МААМ-картинки

Подготовка к обучению грамоте как средство реализации задач ФОП ДО

Виктория Таранова
Подготовка к обучению грамоте как средство реализации задач ФОП ДО
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд2 В соответствии с ФОП дошкольного образования задача подготовки к обучению грамоте в дошкольной образовательной организации стоит как одна из предпосылок в рамках задач речевого развития.

Слайд 3 Согласно ФОП ДО задачи подготовки детей по обучению грамоте :

- Упражнять в составлении предложений из 2 - 4 слов, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности.

- формировать у детей умение делить слова на слоги,

- составлять слова из слогов,

Публикация «Подготовка к обучению грамоте как средство реализации задач ФОП ДО» размещена в разделах

делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами;

- знакомить детей с буквами;

- читать слоги, слова, простые предложения из 2 - 3 слов.

Слайд 4 педагог формирует у детей:

- интерес к языку,

- осознанное отношение к языковым явлениям,

- помогает освоить звуковой анализ четырехзвуковых и пятизвуковых слов;

- закрепляет умение интонационно выделять звуки в слове, определять их последовательность, давать им характеристику,

- составлять схемы слова,

- выделять ударный гласный звука в слове;

- определять количество и последовательность слов в предложении;

- составлять предложения с заданным количеством слов; - ориентироваться на листе,

- выполнять графические диктанты; штриховку в разных направлениях, обводку;

- знать названия букв,

- читать слоги.

Слайд 5 в нашей работе мы используем методическое пособие «обучение грамоте детей дошкольного возраста», сотавитель марцинкевич г. ф.

В данной программе обучения предполагается :

- развитие фонематического слуха;

- работа над узнаванием, выделением и различием фона;

- обучение первоначальному чтению;

- введение понятия «слог», предложения как целого;

- подготовка базы для успешного овладения навыками написания прописных букв.

Занятия строятся на принятом в русской методике аналитико-синтетическом звукобуквенном методе.

(Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.)

Слайд 6 Как же мы организуем работу по обучению грамоте?

Конечно же это дидактические и настольно-печатные игры, такие как например, «Звонкий-глухой», «Собери слово», «Составь предложение», «Азбука», «Лото» с буквами.

Слайд 7

- Выкладывание букв из палочек

- Игры с буквенными веерами

- выкладывание слов из кубиков с буквами

- создание книжек-малышек

Слайд 8

Так же у нас на шкафчиках есть имена детей, которые помогают им подписывать свои работы.

Слайд 9

Хорошо известные вам карточки Свирской, которые можно размещать в центре грамоты.

Слайд 10

Рекомендовано также использовать разнообразные ребусы, кроссворды, карточки с заданиями. Можно использовать готовые карточки, а можно на их основе составлять свои.

Слайд 11

Например, в книге Ю. В. Илюхиной «Говорящий дом» предложены такие карточки:

1.«Расшифруй/зашифруй». Здесь есть шифр и табличка для заполнения.

Слайд 12

2. «Составь схему предложения».

Слайд 13

3. «Прочитай»

Слайд14

4. «Отгадай» Здесь нужно дописать элементы букв.

Слайд 15

5. «Собери слово» Расставить буквы в нужной последовательности, чтобы получилось слово.

Слайд 16. Ну и, конечно же, «Азбука проекта», которую вы все используете в свои группах.

Азбука темы (проекта) – это лист бумаги или стенд с вертикально нанесенным на него алфавитом. Знакомясь с новой темой, дети фиксируют в азбуку слова, которые так или иначе связаны с ней. Слова могут быть как существительными, так и прилагательными, глаголами и пр.

Слайд 17

У Илюхиной предложено «исследовать» слова из «Азбуки проекта». Для «исследования», она предлагает такую таблицу.

1. Прочти слово

2. Раздели слово на слоги

3. Поставь ударение

4. Сосчитай буквы в слове

5. Сосчитай звуки в слове.

