МААМ-картинки

Поддержка детской инициативы

Елена Данилина
Поддержка детской инициативы
▼ Скачать + Заказать документы

Современные подходы к организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития (Свирская Л. В.).

Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.

Публикация «Поддержка детской инициативы» размещена в разделах

Краткий сравнительный анализ двух подходов

Индивидуализация

образования Индивидуальный подход в образовании

Цель: содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности организация процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка;

обеспечение своевременной

Способы

общения: признание права выбора; совместное обсуждение целей и деталей; акцент на достоинствах и сильных сторонах личности прямое обучение в соответствие с целями, поставленными взрослыми; требование и оценка результата

Тактика: сотрудничество и партнерские отношения диктат и опека

«Хороший ребенок» : инициативный,самостоятельный, способный ясно сформулировать

свои цели, желания, творческий Следующий заданному (предложенному) взрослым способу (образцу) выполнения действия

Убеждение: ребенок учится самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыта ребенок учится лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого; усвоение опыта взрослых наиболее ценный способ развития

Вывод: индивидуализация распространяется на каждого ребенка; от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего индивидуальный подход распространяется на небольшую часть детей группы; от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы (стандарт, требование программы)

Индивидуализация – обучение, при организации которого учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения. В противовес восприятию ребенка как «пустой корзины», которую воспитатель «наполняет» информацией, индивидуализация рассматривает ребенка и воспитателя так, как будто бы они вместе закладывают основы личности, в том числе начала ключевых компетентностей, природосообразных дошкольному детству (социальной, коммуникативной, деятельностной, информационной и здоровьесберегающей). Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимания педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе.

Методы индивидуализации обучения:

1. Одним из важнейших методов планирования индивидуализации обучения является применение педагогом цикла обучения по принципу реагирования.

2. Работа в небольших группах является еще одним методом индивидуализации обучения. Любая самостоятельно выбираемая детьми или организованная взрослыми деятельность может выполняться в небольших подгруппах.

3. Следующим методом планирования индивидуализации обучения является обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности.

4. Пример лепки иллюстрирует и другой элемент обеспечения индивидуализации: тщательный отбор материалов. Большинство используемых материалов должны быть гибкими и иметь различную степень сложности – от самых простых до самых сложных. Спонтанная индивидуализация. Индивидуализация обучения часто происходит экспромтом или спонтанно. Иными словами, педагог использует представившуюся возможность и индивидуально реагирует на каждого ребенка (или на небольшие группы детей).

5. Саморазвитие – краеугольный камень построения в каждом образовательном учреждении педагогического процесса, способствующего развитию компетентности ребенка, прежде всего в вопросах взаимодействия с социумом, ибо одним из ключевых критериев готовности к школе традиционно рассматривается социальная, мотивационная готовность ребенка (Д. Б. Эльконин).

Индивидуализация предполагает обеспечение образовательных маршрутов каждого воспитанника, реализуемых в полном объеме только в случае активизации роли семьи, а также эффективного взаимодействия педагогов с воспитанниками на основе игры как приоритетного вида детской деятельности.

Поддержка детской инициативы

Сегодня общепризнано: первый источник разнообразия - ценность познания и творчества, определяющая субъективное восприятие мира с детских лет. В связи с этим принципиально меняется содержание и организация образовательного процесса уже на уровне дошкольного образования. В основе обновления лежит конструирование социальной ситуации развития детей, способствующей поддержке индивидуальности и детской инициативы.

Инициативный ребенок дошкольного возраста - что это значит? Программы дошкольного образования достаточно точно очерчивают это личностное качество ребенка:

1) В 2-3 года приоритетной сферой проявления детской инициативы является самостоятельная исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира.

Для поддержки детской инициативы необходимо :

• формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией прогулочных участков с целью повышения самостоятельности;

• устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, чётко исполнять их и следить за их выполнением всеми детьми;

2) В 3-4 года приоритетной сферой проявления детской инициативы является продуктивная деятельность.

Для поддержки детской инициативы необходимо :

• создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребёнка;

• в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребёнка, позволять ему действовать в своём темпе;

3) В 4-5 лет приоритетной сферой проявления детской инициативы является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками.

