Сунко Татьяна
Использование занимательных задач-головоломок в формировании представлений о форме предметов у детей-дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему : «Использования занимательных задач-головоломок в формировании представлений о форме предметов у детей дошкольного возраст»
Выполнила воспитатель : Сунко Т. А.
Развитие восприятия - это сложный процесс, который включает в себя усвоение детьми системы сенсорных эталонов, выработанных обществом, развитие умения пользоваться ими при анализе любого предмета окружающей среды и овладение способами обследования предметов.
При этом развитие ощущений и восприятия является необходимым фундаментом для формирования более сложных мыслительных процессов.
Публикация «Использование занимательных задач-головоломок в формировании представлений о форме предметов у детей-дошкольников» размещена в разделах
В своих трудах, педагоги - психологи такие как, Сеченов И. М, Запорожец А. В, Усова А. П, Васильева Т. Г, и др., рассматривали вопрос развития представлений у дошкольников о геометрических фигурах и формах, и были раскрыты некоторые пути формирования представлений о форме предметов. Однако вопрос эффективных методов развития представлений об эталонах формы у детей дошкольного возраста, остается актуальным
Формированию представления о форме предметов способствует знание детьми эталонов – геометрических фигур.
Задачей педагога при этом является формирование у ребенка умений узнавать в соответствии с эталоном (той или иной геометрической фигурой) форму разных предметов, уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других предметах, проводить интеллектуальную переработку, выделение в предмете наиболее существенных признаков.
В процессе ознакомления дошкольников с началами геометрии выделяется два аспекта: формирование представлений о форме предметов и геометрических фигур на сенсорной основе и формирование представлений о геометрических фигурах, их элементах и свойствах.
Познание геометрических фигур, их свойств и отношений расширяет кругозор детей, позволяет им более точно и разносторонне воспринимать форму окружающих предметов, что положительно отражается на их продуктивной деятельности (например, рисовании, лепке и другом, кроме того в дальнейшем это поможет более успешному обучению детей в школе, более легкому усвоению таких предметов, как геометрия, черчение.
Формирование представлений о форме предметов, их свойствах позволяет ребенку разносторонне воспринимать окружающий мир. Вопрос о выявлении наиболее эффективных методах развития представлений у дошкольников о форме геометрических фигур и создания оптимальных педагогических условий их усвоения является актуальным в условиях современного ДОУ.
Л. А. Венгером, С. А. Козловой и другими была доказана необходимость в управлении процессом познания, а З. М. Богуславская определила педагогические условия и особенности формирования системы знаний о геометрических фигурах, интересным и занимательным видом деятельности в формировании геометрических представлений у детей
В работе мы установили, что непременным условием развития детского математического творчества является обогащенная предметно-пространственная среда. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материалов, а также игры, занимательный математический материал. Основная цель использования занимательного материала - формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний. Непременным условием является применение воспитателем игр и упражнений для активного проявления познавательной самостоятельности у детей.
Мы установили, что основной задачей обучения детей старшей группы является закрепление системы знаний о геометрических фигурах. Детям даются известные им фигуры, и предлагают руками обследовать границы квадрата и круга, прямоугольника и овала и подумать, чем эти фигуры отличаются друг от друга и что в них одинаковое. Они устанавливают, что у квадрата и прямоугольника есть «уголки», а у круга и овала их нет.
Программой воспитания и обучения в детском саду предусматривается познакомить старших дошкольников с четырехугольниками. Для этого детям показывают множество фигур с четырьмя углами и предлагают самостоятельно придумать название данной группе.
Из анализа литературы мы установили, что на занятиях по формированию элементарных математических представлений такой материал включают в ход самого занятия или используют в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей.
Во внеучебное время занимательные математические игры наряду с другими воспитатель использует для организации самостоятельной деятельности детей, основанной на их интересе. Формы организации ребят разнообразны: игры проводятся со всем коллективом воспитанников, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий для игр, поддержании и развитии интереса, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы.
Дошкольники с большим желанием откликаются на предложения участвовать в играх с математическим содержанием. На успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызывать заинтересованность и познавательную активность детей. Мы выяснили, что загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т. д. В самом начале занятия в старшей и подготовительной к школе группах оправдывает себя использование несложных занимательных задач в качестве "умственной гимнастики".
Головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах, их преобразовании в средней, старшей и подготовительной к школе группах.
Таким образом, формирование познавательного интереса у дошкольников к математике успешно осуществляется в процессе использования занимательного математического материала. Это возможно при условии систематического использования занимательного материала как на занятии, так и в самостоятельной деятельности ребенка. При этом, взрослому важно обеспечить детскую активность и самостоятельность в процессе поиска решения.