Светлана Сухарева
Подготовка к игре — драматизации по сказке «Три поросенка».
▼ Скачать + Заказать документы
В данном случае игру – драматизацию мы рассматриваем, как средство развития и формирования у дошкольников нравственных качеств, становление межличностных отношений, овладение морально – этическими нормами. Разыгрывание ролей детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, проявлять чувство партнерства, оказывать помощь и поддержку сверстнику, поступать в соответствии с нравственными нормами. Здесь педагог должен научить каждого ребенка видеть и понимать другого человека, способности поставить себя на место другого, понять его чувства, уметь действенно откликнуться на эмоциональное состояние ближнего. В. А. Сухомлинский писал, что «самое главное – развивать… внутренние силы, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учить сопереживать». Игра – драматизация в этом смысле является мощным средством формирования нравственных чувств: отзывчивости, сочувствия, сопереживания.
Публикация «Подготовка к игре — драматизации по сказке „Три поросенка“,» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Игры для детей
- Сценарии по сказкам
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- «Три поросенка», сказка
- «Три поросенка». Театрализация, спектакли, инсценировки
- Темочки
Подготовку к игре – драматизации мы начинали с отбора произведения и работы над ним.
Работа над произведением
При первом прослушивании детьми сказки мы старались преподнести её как можно выразительнее, эмоциональнее, показывая своей мимикой отношение к героям, их поступкам. Затем проводили по сказке беседы, поясняющие и выясняющие понимание не только её содержание, но и восприятие эмоциональной стороны произведения.
Вопросы к беседе
О чем эта сказка? Кто её герои? С какой присказки она начинается? Какие события рассказываются в ней? Встречаются ли повторы? Какими были Ниф – Ниф и Нуф – Нуф? А какой Наф – Наф? Какие домики построили себе поросята? Как отнеслись братья к постройке Наф – Нафа? Что Ниф – Ниф и Нуф – Нуф говорили о волке в начале сказки? Что сделали, когда встретились с волком? Как поступил Наф – Наф, когда увидел испугавшихся братьев? Удалось ли разрушить волку дом Наф – Нафа? Почему? Как волк решил обмануть поросят и получилось ли у него это? Чем закончилась сказка? Какую песенку любили напевать поросята?
Во время беседы мы старались не делать замечаний, не просили сидеть тихо, так как это мешает в полной мере пережить события сказки и может «замаскировать» истинные эмоциональные оценки детей.
Далее в нашей работе мы использовали повторное чтение этой сказки, пересказ её по частям и пересказ детьми наиболее понравившихся моментов, рассматривание иллюстраций. Также нами использовался просмотр видеофильма.
Игра-беседа.
Нами заранее были подготовлены персонажи сказки (куклы Би – Ба –Бо, игрушки). Они приходили в группу к ребятам (от их имени говорил воспитатель), здоровались и задавали вопросы: кто из них больше понравился детям? Почему? Кто не понравился? Мы дали возможность высказаться большему числу детей с различными мнениями.
Далее может использоваться пересказ сказки от лица того или иного героя. Постепенно куклы персонажи затрагивают проблемы, актуальные для всей группы. Задают следующие вопросы: А вы умеете дружить? Как вы помогаете другу,попавшему в беду? и т. д. Куклы голосом воспитателя высказывают свое мнение на ответы детей в полном соответствии со своей нравственной сутью (отрицательные персонажи поощряют неблаговидные, несправедливые поступки, положительные – добрые, справедливые дела). Не менее эффективно был использован прием, когда сомневающегося ребенка, в неправильном, безнравственном поступке героя сказки, начинали поддерживать куклы – персонажи. Например, один из ребят считал, что так как Ниф – Ниф и Нуф – Нуф поленились построить себе надежные домики, и еще насмехались над братом, который не резвился в последние теплые деньки,а работал, то им вполне можно было и не открыть дверь, когда за ними гнался волк. Тогда мальчика стал поддерживать отрицательный герой, который говорил, что он прав всегда, и был прав на прогулке, когда из дома принес мяч и ни кому не дал с ним поиграть, ведь это же его мяч. Дети не согласились с мнением отрицательного героя, а ребенку становилось неловко, и скорее всего стыдно от такой поддержки,что заставляло его задумываться над своим поступком и поступком героя, в котором он сомневался.
