Евгения Суворова
Поддержка инициативы детей 5–7 лет в дополнительном образовании как условие обеспечения высокой мотивации деятельности
▼ Скачать
Поддержка инициативы детей 5-7 лет в дополнительном образовании как условие
обеспечения высокой мотивации деятельности
Достижение целей дополнительного образования возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении. От педагогического мастерства педагога, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им навыков, ценностных установок, нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги учреждений дополнительного образования совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
Публикация «Поддержка инициативы детей 5–7 лет в дополнительном образовании как условие обеспечения высокой мотивации деятельности» размещена в разделах
Основным принципом работы с дошкольниками в любой системе, в том числе в дополнительном образовании, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Инициатива – это активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять, в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в образовательном процессе. Все это обеспечивает мотивацию детской деятельности.
В современных психолого-педагогических исследованиях указывается, что одним из основных принципов мотивации дошкольников является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
Основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и свою инициативу, развивать себя как личность это конечно игра; а также познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная, двигательная и др. деятельности. Тем самым можно отметить, что чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а, следовательно, и динамичнее развитие личности.
Однако инициатива дошкольника нуждается в педагогической поддержке. Только тогда она становится развивающим средством и обеспечивает высокую мотивацию деятельности.
В организованной образовательной деятельности для развития детской инициативности педагогу нужно соблюдать ряд общих требований:
• развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;
• создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
• постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно;
• постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;
• тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
• ориентировать дошкольников на получение хорошего результата;
• своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу;
• дозировать помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае;
• поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества;
• давать простые задания (снимать Страх «не справлюсь», давать задания интересные или где есть личный интерес что-то делать.
Для детей 5-6 лет приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно-личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива.
Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо :
• создавать в обучающейся группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения;
• уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
• поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу);
• создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
• при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры, др. видов деятельности;
• привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу, обсуждать совместные проекты;
• создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам.
В 6-7 летнем возрасте приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметности, в том числе орудийной деятельности, а также информационная познавательная деятельность.
Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо :
• вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;
• спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей. Рассказывать детям о своих трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности;
• • создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;
• обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;
• поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;
• создавать условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей по их интересам и запросам, предоставлять детям на данный вид деятельности определенное время;
• при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры;
• проводить планирование жизни группы на день, неделю, месяц с учетом интересов детей, стараться реализовывать их пожелания и предложения;
• презентовать продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.).
Итак, сделаем обобщающие выводы о том, что для поддержки детской инициативы необходимо :
1. предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
2. отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
3. не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.
4. формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;
5. поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.
6. для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия;
7. содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;
8. поощрять различные творческие начинания ребенка.
А условиями развития детской инициативы и творческого самовыражения выступают:
• формирование установок «Я могу», «Я сумею»;
• создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;
• предвосхищающая положительная оценка «Ты творческий ребенок, у тебя все получится!»
Таким образом, мы видим важность и необходимость профессиональной позиции педагога УДО в поддержке инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста, необходимость введения новых форм обучения и воспитания ребенка-дошкольника, способствующих решению задачи развития самостоятельной, творчески активной личности.
При традиционных подходах, основанных на передаче готового знания от педагога к ребёнку, мы не развиваем его индивидуальность, личностные качества, его «самость» – это и самостоятельное получение знания, и самостоятельный выбор, и самостоятельное планирование своей деятельности, и самостоятельный вывод…
Мы воспитываем прилежных учеников и исполнителей, неосознанно прививаем мысль о том, что нам всегда скажут и подскажут, что и как делать. Тем самым снижаем понимание ребёнком того, что успешность человека в жизни зависит только от него самого, от того, как он будет мыслить, планировать, пробовать, пытаться, стараться, осмысливать результаты, получать желаемое и т. д.
Происходит переосмысление роли педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации. Позиция педагога дополнительного образования по отношению к детям сегодня изменяется и приобретает все больший характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером. В этой связи важно найти такую оригинальную форму взаимодействия с обучающимися, совместных размышлений с ними, в процессе которой дети сами получают необходимую информацию. Одновременно с этим необходимо постоянно придерживаться четкой линии на развитие ребенка и познание им окружающего мира через приобретение собственного опыта деятельности посредством чувственного и активного познания окружающего мира.
Позиция педагога в этой связи – не столько учить, сколько помогать ребёнку осваивать окружающий мир, помогать находить смысл в совместной деятельности, ставить цели, планировать и организовывать свои действия.