Татьяна Полякова
Конспект занятия по речевому развитию и подготовка к обучению грамоте «Звуки и буквы А, У, И, О»
▼ Скачать
Цели:
1. Продолжать учить ребенка различать неречевые звуки.
2. Подготавливать ребенка к усвоению звуко-слогового ряда путем формирования пространственно-временных представлений.
3. Произвести слухо-произносительную дифференциацию звуков [А], [О], [И], [У], обратив особое внимание на сравнение следующих пар: [О] — [У], [А] — [О].
4. Формировать фонематические представления ребенка на материале звуков [А], [О], [У], [И].
5. Закрепить навык определения места гласного звука в ударной позиции в слове (начало, середина, конец слова).
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию и подготовка к обучению грамоте „Звуки и буквы А, У, И, О“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
6. Учить анализировать звуковой ряд из четырех элементов.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Дидактическое упражнение «Перед — между — после» (уточнение пространственно-временных представлений).
Взрослый называет ряд цифр от 1 до 10 и спрашивает, какая цифра в ряду первая, последняя, какая цифра стоит перед цифрой 7, после нее, между 8 и 10? (Игра проводится без зрительного подкрепления.)
2. Уточнение и дифференциация звуков [А], [О], [У], [И].
Взрослый произносит имена девочек, а ребенок называет первый звук в каждом имени : Аня, Оля, Уля, Ира.
Повторить вместе с ребенком артикуляцию гласных звуков. Их символы, обозначение (красными кружками). Почему они называются гласными?
3. Дидактическое упражнение «Угадай звук по описанию».
Взрослый показывает артикуляцию знакомого гласного звука, а ребенок угадывает, какой это звук, например, губы вытягиваются трубочкой — звук [У].
Взрослый показывает артикуляцию звукового ряда, а ребенок угадывает по беззвучной артикуляции, что «сказал» взрослый (например, «трубочка-улыбка» — УИ).
Взрослый просит ребенка послушать внимательно и повторить за ним серию звуков : АИУ, УИА, ИОАУ.
4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки».
Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать произносимые гласные звуки и хлопнуть в ладошки только на определенный звук (например, на звук [А]) :
а, и, а, о, и, у.
Аналогично игра проводится и с другими звуками.
5. Прослушать ряд слов и назвать лишнее (начинающееся с другого звука) :
Аня, август, осень, апельсин; Оля, овощи, уши, окна; Ира, ива, Инна, утка; усики, утка, осень, ушки.
6. Взрослый просит ребенка закончить одним словом предложения; назвать первый звук в каждом из этих слов. В качестве подсказки можно использовать картинки.
На крышу поставили телевизионную. (антенну). Солдат стреляет из. (автомата). У зайца длинные. (уши). Ученик учит. (уроки). Наступила золотая. (осень). В огороде выросли. (овощи). Маша вдевает нитку в. (иголку). Маше купили новую. (игрушку).
7. Взрослый произносит слово и предлагает ребенку указать в нем место определенного звука (начало, середина, конец слова, используя карточку и красный кружок.
[А] : август, рука, мак; [О] : Оля, кот, пальто; [У] : уши, пишу, суп; [И] : Ира, рис, сапоги.
8. Взрослый произносит начало слова и просит ребенка договорить последний слог, назвать последний звук :
кенгу. (ру, сапо. (ги, моло. (ко, ру. (ка).
9. Упражнение для развития координации речи с движениями.
Мы в лес пошли, Ребенок марширует.
Топор нашли, Остановился.
Дрова рубили: Ноги — на ширине плеч, руки — в «замок».
— Ах! Ох! Ух! Их! Энергичные наклоны.
10. Закрепление знания букв А, О, У, И.
Упражнения для пальцев: буквы А, О, У из пальчиков — повторить шуточные стихи про эти буквы, вспомнить, на что еще они похожи;
— повторить игры с буквами А, О, У, И.
11. Анализ звуко-буквенного ряда из четырех элементов: АОУИ, ИУАО, УИОА, ОАУИ и т. д. ;
— выкладывание схем из красных квадратиков;
— составление буквенных рядов по заданию взрослого, чтение ( цель: формирование навыка плавного слитного чтения буквосочетаний из разного количества гласных, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.
12. Итог занятия