Такая работа требовала тактичности, чтобы не обидеть и не унизить ребенка, поэтому она тщательно готовилась, проходила весело для всех и достаточно серьёзно в плане воспитательных задач. На этом этапе работы дети группы приходили к единому мнению о персонажах сказки.
Затем мы использовали прием, когда дети с воспитателем пытаются переубедить отрицательного персонажа в неправильности его поступков. Здесь основную роль брал на себя воспитатель, который в случае необходимости развивал нужную линию сюжета таким образом, чтобы дети сами находили доводы и активно вступали в диалог с персонажем, доказывая ему, как хорошо иметь друга, помогать слабым, совершать хорошие поступки.
Далее мы предлагали ребятам нарисовать наиболее понравившиеся сценки из сказки или полюбившихся героев, где старались подвести детей к изображению именно позитивных потенциальных развязок в сказке. Просили ребят комментировать рисунки, заостряя внимание на том, что именно дружеские взаимоотношения между героями помогают им преодолеть любые трудности. Рисунки дарили персонажем сказки, оформляли из них выставку к викторине.
На следующем этапе к играм – драматизациям мы вместе с детьми и родителями готовили декорации, маски, пригласительные билеты. Ставили цель – изготовить не сложные, но выразительные атрибуты, предоставляя при этом дошкольникам проявить творческий потенциал. Фантазию, при этом в совместной деятельности учиться договариваться по поводу работы, налаживать партнерские взаимоотношения, оказывать помощь сверстнику.
Самой продолжительной и на наш взгляд ответственной была работа над ролями. Проводилась она как на занятиях, так и в свободное время. В этой работе использовались упражнение для развития мимики, жестов, артикуляции, пантомимики, голосовых возможностей и т. д. Использовали упражнения на развития воображения, диалогической и монологической речи, её интонационной выразительности, а также задания на развития эмоций (например: покажи веселого поросёнка, грустного поросенка, испугавшегося поросенка, задумавшегося поросенка, доброго волка, хитрого волка, злого волка, раскаявшегося волка). Сначала мы просили просто изобразить персонажа – носителя эмоционального состояния, а потом с использованием жестов и движений. Затем использовали мини - этюды, где после прочтения короткого стихотворения дети имитировали происходящие в них действия. В занятия включали игры такие как «Передавалки», «Угада - ка», где дети по кругу от соседа к соседу должны были передать улыбку или сердилку, т. е. сердитое выражение лица. Такие игры, как «Передай настроение», «Зеркало», «Тень» и другие,используемые в нашей работе, способствуют развитию у детей выразительных средств передачи образов, но и развивают у дошкольников внимание к сверстнику, через «видение» его, то есть наблюдением за его эмоциональным состоянием,умением различать эмоции. У ребенка сначала развивается умение опознать эмоциональное состояние другого, а потом на основании идентификации со своими чувствами и переживаниями,происходит формирование чувства переживания к ближнему. Для лучшего понимания эмоционального состояния другого человека в данной работе мы использовали карточки – пиктограммы. Они применялись как в затруднительных для детей положениях, так и после того, как дети отгадывали или правильно изображали то или иное эмоциональное состояние. Также предлагалось дошкольникам придумать новый финал сказки или изменить в произведении характер того или иного персонажа, ход событий и т. д. Запись пересказов детей заносилась в специальный альбом.
Последним действием перед игрой – драматизацией является выбор ролей детьми, либо их распределение, уточнение сюжета, характеров героев, проигрывание наиболее сложных мест произведения, и т. д. Нельзя не упомянуть и еще об одном важном моменте в работе над театрализованными играми – это необходимость постоянно поддерживать у дошкольников интерес к данному виду деятельности. Для этого мы создавали такую психологическую атмосферу, которая служила бы толчком для активности детей в подготовки и проведении игр – драматизаций. Начинали,например, занятия с прихода в группу сказочного героя или волшебника, присылали письма от имени героев, персонажей, вызывали эмоциональное предвосхищение, предлагая дошкольникам показать их игру детям младших групп, родителям, предоставляли возможность заниматься данным видом деятельности по их желанию.
На протяжении всей работы мы побуждали детей к активной совместной деятельности, заостряли внимание на том, что вместе мы можем добиться большего, сделать нашу игру интереснее, веселее, доставить радость друг другу, зрителям, и поэтому говорили ребятам, что нуждаемся в каждом из них, так как наш общий успех складывается из работы каждого в отдельности.