Для поддержки детской инициативы необходимо :

• способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относиться к таким попыткам внимательно, с уважением;

• обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь и двигаться под музыку;

4) В 5-6 лет приоритетной сферой проявления детской инициативы является внеситуативно-личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационная познавательная инициатива.

Для поддержки детской инициативы необходимо :

• создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и тёплое слово для выражения своего отношения к ребёнку;

• поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу;

5) В 6-8 лет приоритетной сферой проявления детской инициативы является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметной, в том числе орудийной, деятельности, а также информационная познавательная деятельность.

Для поддержки детской инициативы необходимо :

• вводить адекватную оценку результата деятельности ребёнка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;

• спокойно реагировать на неуспех ребё нка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т. п. Рассказывать детям о трудностях, которые педагоги испытывали при обучении новым видам деятельности;

Наиболее эффективной формой работы, для поддержки детской инициативы является работа с каталогом методических материалов по технологиям поддержки детских инициатив в процессе деятельности.

Каждое занятие, опыт и исследование должны иметь свой алгоритм действий для осуществления деятельности:

• Шаг 1. Выявление проблемы.

• Шаг 2. Выбор темы исследования.

• Шаг 3. Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос

• о том, зачем проводится исследование).

• Шаг 4. Определение задач исследования (основных шагов направления

• исследования).

• Шаг 5. Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной

• логически и не подтвержденной опытом).

• Шаг 6. Составление предварительного плана исследования.

• Шаг 7. Проведение эксперимента (опыта, наблюдения, проверка

• гипотезы, выводы.

• Шаг 8. Указание возможных путей дальнейшего изучения проблемы.

Для настоящего творца завершение одной работы – это не просто окончание исследования, это начало работы следующей.

Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребё нок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

Взаимодействие с семьей по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Таким образом, правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, тесное взаимодействие с родителями, организация совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития детских инициатив.

Публикации по теме:

Поддержка детской инициативы в процессе проектной деятельности дошкольников Дошкольный возраст - это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Потери, допущенные.

Cпособы и направления поддержки детской инициативы у ребенка 2–3 лет Cпособы и направления поддержки детской инициативы у ребенка 2-3 лет. Приоритетная сфера инициативы – исследовательская деятельность. Деятельность.

Использование коллекционирования как содержания детской субкультуры в развитии творческой инициативы дошкольников Саморазвитие ребенка, имеющего определенные умения и навыки, опыт общения, происходит не только под влиянием взрослого, но и собственно.

Создание и поддержка детской инициативы в ДОО Памятка для воспитателей. Создание и поддержка детской инициативы в ДОО. Чтобы создать условия для развития познавательно-интеллектуальной.

Поддержка детской инициативы посредством развивающей предметно-пространственной среды подготовительной логопедической группы Предметно-пространственный мир включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. В этом окружении ребенок –.

Поддержка детской инициативы средствами познавательно-исследовательской деятельности Доклад «Поддержка детской инициативы в процессе формирования общей культуры личности ребенка через познавательно-исследовательскую деятельность.».

Поддержка любознательности и инициативы дошкольников в разных видах деятельностиПоддержка любознательности и инициативы дошкольников в разных видах деятельности Согласно плана работы районного семинара по познавательному развитию 14. 04. 2015 г. на базе МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 8.

Поощрение и поддержка детской самостоятельности. Поощрение и поддержка детской самостоятельности. Одна из важнейших наших задач как родителей - вырастить детей, которые потом станут самостоятельными.

Консультация «Создание условий для развития детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС ДО» Создание условий для развития детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС ДО: центр экспериментирования. Слайд №.

Взаимодействие с семьями по поддержке детской инициативы в проектной деятельности Значение взаимодействия с семьей при поддержке детской инициативы. Один из принципов Федерального государственного образовательного стандарта.

Автор публикации:
Поддержка детской инициативы
Опубликовано: 16 декабря 2015 в 18:55
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Поддержка детской инициативы» (включая файлы) размещена пользователем Елена Данилина (УИ 246549) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД