Приложение МААМ

Подготовка к обучению грамоте как средство реализации задач ФОП ДО

Виктория Таранова
Подготовка к обучению грамоте как средство реализации задач ФОП ДО
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд2 В соответствии с ФОП дошкольного образования задача подготовки к обучению грамоте в дошкольной образовательной организации стоит как одна из предпосылок в рамках задач речевого развития.

Слайд 3 Согласно ФОП ДО задачи подготовки детей по обучению грамоте :

- Упражнять в составлении предложений из 2 - 4 слов, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности.

- формировать у детей умение делить слова на слоги,

- составлять слова из слогов,

Публикация «Подготовка к обучению грамоте как средство реализации задач ФОП ДО» размещена в разделах

делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами;

- знакомить детей с буквами;

- читать слоги, слова, простые предложения из 2 - 3 слов.

Слайд 4 педагог формирует у детей:

- интерес к языку,

- осознанное отношение к языковым явлениям,

- помогает освоить звуковой анализ четырехзвуковых и пятизвуковых слов;

- закрепляет умение интонационно выделять звуки в слове, определять их последовательность, давать им характеристику,

- составлять схемы слова,

- выделять ударный гласный звука в слове;

- определять количество и последовательность слов в предложении;

- составлять предложения с заданным количеством слов; - ориентироваться на листе,

- выполнять графические диктанты; штриховку в разных направлениях, обводку;

- знать названия букв,

- читать слоги.

Слайд 5 в нашей работе мы используем методическое пособие «обучение грамоте детей дошкольного возраста», сотавитель марцинкевич г. ф.

В данной программе обучения предполагается :

- развитие фонематического слуха;

- работа над узнаванием, выделением и различием фона;

- обучение первоначальному чтению;

- введение понятия «слог», предложения как целого;

- подготовка базы для успешного овладения навыками написания прописных букв.

Занятия строятся на принятом в русской методике аналитико-синтетическом звукобуквенном методе.

(Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.)

Слайд 6 Как же мы организуем работу по обучению грамоте?

Конечно же это дидактические и настольно-печатные игры, такие как например, «Звонкий-глухой», «Собери слово», «Составь предложение», «Азбука», «Лото» с буквами.

Слайд 7

- Выкладывание букв из палочек

- Игры с буквенными веерами

- выкладывание слов из кубиков с буквами

- создание книжек-малышек

Слайд 8

Так же у нас на шкафчиках есть имена детей, которые помогают им подписывать свои работы.

Слайд 9

Хорошо известные вам карточки Свирской, которые можно размещать в центре грамоты.

Слайд 10

Рекомендовано также использовать разнообразные ребусы, кроссворды, карточки с заданиями. Можно использовать готовые карточки, а можно на их основе составлять свои.

Слайд 11

Например, в книге Ю. В. Илюхиной «Говорящий дом» предложены такие карточки:

1.«Расшифруй/зашифруй». Здесь есть шифр и табличка для заполнения.

Слайд 12

2. «Составь схему предложения».

Слайд 13

3. «Прочитай»

Слайд14

4. «Отгадай» Здесь нужно дописать элементы букв.

Слайд 15

5. «Собери слово» Расставить буквы в нужной последовательности, чтобы получилось слово.

Слайд 16. Ну и, конечно же, «Азбука проекта», которую вы все используете в свои группах.

Азбука темы (проекта) – это лист бумаги или стенд с вертикально нанесенным на него алфавитом. Знакомясь с новой темой, дети фиксируют в азбуку слова, которые так или иначе связаны с ней. Слова могут быть как существительными, так и прилагательными, глаголами и пр.

Слайд 17

У Илюхиной предложено «исследовать» слова из «Азбуки проекта». Для «исследования», она предлагает такую таблицу.

1. Прочти слово

2. Раздели слово на слоги

3. Поставь ударение

4. Сосчитай буквы в слове

5. Сосчитай звуки в слове.

6. Назови по порядку каждый звук, определи-какой он гласный или согласный, если согласный – то твердый или мягкий. Согласно характеристике звука раскрась букву соответствующим цветом.

7. Образуй новые слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

8. Согласуй существительные с числительными.

9. Согласуй существительные с местоимениями.

10. Придумай рифму к слову, предложение с «исследуемым» словом или загадку

Слайд 18

Можно использовать один бланк для нескольких детей или индивидуальный для каждого.

Слайд 19 Опросники

Это листы бумаги с таблицей, где есть написанные или нарисованные вопросы, а также места для детских индивидуальных ответов. Детям предлагается отметить свой ответ при помощи букв, знаков (например +,-, в более сложных вариантах – вписать свое имя и ответ буквами.

Рассмотрим уровни сложности подробнее.

Слайд 20 1 уровень

Можно начинать с групп раннего развития. Воспитатель может записывать сам ответы детей, но при этом обязательно комментировать свои действия: «Смотри Маша, я записываю то, что ты мне сказала, напротив твоего имени (фото, метки) – так я не забуду, что ты мне сказала и все ребята тоже запомнят». Вскоре дети сами смогут делать такие отметки, без помощи.

Слайд 21 2 уровень

Дети уже частично могут вписывать свои имена, но это не принципиально. Кроме того здесь подсчитывается результат и обсуждается: «ребята, у нас в группе больше половины детей не любят яблоки! Усложняется и форма таблицы. Теперь нужно выбрать нужный столбец и соотнести его с нужной строкой. В приведенном примере видно, как по-разному дети могут оставлять свои ответы. Что может означать стоящие рядом + и -, два + или пустое окошко? Можно предполагать бесконечно, но лучше, конечно, спросить самого ребенка.

Слайд 22 3 уровень

Подходит детям старшего возраста. Которые могут и хотят вписывать имена сами и не нуждаются в подсказках в виде метки или фото. Здесь может быть более двух вариантов ответов и даже «свой вариант». В примере опросника видно, что костя проголосовал за два варианта – это возможно и ни в коем случае не осуждается. Результаты также обсуждаются вместе с детьми.

Слайд 23 4 уровень

На этом уровне нет ничего готового – дети сами все заполняют. Соответственно мы не подводим никаких количественных итогов, однако обсуждение сохраняем.

Слайд 25 задачники

Это листы бумаги, сделанные по аналогии с опросниками. Уровни сложности, правила пользования, подходы к использованию – абсолютно те же. Но, главное отличие – это вопросы, выносимые для обсуждения. Вопросы к задачникам будут иметь правильные ответы.

Примерные вопросы:

- Сколько звуков в слове «арбуз»;

- Как называется жилище медведя;

- Сколько будет 3+5;

- В каком слове больше слогов: дыня или собака;

- Тонет ли каштан в воде;

- Для какого вида спорта не нужен мяч и т. д.

Тематика определяется текущей образовательной ситуацией.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр по обучению грамоте.Картотека дидактических игр по обучению грамоте. Учебная программа дошкольного образования определяет содержание работы с дошкольниками по образовательной области «Обучение грамоте» в старшей.

Конспект ОД по обучению грамоте «Буква П» Конспект ОД по обучению грамоте «Буква П» Цель: познакомить детей со звуками [п],[п‘] и буквой П. Задачи: -закрепить навыки чёткого произношения.

Консультация для педагогов «Подготовка детей к обучению в школе»Консультация для педагогов «Подготовка детей к обучению в школе» Подготовка детей к школе в детском саду - задача комплексная и охватывает все сферы жизни ребенка. Наличие знаний само по себе не определяет.

Лэпбук по обучению грамоте «Грамотейка»Лэпбук по обучению грамоте «Грамотейка» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию вариант лэпбука по обучению грамоте "Грамотейка". Для его изготовления использовала шаблоны.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подготовка к обучению грамоте как средство реализации задач ФОП ДО
Опубликовано: 17 ноября 2024 в 13:44
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Подготовка к обучению грамоте как средство реализации задач ФОП ДО» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Таранова (УИ 816025) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД