мастеров обогащается словарный запас: дети называют предметы (чашка, ладья, дымковская игрушка и т. д., материалы, из которых они изготовлены, и элементы росписи (розаны, бутоны, завитки, гирлянды).
При рассматривании узора учатся сравнивать: на хохломских чашках травка огнем горит, гжельская роспись похожа на мрамор, дымковская игрушка на сказку. Описывая изделия, дети последовательно рассказывают об их цвете, назначении, форме, истории создания, что способствуют развитию связанной речи.
Еще одно преимущество декоративного рисования заключается в том, что многие элементы дошкольники рисуют красками, полученные путем смешивания и наложения. Так изображения жестовских, городецких
Узоров требует умения из основных цветов получать различные оттенки и другие цвета. Если воспитатель не дает готовых рецептов, то дети экспериментируют и путем поиска решают стоящую перед ними задачу. Вот несколько занятий, в которых описаны инструменты и приемы теории решения изобретательских задач и развитие творческого воображения:
«Волшебные узоры». Познакомить с разнообразием изделий, орнаментов, созданных руками народных умельцев. Учить находить сходство и различие между элементами рисунков на предметах, видеть красоту декоративного узора. Материал: различные изделия, украшенные декоративным узором.
«Сказки про теплые и холодные краски». Познакомить с разнообразием красок и их оттенков. Учить различать холодные и теплые тона, формировать представление об основных цветах и учить самостоятельно- путем смешивания –получать оттенки и цвета. Побуждать к поисковой деятельности.