Мария Туева
Подготовишка и первоклассник: современные тренды. Опыт воспитателя подготовительной группы и учителя начальных классов
▼ Скачать + Заказать документы
«Самое прекрасное зрелище на свете –
вид ребенка, уверенно идущего
по жизненной дороге после того,
как вы показали ему путь»
Конфуций
Одной из важнейших задач современного образования, является создание организованного и содержательного единства, преемственности и взаимосвязи всех ступеней образования. Преемственность детского сада и школы подразумевает – обеспечение плавного перехода от одного уровня образования к другому. Основой преемственности между детским садом и школой является:
Развитие у ребенка любознательности
Развитие умения самостоятельно решать творческие задачи
Публикация «Подготовишка и первоклассник: современные тренды, Опыт воспитателя подготовительной группы и учителя начальных классов» размещена в разделах
Развития коммуникативных способностей
ФГОС дошкольного и школьного образования определяют собственные требования к структуре образовательных программ, условиям их реализации и освоения, как в дошкольном, так и в начальном школьном образовании
Можно выделить те проблемы, с которыми сталкиваются ДОО и школа на современном этапе. Мы, как педагоги детского сада постоянно сотрудничаем с учителями начальной школы и этот опыт дает нам возможность сравнить профессиональные установки педагогов, работающих на разных ступенях образования.
Специалисты ДОО и учителя школы уверены в необходимости тесной взаимосвязи: в проведение мастер-классов, обмен опытом, совместное участии в мероприятиях, таких как выставки рисунков и поделок; встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада и др., праздниках (День знаний, Посвящение в первоклассники и др., а так же педагоги должны иметь представление об образовательных программа ДОО и школы. Также, важно совместно проводить родительские собрания с педагогами ДОО и начальной школы. Но, несмотря на схожесть мнений по этому вопросу, зачастую возникают сложности взаимосвязи, поскольку между руководством образовательных организаций нет четкой договоренности о совместной работе и механизмах взаимодействия.
Школа ждет, что ребенок придет в первый класс уверенным в себе, раскрепощенным, готовым доносить свое мнение до собеседника и отстаивать его. Работа в ДОО над развитием личностных качеств ребенка ведется на протяжении всего времени пребывания ребенка в детском саду, но у некоторых детей могут возникать проблемы, причины кроются как в социальном окружении ребенка, так и в его психологических особенностях.
Есть в позициях педагогов и зоны конфликта и взаимных претензий.
Учителям начальной школы хотелось бы видеть в классе зрелых детей в плане восприятия, речи, однако все большее количество дошкольников имеют те или иные недостатки в развитии, которые не всегда оказываются компенсированы к 6-7 годам. Связано это и с ограниченными возможностями современного детского сада, и с трудностью убеждения родителей в актуальных потребностях ребенка.
Также, учителя начальной школы часто отмечают, что у первоклашек отсутствуют элементарные навыки самообслуживания: умение подготовить рабочее место, следить за своим внешним видом и т. п. Несмотря на то, что в ДОО ведется работа над формированием культурно-гигиенических навыков, в условиях школы эти возможности дети не проявляют, ожидая привычной опеки со стороны педагога.
Учителя также отмечают, что первоклассник не всегда умеет слушать учителя и других детей. Проблемы кроются, вероятно, в традициях индивидуализации работы с детьми в детском саду и неготовности ребенка включаться в учебный процесс во фронтальном режиме. Сложности во взаимодействии с ровесниками обусловлены высокой образовательной нагрузкой в ДОУ и уменьшением времени свободной самостоятельной деятельности.
Отмечается несформированность у первоклассников специальных навыков (умение работать с линейкой, ориентировка в тетради, чтение, однако в дошкольном образовании такие задачи не ставятся.