Вишневецкая Маргарита Ивановна
Упражнения, позволяющие детям вживаться в образы героев, расширять ассоциативное использование предметов-заместителей
▼ Скачать + Заказать документы
Подборка упражнений, позволяющих детям, вживаться в образы героев, расширять ассоциативное использование в играх предметы заместители.»
В детской игре воображение не только ярко проявляется, но и развивается более эффективно, чем в других видах деятельности. Играя, дошкольник создаёт новые образы, а самое главное, причудливо комбинирует старые. Для развития воображения, а значит и для развития игры, большое значение имеют образ и речь. Детские образы детальны, красочны, выразительны. Ребёнок в ходе игры замещает недостающий предмет или невыполненное действие словом.
Публикация «Упражнения, позволяющие детям вживаться в образы героев, расширять ассоциативное использование предметов-заместителей» размещена в разделах
Замещение - это использование при решении разных умственных задач, условных заместителей, реальных предметов и явлений, употребление знаков и символов. Первоначально замещение возникает в детской игре, когда, например, кубик становится куском мыла, которым ребёнок стирает, а стул превращается в автомобиль - стоит только сесть и воспроизвести звук работающего мотора.
Позднее начинает заменять другие предметы (палочка - термометр, ложку, ружьё и т. д., но сам ребенок, беря на себя роль, изображает другого человека - доктора, маму, плотника, всадника.
Игровое замещение - начало большого пути ведущего к использованию математических символов, нотных знаков и т. д.
Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности. У ребёнка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, появляется возможность применять заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чём рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты собственных действий.
Многие дидактические игры и упражнения направлены на то, чтобы обучить детей действиям замещения и наглядного моделирования.
Использование заместителей и моделирования в игре, конструировании, рисовании, лепке, аппликации, при изготовлении поделок, служит источником развития внутренних форм замещения и наглядного моделирования.
В некоторых играх, упражнениях, заместители обладают сходством с обозначаемыми предметами по тем или иным признакам, в других имеют чисто условный характер. Задания формируют у детей как умение выполнять действия замещения, так и умение подбирать к ним соответствующие им предметы. Многие упражнения направлены на усвоение детьми действий наглядного моделирования. Другие упражнения способствуют освоению логических операций требующих группировки объектов или их расположения по определённому принципу на основе выделения и учёта существенных признаков.
Особую группу представляют собой задания, в которых обозначения предметов при помощи заместителей и использование наглядных моделей служит основой создания новых образов. Они также требуют замещения и наглядного моделирования, но прирешении задач на воображение - самостоятельного придумывания рисунков, рассказов, сказочных событий. Большое значение имеет систематичность проведения игр и упражнений.
В детском саду предлагаемые игры, упражнения были использованы на занятиях по ознакомлению с окружающим, развитию речи, конструировании, рисовании, лепке, аппликации.
Бросовый материал
Кроме обычных игрушек дошкольникам предлагается различный материал, служащий для замещения. Игрушки и игровой материал должны быть аккуратно расставлены и доступны для ребёнка, но вместе с тем дети обожают поисковую деятельность. В этом случае время от времени необходимо в неприметном месте выставлять коробку с бросовым материалом, где помещаются ненужные вещи (колёса разной величины, крупные детали приборов и машин, формочки для яиц, поролон, тряпочки, всякие железяки и т. п.). Дети с помощью этого материала создают свои миры, или отдельные ифушки и предметы. Но в любом случае такая деятельность активизирует детей, вносит новую струю в ифу. Материал необходимо периодически обновлять.
Дети 2 младшей группы умеют анализировать предметы, выделяя такие признаки как цвет, форму, величину, особенности материала, из которого они сделаны. В играх и упражнениях у детей формируется умение использовать такие признаки для обозначения предметов, в которых они имеются. В младшем возрасте дети начинают выделять и некоторые пространственные отношения между предметами. Этому способствуют ифы, направленные на формирование умения пользоваться элементарным планом для анализа взаимного расположения предметов в ограниченном пространстве.
У трёхлетних детей начинают проявляться элементы творческого воображения. Предлагаются игры, игровые упражнения в которых на основе восприятия отдельных признаков обозначенных заместителями дети придумывают разнообразные новые предметы и ситуации.
Дошкольникам средней группы предлагаются те же типы игр, что и младшим дошкольникам (игры на обозначение отдельных предметов, на анализ строения предметов, на ориентировку в пространстве, и на развитие воображения. Но предлагаемые игры рассчитаны на возросшие возможности детей и направлены на формирование у них новых умений. В этом возрасте дети могут находить и выделять в предметах и явлениях некоторые дополнительные их свойства (вес предмета, длительность звука и т. д., характеризовать предмет с помощью таких свойств. С помощью схем начинают анализировать все более сложные предметы, состоящие из большого количества частей.
Выполняя задания на развития воображения, дети создают не только отдельные образы, они уже в состоянии представлять в уме различные ситуации, развёрнутые и детализированные.
При введении в игру предметов -заместителей необходимо не только демонстрировать с ними игровые действия (подносить ложку палочку ко рту куклы; намыливать куклу мылом -кубиком, но и словесно обозначать условия значение, предмета («Это у нас мыло.», («это -будто ложка и т. п.») Причём делать это в ходе игры неоднократно, чтобы для ребёнка полнее выступала условность игрового действия.
Предмет -заместитель в играх с детьми младшего дошкольного возраста должен сочетаться с сюжетной реалистической игрушкой (например, если хлеб замещается кубиком, то тарелка, на которой он лежит, должна быть «как настоящая», если мыло замещается бруском, то необходим игрушечный тазик, в котором стирают. Такая реалистическая поддержка, в виде копирующих настоящие вещи, необходима ребёнку и для понимания игровых действий взрослого.
«Зверюшки на дорожках».
(Средняя группа)
Дидактическая задача - Учить детей пользоваться заместителями - уметь соотносить картинки с определёнными значками. Формировать умение варьировать заместители при выполнении одного и того же задания.
Материал:Набор картинок с изображением животных : петух, собака, ёж, цыплёнок, кошка. По 50 изображений каждого животного, 10 полосок бумаги с различными значками (треугольник, квадрат, круг, овал, плюс) На каждой полке по 6 значков. Каждая пара значков отделена друг от друга вертикальной чертой. 5 полос образцов с изображением животных и соответствующих значков. Каждая картинка отделена друг от друга вертикальной чертой. Сочетание животных и значков различно.
РУКОВОДСТВО: Воспитатель показывает играющим материал: картинки, разложенные кучками полоска образец (шифр, полоски бумаги со значками. Картинки кладутся в центре стола, за которым сидят дети. Полоска - образец ставится ребром, чтобы все дети её хорошо видели. Дети получают полоски со значками. Далее воспитатель объясняет, что нужно все значки на полосках закрыть подходящими картинками. А чтобы не было ошибок предлагает всем смотреть на общую полоску, где показано какая картинка какому значку соответствует Предлагается : «Накройте свои значки нужными картинками», или «Посадите на дорожки зверюшек». После выполнения задания дети складывают в кучки одинаковые картинки. При повторном проведение игры дети меняются дорожками или получают новые.
«Наседка и цыплята» (вся группа).
(Вторая младшая группа)
Дидактическая задача: учить детей по-разному обозначать предметы в игре.
Материал:стойка, верёвка с флажками, которой огораживается домик.
Руководство:
Вос - ль: «Сейчас мы будем с вами играть в игру «Наседка и цыплята». Вы - цыплята. Я буду наседкой. А это наш дом. (указывает на место, отгороженное верёвкой с флажками). Верёвка натянута на высоте 40 -50 см.) Сначала я ваша мама, пойду поищу корм. Когда я найду много зёрнышек, я вас позову, вы вылезете из домика поклюёте, побегаете. Если вдруг прилетит коршун я вас предупрежу, и вы скорее прячьтесь в наш дом. Воспитатель выходит из домика,изображая курицу,ищет корм. Затем зовё т цыплят: «ко-ко-ко» дети выбегают, изображая цыплят (оригинальные действия некоторых ребят отмечаются воспитателем) Вот как хорошо этот цыплёнок клюёт зёрнышки, а этот пьёт водичку, а этот прыгает. Дав детям немного побегать,попрыгать воспитатель тревожно «хлопает крыльями» : - «Коршун». Цыплята бегут домой.
«Сложи картинку» (подгруппа из 5человек.)
(Вторая младшая группа)
Дидактическая задача: Учить детей анализировать элементарную контурную схему.
Материал:Карты образцы со схематическими изображениями предметов. Размер каждой карты 30 -40 см.
Вагончик, грибок, кораблик, снеговик, цыплёнок.
Кроме того, одинаковые комплекты деталей для каждого ребёнка.
РУКОВОДСТВО:Дети рассаживаются за столиками, воспитатель сообщает что сейчас они будут складывать картинки. Дети конструируют картинку и взрослый наблюдает за качеством работ: картинка должна соответствовать точно образцу. Когда все дети выложат первую картинку воспитатель отличает тех, кто сделал это быстрее правильнее остальных. Затем, собрав все детали от предыдущего задания и раздав комплекты для выполнения следующего, предлагает детям сложить новую картинку.
«Нарисуй картинку палочками» (по подгруппам)
(Средняя группа)
Дидактическая задача:Учить детей схематично изображать различные предметы или сюжеты с помощью палочек разной длинны. Формировать умение абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя основную форму предмета.
Материал:34 картинки, на которых изображены различные предметы, картинки даны в красках, иногда с дополнительными деталями. (Дерево с листьями, дом на лугу) часть картинок такие, например: грабли, расчёска, флажок, лопата и так далее) выложить палочками не сложно. Некоторые картинки сгруппированы, например, одежда, мебель, растения, посуда. Ребристые палочки 25 штук на каждого играющего.
РУКОВОДСТВО: воспитатель раздаёт детям комплекты палочки и показывает разные картинки, затем спрашивают, могут ли они на столе выложить предметы, которые видят на картинках, получив утвердительный ответ игра начинается. Дети получают разные картинки. В начале они выкладывают палочки простые формы, затем более сложные. Когда картинки из палочек будут готовы картинки, образцы помещаются на фланелеграфе, дети меняются местами и отгадывают (глядя на фланелеграф,кто какую картинку выложил)
«Какая игрушка» (по подгруппам)
(Средняя группа)
Дидактическая задача: Развивать воображение детей. Учить представлять себе предметы по схематическим изображениям.
Материал:набор из 10 карточек. На каждой карточке нарисована фигурка, которая представляет собой схематическое изображение нескольких игрушек или предметов.
РУКОВОДСТВО: Воспитатель предлагает детям поиграть, говорит что - будет им показывать картинки, а они должны придумать на какие игрушки она похожа. Опрашивает детей по кругу, обращая внимание на то, чтобы ответы не повторялись. При показе второй картинки первым отвечает следующий по кругу ребёнок, таким образом, у каждого из детей будет возможность начинать отвечать первым. Всего можно предлагать 5-6 картинок. Во время игры важно подчёркивать оригинальный ответ, поддерживать инициативу.
«Хитрые картинки»
(Старшая группа)
Дидактическая задача: Учить детей соотносить схематические изображения предметов с детальными.
Материал:В наборе домино 28 игровых карточек, на которых в различных сочетаниях помещены 7 картинок. 4 схематических изображения, соответствующих каждой картинке.
РУКОВОДСТВО: воспитатель раскладывает перед детьми карточки домино. Всё вместе разбирают, что изображено на карточках. Дети называют картинки и с помощью воспитателя находят соответствующие схемы для них. После этого воспитатель напоминает детям правила игры, в обычное домино, добавляя, что сейчас можно будет прикладывать друг к другу и одинаковые «обычные» картинки и одинаковые «хитрые». Картинки, и хитрую картинку к обычному рисунку того же животного.