Ирина Кузьмина
Фотоотчет занятия-экскурсии «Детские образы в живописи»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие – экскурсия «Детские образы в живописи»
Цель. Формирование у детей эмоционального отношения к детским образам, воплощенным на полотнах знаменитых художников.
Репродукции картин. И. Я. Вишняков «Портрет С. -Э. Фермор», А. А. Харламов «Мать и дочь», К. В. Лемох «Варька», Н. П. Богданов-Бельский «Дети на уроке», Б. М. Кустодиев «Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой»», Брайтон Ривьер «Сочуствие».
Словарь. Портрет, передний и задний план, эмоциональное восприятие.
Публикация «Фотоотчет занятия-экскурсии „Детские образы в живописи“» размещена в разделах
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» март 2018
Оборудование и материал Мультимедийный проектор, пустая рама, дидактическая игра «Собери картину», два стола.
Мотивационная ситуация. Богетная рама без картины для воспроизведения «Живого портрета»
Ход занятия-экскурсии. Помещение делится на галерейную зону с посадочными местами для детей и игровую зону.
Педагог приглашает ребят в игровую зону, рассаживает их на ковре вокруг рамы и предлагает рассказать о лежащем предмете. После ответов педагог подводит итог: В центре ковра лежит рама для картины, в настоящий момент она пустая, но если ее взять и поставить перед собой, то можно сделать живую картину – портрет. Портрет – это жанр изобразительного искусства, посвященный изображению человека или группы людей. Художников, писавших в этом жанре, называли портретистами. Тема нашей экскурсии «Детские образы в живописи». И я предлагаю перейти в галерейную зону для просмотра произведений.
Художник Иван Яковлевич Вишняков изобразил портрет Сары-Элеоноры Фермор – дочери графа Виллима Фермора. Согласно обычаям того времени юная графиня изображена, как взрослая девушка, в наряде придворной дамы. Роскошное платье в цвет её волос выписано художником с особой точностью. Причудливые переливы ткани, вышитые цветы, тонкое кружево на рукавах и мягкие складки на юбке хорошо видны каждому зрителю. Именно платье определяет позу девочки, тугой корсет держит осанку, пышная юбка делает движение рук плавными. Зачесанные назад волосы позволяют рассмотреть тонкие черты её лица: черные глаза и алые губы, высокий лоб и острый подбородок.
Парадный портрет Сарры написан на фоне каменного балкона с тяжелой драпировкой и колонной, с которого открывается вид на бескрайний простор. Колорит пейзажа поддерживает образ девочки, восходящее солнце- в цвет её губ, рассветное небо и два молодых деревца вторят её платью. Используя в портрете пейзаж, художник сделал восприятие образа юной графини лирическим и поэтичным.
Следующая картина принадлежит кисти художника Алексея Алексеевича Харламова. Взору зрителя предстаёт молодая женщина, держащая на руках девочку. Рассматривая их лица, можно увидеть поразительное сходство, которое указывает на то, что это мама и дочка. Живописцу удалось в двух образах рассказать, как начинается день в этой семье. Проснувшись, мама заглянула в детскую комнату и увидела, что дочка уже не спит: она, разговаривая с куклой, надела на себя носки и туфли. Желая дочке доброго утра, мама, поцеловав в обе щеки, взяла её на руки. Нежные взгляды мамы и дочки, их ласковые объятия говорят о безграничной любви. Не забыта и кукла: крепко прижатая к груди, она придает девочке образ маленькой мамы.
Похожий образ представлен на картине Карла Викентьевича Лемоха. Удобно расположивший на соломе девочка Варя играла с куклой. Босая, в красном платье в горошек, с косынкой на голове и бусами на шее, она разговаривала с куклой, будто она живая и все понимает, пока в сени кто-то не вошёл. Судя по взгляду девочки и по улыбке на её лице, этот человек ей хорошо знаком.
Вопрос детям: как вы думаете, кто это мог быть? После ответов педагог обращает внимание на то, что её одежда не такая торжественная, как на Сарре. Так одевали девочек в деревнях и сёлах.
