Валерия Кияткина
Использование упражнения планка в игровой форме. Картотека игр-планок для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Физическое воспитание дошкольников – процесс, который, несмотря на обилие разнообразных методик, средств, игр и упражнений, накопленных педагогами предыдущих поколений, не стоит на месте, а, напротив, развивается и обновляется. Во многом этому способствует появление и внедрение в жизнь людей современных видов физической культуры и спорта. На мой взгляд, большое количество новых идей в области физического воспитания педагоги могут подчерпнуть из различных областей фитнеса (аэробика, йога, стретчинг, фитбол-гимнастика, упражнения на тренажерах, степ-аэробика, силовая и ритмичная гимнастика). Такое большое разнообразие средств физического развития предоставляет нам возможность решать различные задачи физического воспитания детей.
Публикация «Использование упражнения планка в игровой форме, Картотека игр-планок для дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Двигательная активность дошкольников сформирована таким образом, что определённые группы мышц получают меньше как динамической, так и статической нагрузки. Во время занятий по физкультуре, музыке, на прогулке, дети достаточно много перемещаются (ходят, бегают, прыгают и т. д.). Таким образом, мышцы нижних конечностей выполняют определённый объем работы, способствующий их общему развитию. Основная же «работа» мышц верхних конечностей и корпуса – поддержания тела в статичном положении сидя и движения в области мелкой моторики (на занятиях, во время приёма пищи, в свободное время между занятиями и после дневного сна).
Для того, чтобы несколько оптимизировать данный дисбаланс, я разработала и, впоследствии, ввела в процессе физического воспитания игры, которые направлены на развитие в большей степени мышц рук, плеч, а также спины и пресса, что помимо общего укрепления мышечных волокон, способствует улучшению осанки, так как основными мышечными группами, поддерживающими позвоночник, являются как раз спина и пресс.
Одним из самых распространенных и широко используемых упражнений для решения выше обозначенных задач – планка.
Планка - поддержание тела в статичном положении с опорой на верхние и нижние конечности. При выполнении данного упражнения в работу включается множество мышечных групп, но основная нагрузка в поддержании веса тела ложится на мышцы пресса, рук и спины.
При выполнении упражнения следует соблюдать определё нную технику:
- не допускать чрезмерного опускания/подъёма таза;
- стараться держать ноги вместе;
- удерживать пресс в напряжённом/«собранном» состоянии (для этого плечи стоит немного округлить, а нижние рёбра «подтягивать» мысленно к пупку).
Планка – физическое упражнение с огромнейшим количеством вариантов выполнения, каждый из которых может упрощать или усложнять работу, а также в определенной степени изменять саму форму данной работы.
Варианты изменения планки :
- уменьшение точек опоры;
- изменение положения тела относительно точек опоры;
- изменение уровня опоры (по высоте);
- изменение формата опоры (постановка ног или рук не на пол, а на другую, нестабильную поверхность);
- увеличение веса, который необходимо поддерживать в опоре на руках и ногах.
Упражнение планка стало для меня основой в составлении серии подвижных игр, которые можно применять как на занятиях по физической культуре, так и в группе.
Игры-планки – это подвижные игры, в которых играющие выполняют динамические действия и/или поддерживают статические положение в той или иной форме упора/ планки.
Данные игры можно проводить как до, так и после обеда (например, если есть продолжительный перерыв между занятиями в группе в первой половине дня). Целесообразно включать их в воспитательный процесс не более 2-3х раз в неделю, например в те дни, когда нет запланированной объёмной работы подвижного характера. Само проведение игры/ игр занимает 10-15 минут и обязательно должно включать в себя следующие элементы:
1) Разминка
2) Игра-планка
3) Заминка (растяжка и релаксация).
В разминке, которая проводиться в течение 2-3 минут, воспитатель должен помощь детям подготовить организм к предстоящей физической нагрузке, то есть «разогреть» мышцы, повысить скорость поступления к ним крови и кислорода, а, следовательно, увеличить эластичность мышечных волокон, мобилизовать суставы, улучшить их подвижность. Для этого в самом начале стоит выполнить несколько несложных функциональных движений на месте со средней интенсивностью (ходьба, бег, прыжки). Далее надо последовательно подготовить к работе шею, плечи, локти, запястья, позвоночник. Это достигается при помощи различных махов, вращений, поворотов, наклонов, подъёмов и опусканий рук и корпуса.
Когда организм ребят готов к двигательной активности, можно проводить игру (или несколько игр, если структура действий в них похожа). Педагог должен обязательно убедиться в безопасности того мета, где проводиться игра (убрать игрушки, стулья, другие предметы, которые могут задеть дети). Также, следует рассчитать количество играющих таким образом, чтобы им при необходимости хватало пространства для движений (возможно поделить детей на подгруппы).
После проведения игры, воспитателю следует помощь ребятам снять нагрузку и восстановиться. Для этого проводятся простые упражнения на растяжку и релаксацию, например:
- растяжка мышц плеч и спины в парах;
- растяжка мышц спины, рук и задней поверхности ног в положении сидя лицом друг к другу в парах;
- релаксация и растяжка в позах «Кобра», «Черепашка», «Гора»;
- растяжка рук в положении «Замок»;
- снятие напряжения с помощью упражнения «Неваляшка» (перекаты вперёд-назад в группировке).
Регулярно включение блоков физической активности с использованием игр-планок в режим дня дошкольника, способствует решению следующих задач:
- укрепление мышц верхних конечностей и корпуса;
- улучшение осанки за счет тренировки мышц спины и пресса;
- развитие силовых качеств детей;
- повышение общей выносливости организма;
- развитие ловкости, координации, баланса.
Примеры игр-планок : Тоннель, Брёвнышки, Перехват, Построй башню, Неправильный футбол, Собиратели.
Игры-планки благодаря своей нестандартности и новизне помогут привлечь внимание дошкольников к физической культуре как на занятиях, так и в свободное время; повысят их интерес к новым и необычным формам физической нагрузки. Такие «мини-тренировки» помогут разнообразить и повысить эффективность работы как инструктора по физической культуре, так и воспитателей и других специалистов ДОУ, которые смогут применять игры-планки в своей работе.
1. Тоннель
Дети становятся в шеренгу и ложатся на живот. По сигналу все игроки встают в упор лёжа (или в позу «горы», образуя «тоннель». Первый номер должен проползти под «тоннелем» и встать в упор лёжа в его конце. По сигналу воспитателя/инструктора следующий ползёт под тоннелем и т. д., пока в начале вновь не окажется первый номер. По ходу игры дети должны сдвигаться в ту сторону, откуда ползут участники, чтобы всем хватало места встать в упор после прохода в тоннеле.
2. Хлоп.
Соревнование пар. Дети встают в две шеренге, лицом к своему партнёру. По сигналу воспитателя они принимают упор лёжа. При команде «Хлоп!», дети должны хлопнуть партнёра по ладони. При команде «Правой взялись!», дети берут партнёра за правую руку и не отпускают до команды «Руки вниз!». Побеждает пара, которая простоит дольше всех.
3. Передача.
Дети встают в шеренгу и ложатся на живот. Рядом с направляющим стоит корзина с кубиками, а рядом с замыкающим – пустая. По сигналу воспитателя все игроки встают в упор лёжа. Направляющий достаёт кубик дальней от корзины рукой и ставит его перед вторым в шеренге и. т. д. Замыкающий складывает кубики в корзину. Если кто-то из игроков опускается на колени, а кубики ещё передаются – команда проигрывает.
4. Построй башню (усложнённый вариант «Передачи»)
Дети встают в шеренгу и ложатся на живот. Рядом с направляющим стоит корзина с кубиками. По сигналу воспитателя все игроки встают в упор лёжа. Направляющий достаёт кубик дальней от корзины рукой и ставит его перед вторым в шеренге и. т. д. Замыкающий из кубиков выстраивает башню. Если башня упадёт то того, как на ней окажется последний кубик (или при постановке последнего, команда проигрывает.
5. Перехват.
Соревнование в парах. По центру комнаты (ковра) в ряд расставлены кубики (др. игрушки). Игроки стоят в упоре лёжа, лицом друг к другу, по разные стороны от ряда кубиков. По сигналу воспитателя они начинают перемечаться в упоре боком, стараясь перехватить на свою сторону как можно больше кубиков. Побеждает тот, на чьей стороне будет больше предметов.
6. Уборка.
Соревнуется пара участников, либо команды из 2-3х человек. По центру комнаты обозначается линия, разделяющая стороны команд (можно положиться верёвочку). С каждой стороны от центральной линии разложены плоские кольца/обручи (2-3). На каждой половине разбросано равное количество кубиков, шариков или других игрушек небольшого размера. По сигналу воспитателя участники встают в упор лёжа и начинают перемещаться по своей половине комнаты, стараясь взять любую игрушку, которую надо переложить в обруч на стороне соперника. Побеждает та команда, у которой в обручах будет меньше предметов.
7. Собиратели (вариант игры «Уборка»).
Соревнуются две команды (от 2х до 4х участников в каждой). По комнате/залу разбросаны кубики (или другие небольшие предметы). На противоположных краях помещения расположены корзины, возле которых начинают игру команды. По сигналу «Приготовились!» игроки встают в упор на ладони и стопы. После команды «Начали!» команды стараются собрать как можно больше кубиков в свою корзину. Переносить за раз можно только один кубик. Побеждает та команда, у которой в конце игры будет больше кубиков в корзине.
8. Неправильный футбол.
Все участники выстраиваются в круг, ложатся на пол и встают в упор лёжа. Воспитатель закидывает в круг мяч, который дети должны руками пасовать друг другу. Задача игроков – сделать как можно больше передач до того, как мяч выскочит из кругу или воспитатель не остановит игру.
9. Горячая картошка по-новому.
Все участники выстраиваются в круг, ложатся на пол и встают в упор лёжа. Перед одним из участников ставится кубик. Под музыку дети передают кубик по кругу (ставят его перед соседом справа). Когда музыка остановится, участник, перед которым стоит кубик выбывает. Игра продолжается до тех пор, пока в кругу не останется 2-3 участника.
10. Брёвнышки.
Дети встают в шеренгу на небольшом расстоянии друг от друга и ложатся на живот. По сигналу воспитателя все участники встают в планку на локтях, а первый номер старается как можно быстрее перейти через всех участников и встать в планку в конце шеренги. Затем переходит второй номер и т. д., пока в начале вновь не окажется первый номер.
11. Зеркало
Дети встают в упор лежа в парах лицом друг к другу. Воспитатель последовательно даё т разные задания: «Смешно», «Страшно», «Грустно», «Весело»/ «Воробышек», «Щенок», «Котёнок». Дети в соответствие с заданием либо меняют выражение лица, либо издают заданный звук. Важное условие – обязательно смотреть в глаза напарнику. Выигрывает тот, кто дольше простоит в упоре.
12. Оживший мостик.
Дети встают в шеренгу на небольшом расстоянии друг от друга и ложатся на живот. В начале игры все участники встают в упор лёжа. Воспитатель затем даё т команды: «Мост без правой/левой ноги», «Мост без правой/левой руки», «Высокий/низкий мост», «Мост шатается», «Мост пополз вправо/влево». Завершается игра после команды «Мост упал» - дети ложатся на живот.
13. Полоса препятствий (гибрид игр Тоннель и Брёвнышки).
Дети встают в шеренгу на небольшом расстоянии друг и рассчитываются на «Первый/Второй», затем ложатся на живот. По сигналу воспитателя первые номера встают в упор лёжа, приподнимая таз (Тоннель, а вторые – в планку на локтях (Брёвнышки). Участники, начиная с направляющего поочерёдно преодолевают препятствия (такими же способами, как в предыдущих играх. Игра продолжается до тех пор, пока все участники в шеренге не пройдут препятствия.