Виктория Таранова
Подготовка к обучению грамоте как средство реализации задач ФОП ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд2 В соответствии с ФОП дошкольного образования задача подготовки к обучению грамоте в дошкольной образовательной организации стоит как одна из предпосылок в рамках задач речевого развития.
Слайд 3 Согласно ФОП ДО задачи подготовки детей по обучению грамоте :
- Упражнять в составлении предложений из 2 - 4 слов, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности.
- формировать у детей умение делить слова на слоги,
- составлять слова из слогов,
Публикация «Подготовка к обучению грамоте как средство реализации задач ФОП ДО» размещена в разделах
делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами;
- знакомить детей с буквами;
- читать слоги, слова, простые предложения из 2 - 3 слов.
Слайд 4 педагог формирует у детей:
- интерес к языку,
- осознанное отношение к языковым явлениям,
- помогает освоить звуковой анализ четырехзвуковых и пятизвуковых слов;
- закрепляет умение интонационно выделять звуки в слове, определять их последовательность, давать им характеристику,
- составлять схемы слова,
- выделять ударный гласный звука в слове;
- определять количество и последовательность слов в предложении;
- составлять предложения с заданным количеством слов; - ориентироваться на листе,
- выполнять графические диктанты; штриховку в разных направлениях, обводку;
- знать названия букв,
- читать слоги.
Слайд 5 в нашей работе мы используем методическое пособие «обучение грамоте детей дошкольного возраста», сотавитель марцинкевич г. ф.
В данной программе обучения предполагается :
- развитие фонематического слуха;
- работа над узнаванием, выделением и различием фона;
- обучение первоначальному чтению;
- введение понятия «слог», предложения как целого;
- подготовка базы для успешного овладения навыками написания прописных букв.
Занятия строятся на принятом в русской методике аналитико-синтетическом звукобуквенном методе.
(Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.)
Слайд 6 Как же мы организуем работу по обучению грамоте?
Конечно же это дидактические и настольно-печатные игры, такие как например, «Звонкий-глухой», «Собери слово», «Составь предложение», «Азбука», «Лото» с буквами.
Слайд 7
- Выкладывание букв из палочек
- Игры с буквенными веерами
- выкладывание слов из кубиков с буквами
- создание книжек-малышек
Слайд 8
Так же у нас на шкафчиках есть имена детей, которые помогают им подписывать свои работы.
Слайд 9
Хорошо известные вам карточки Свирской, которые можно размещать в центре грамоты.
Слайд 10
Рекомендовано также использовать разнообразные ребусы, кроссворды, карточки с заданиями. Можно использовать готовые карточки, а можно на их основе составлять свои.
Слайд 11
Например, в книге Ю. В. Илюхиной «Говорящий дом» предложены такие карточки:
1.«Расшифруй/зашифруй». Здесь есть шифр и табличка для заполнения.
Слайд 12
2. «Составь схему предложения».
Слайд 13
3. «Прочитай»
Слайд14
4. «Отгадай» Здесь нужно дописать элементы букв.
Слайд 15
5. «Собери слово» Расставить буквы в нужной последовательности, чтобы получилось слово.
Слайд 16. Ну и, конечно же, «Азбука проекта», которую вы все используете в свои группах.
Азбука темы (проекта) – это лист бумаги или стенд с вертикально нанесенным на него алфавитом. Знакомясь с новой темой, дети фиксируют в азбуку слова, которые так или иначе связаны с ней. Слова могут быть как существительными, так и прилагательными, глаголами и пр.
Слайд 17
У Илюхиной предложено «исследовать» слова из «Азбуки проекта». Для «исследования», она предлагает такую таблицу.
1. Прочти слово
2. Раздели слово на слоги
3. Поставь ударение
4. Сосчитай буквы в слове
5. Сосчитай звуки в слове.
6. Назови по порядку каждый звук, определи-какой он гласный или согласный, если согласный – то твердый или мягкий. Согласно характеристике звука раскрась букву соответствующим цветом.
7. Образуй новые слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
8. Согласуй существительные с числительными.
9. Согласуй существительные с местоимениями.
10. Придумай рифму к слову, предложение с «исследуемым» словом или загадку
Слайд 18
Можно использовать один бланк для нескольких детей или индивидуальный для каждого.
Слайд 19 Опросники
Это листы бумаги с таблицей, где есть написанные или нарисованные вопросы, а также места для детских индивидуальных ответов. Детям предлагается отметить свой ответ при помощи букв, знаков (например +,-, в более сложных вариантах – вписать свое имя и ответ буквами.
Рассмотрим уровни сложности подробнее.
Слайд 20 1 уровень
Можно начинать с групп раннего развития. Воспитатель может записывать сам ответы детей, но при этом обязательно комментировать свои действия: «Смотри Маша, я записываю то, что ты мне сказала, напротив твоего имени (фото, метки) – так я не забуду, что ты мне сказала и все ребята тоже запомнят». Вскоре дети сами смогут делать такие отметки, без помощи.
Слайд 21 2 уровень
Дети уже частично могут вписывать свои имена, но это не принципиально. Кроме того здесь подсчитывается результат и обсуждается: «ребята, у нас в группе больше половины детей не любят яблоки! Усложняется и форма таблицы. Теперь нужно выбрать нужный столбец и соотнести его с нужной строкой. В приведенном примере видно, как по-разному дети могут оставлять свои ответы. Что может означать стоящие рядом + и -, два + или пустое окошко? Можно предполагать бесконечно, но лучше, конечно, спросить самого ребенка.
Слайд 22 3 уровень
Подходит детям старшего возраста. Которые могут и хотят вписывать имена сами и не нуждаются в подсказках в виде метки или фото. Здесь может быть более двух вариантов ответов и даже «свой вариант». В примере опросника видно, что костя проголосовал за два варианта – это возможно и ни в коем случае не осуждается. Результаты также обсуждаются вместе с детьми.
Слайд 23 4 уровень
На этом уровне нет ничего готового – дети сами все заполняют. Соответственно мы не подводим никаких количественных итогов, однако обсуждение сохраняем.
Слайд 25 задачники
Это листы бумаги, сделанные по аналогии с опросниками. Уровни сложности, правила пользования, подходы к использованию – абсолютно те же. Но, главное отличие – это вопросы, выносимые для обсуждения. Вопросы к задачникам будут иметь правильные ответы.
Примерные вопросы:
- Сколько звуков в слове «арбуз»;
- Как называется жилище медведя;
- Сколько будет 3+5;
- В каком слове больше слогов: дыня или собака;
- Тонет ли каштан в воде;
- Для какого вида спорта не нужен мяч и т. д.
Тематика определяется текущей образовательной ситуацией.