Далее педагог просит детей перейти в игровую зону и поиграть в игру «Собери картину». Дошкольники делятся на команды и на столах собирарают репродукции И. Я. Вишнякова «Портрет Сарры- Элеоноры Фермор» и К. В. Лемоха «Варька».
Вопросы детям: сколько произведений получилось? Как называются эти картины? По окончании игры ребята возвращаются в галерейную зону и продолжают просмотр.
Педагог предлагает дошкольникам, рассмотрев групповой портрет художника Николая Петровича Богданова-Бельского, описать его. Выслушав детские рассказы, педагог делает обобщение.
Картина называется «Дети на уроке». Художник изобразил урок в сельской школе. Учеников всего шесть, сидят они за одним столом, учебники отодвинуты на край. Взгляды всех ребят устремлены в одну сторону: затаив дыхание, они слушают учителя. Художник оставляет зрителю домыслить, какой он – сельский учитель, и о чем он рассказывает своим ученикам. Может быть, это мужчина, и на уроке литературы он рассказывает об одном из русских писателей. По окончании уроков дети, вернувшись домой, расскажут родителям о том, чему научились. Вечером, выполнив домашнее задание, они лягут спать, а с наступлением нового дня вновь отправятся в школу.
Педагог напоминает ребятам о том, что скоро все они станут учениками и каждый день будут ходить в школу. И получать новые знания. Следующие две репродукции рассматриваются в сравнении. Педагог просит детей, глядя на произведения Бориса Михайловича Кустодиева «Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой» и английского живописца Брайтана Ривьера «Сочувствие», найти сходства и отличия. Выслушав ответы, педагог рассказывает о сюжетах обеих картин.
Художник Кустодиев изобразил свою дочь Ирину в день её рождения. Румяная, с блестящими глазами, в нарядном платье, она бегала по дому и принимала поздравления, до тех пор пока не пришло время позировать отцу. На протяжении нескольких часов Иришке надо было стоять на одном месте. В этом нелегком деле пригодилась поддержка четвероногого друга семьи. Хорошо обученная собака Шумка по команде «сидеть» приняла нужную позу. Показывая своим примером выдержку и воспитанность, пес не только помог живописцу написать портрет дочери, но и сам стал его героем. Когда работа над портретом закончилась, с картины смотрела Ирина, любимая папина дочка, и верный друг. Картину так и назвали – «Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой».
Автору удалось передать в портрете атмосферу праздника. Заранее купленное нарядное белое платье, забранные в хвостик волосы, подаренный букет цветов в цвет бантиков и весёлое настроение девочки говорят об ожидании этого дня, когда Иришке исполнилось четыре года.
И если это произведение вызывает радость, то сюжет следующей картины рождает грусть. Английский художник Брайтон Ривьер изобразил девочку, сидящую на ступенях дома. Её взгляд, устремленный вверх, и подпирающая подбородок рука указывают на печаль, которая охватила героиню. Она даже не заметила, что собака, желая ей помочь, села рядом и положила голову на плечо.
Педагог задает вопрос детям: зачем собака так поступила? Выслушав ответы, он обращает внимание на следующее: почему грустит девочка, неизвестно, но то, что собака ей сочувствует, - несомненно. Картина так и называется – «Сочувствие». Главный герой сюжета – это белый пес, в его позе хорошо видны любовь, понимание и сопереживание.
Изобразив собаку, художник показал преданность четвероногих друзей человеку. Когда Брайтон был ребенком, он очень любил животных и проводил много времени в зоопарке, делая наброски разных зверей. Став взрослым, живописец организовал у себя в студии целый зверинец, где наблюдал за поведением домашних животных, в том числе и собак. За всю творческую жизнь Б. Ривьер создал много картин с участием животных. Художников, рисующих зверей, называют анималистами.
Итог. По окончании экскурсии педагог предлагает подойти к репродукциям ближе и детально их рассмотреть. Во время просмотра рекомендуется задавать детям вопросы, направленные на активизацию эмоциональных проявлений:
1. Какой портрет у вас вызывает чувство радости, грусти?
2. 2. Почему?