6. Назови по порядку каждый звук, определи-какой он гласный или согласный, если согласный – то твердый или мягкий. Согласно характеристике звука раскрась букву соответствующим цветом.

7. Образуй новые слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

8. Согласуй существительные с числительными.

9. Согласуй существительные с местоимениями.

10. Придумай рифму к слову, предложение с «исследуемым» словом или загадку

Слайд 18

Можно использовать один бланк для нескольких детей или индивидуальный для каждого.

Слайд 19 Опросники

Это листы бумаги с таблицей, где есть написанные или нарисованные вопросы, а также места для детских индивидуальных ответов. Детям предлагается отметить свой ответ при помощи букв, знаков (например +,-, в более сложных вариантах – вписать свое имя и ответ буквами.

Рассмотрим уровни сложности подробнее.

Слайд 20 1 уровень

Можно начинать с групп раннего развития. Воспитатель может записывать сам ответы детей, но при этом обязательно комментировать свои действия: «Смотри Маша, я записываю то, что ты мне сказала, напротив твоего имени (фото, метки) – так я не забуду, что ты мне сказала и все ребята тоже запомнят». Вскоре дети сами смогут делать такие отметки, без помощи.

Слайд 21 2 уровень

Дети уже частично могут вписывать свои имена, но это не принципиально. Кроме того здесь подсчитывается результат и обсуждается: «ребята, у нас в группе больше половины детей не любят яблоки! Усложняется и форма таблицы. Теперь нужно выбрать нужный столбец и соотнести его с нужной строкой. В приведенном примере видно, как по-разному дети могут оставлять свои ответы. Что может означать стоящие рядом + и -, два + или пустое окошко? Можно предполагать бесконечно, но лучше, конечно, спросить самого ребенка.

Слайд 22 3 уровень

Подходит детям старшего возраста. Которые могут и хотят вписывать имена сами и не нуждаются в подсказках в виде метки или фото. Здесь может быть более двух вариантов ответов и даже «свой вариант». В примере опросника видно, что костя проголосовал за два варианта – это возможно и ни в коем случае не осуждается. Результаты также обсуждаются вместе с детьми.

Слайд 23 4 уровень

На этом уровне нет ничего готового – дети сами все заполняют. Соответственно мы не подводим никаких количественных итогов, однако обсуждение сохраняем.

Слайд 25 задачники

Это листы бумаги, сделанные по аналогии с опросниками. Уровни сложности, правила пользования, подходы к использованию – абсолютно те же. Но, главное отличие – это вопросы, выносимые для обсуждения. Вопросы к задачникам будут иметь правильные ответы.

Примерные вопросы:

- Сколько звуков в слове «арбуз»;

- Как называется жилище медведя;

- Сколько будет 3+5;

- В каком слове больше слогов: дыня или собака;

- Тонет ли каштан в воде;

- Для какого вида спорта не нужен мяч и т. д.

Тематика определяется текущей образовательной ситуацией.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр по обучению грамоте.Картотека дидактических игр по обучению грамоте. Учебная программа дошкольного образования определяет содержание работы с дошкольниками по образовательной области «Обучение грамоте» в старшей.

Конспект ОД по обучению грамоте «Буква П» Конспект ОД по обучению грамоте «Буква П» Цель: познакомить детей со звуками [п],[п‘] и буквой П. Задачи: -закрепить навыки чёткого произношения.

Консультация для педагогов «Подготовка детей к обучению в школе»Консультация для педагогов «Подготовка детей к обучению в школе» Подготовка детей к школе в детском саду - задача комплексная и охватывает все сферы жизни ребенка. Наличие знаний само по себе не определяет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подготовка к обучению грамоте как средство реализации задач ФОП ДО
Опубликовано: 17 ноября 2024 в 13:44
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Подготовка к обучению грамоте как средство реализации задач ФОП ДО» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Таранова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД