Лучший педагог года

Подборка игр и тренингов по речевому развитию дошкольников

Татьяна Новоселова
Подборка игр и тренингов по речевому развитию дошкольников

Подборка игр и тренингов по речевому развитию дошкольников

Театральная студия «В гостях у сказки» детский сад № 230 ОАО «РЖД»

Педагог дополнительного образования Новоселова Т. З.

Известно, что голос – природный инструмент каждого человека. В дошкольном детстве важно создать условия для охраны и развития детского голоса. Пение, мелодекламация, специальные речевые игры способствуют развитию голоса, основой которого является правильное дыхание. Приведем в качестве примера описание нескольких упражнений, которые целесообразно использовать на занятиях театрализованной деятельностью.

Публикация «Подборка игр и тренингов по речевому развитию дошкольников» размещена в разделах

1. Упражнения на дыхание:

Сейчас мы проведем упражнение на дыхание. И разыграем звуковой спектакль «У бабушки в деревне», но прежде, чем мы начнем, постараемся запомнить, как будут говорить герои бабушкиной сказки:

Самовар: глубоко вдохнуть и медленно выдыхая произнести «пых»

Чайник: глубоко вдохнуть и медленно выдыхая произнести «пых. пых…пых.»

Большой филин глубоко вдохнуть,резко прерываясь выдохнуть и произнести «ух»

Маленький филин: глубоко вдохнуть, резко прерываясь, выдыхать и произносить «ух, ух, ух»

Волки: глубоко вдохнуть и выдыхая произнести звук «у-у-у».

Пчела: Вдохнуть и на выдохе произнести «ж-ж-ж» губы должны, то складываться в трубочку, то растягиваться в улыбку.

Комар: вдохнуть и на выдохе, произносить звук «з-з-з»

Эхо: глубоко вдохнуть и на выдохе произнести «Ты кто-кто-кто…»

Качаем малыша: вдохнуть и на выдохе произносить звук «а-а-а-а…»

Скрипят деревья: на выдохе произносить звук «и-и-и-…» Губы при этом растягиваются в улыбку.

Пьем чай: Втягивать воздух в себя и произносить «Фуп»

Звуковой спектакль «У бабушки в деревне» (упражнение на дыхание)

Как – то осенью приехали мы к бабушке в деревню. Бабушка усадила гостей за стол, поставила самовар. Самовар грелся, грелся и закипел: «пых, пых» (выдыхаем). А рядом с ним маленький чайничек: «пых-пых-пых» (выдыхаем). Бабушка налила гостям чай в кружки, а он горячий. Чтобы не обжечься, надо подуть: «фу» (выдыхаем). В доме комары летают «з-з-з…», но мы их не боимся и пьем вкусный чай «Фуп» (вдыхаем). Попили чай и пошли гулять. Пчелы на пасеке летают «ж-ж-ж». Шли, шли и пришли к большой горе. А на горе виднеется непонятный силуэт». Мы как крикнем громко «Ты кто?» А эхо нам в ответ. «Кто-кто-кто». Вдруг мы услышали вой волков «у-у-у». И решили пойти скорее домой. Пока шли до дома – наступил вечер, и бабушка велела нам идти спать. А чтобы мы поскорее уснули, бабушка спела нам колыбельную песню «А-а-а-а»

2. Упражнения на силу голоса:

1. «Звонок»

Педагог: Мы пришли домой, а там нас ждала мама. Подошли мы к двери и как нажмем на звонок… (Ма - ма – произнести четко, громко, как - бы выдавливая из себя голос)

2. «Муха»

Жужжать, будто рядом летает муха. Хватательным движением, как - бы, поймать муху и жужжание прекратить. Затем опять выпустить муху и начинать жужжать. При этом меняя силу голоса и воспроизводить жужжание мухи то громче, то тише. То совсем едва слышно.

3. «Многоэтажный дом»

Считать вслух от одного до десяти и обратно. Начинать шепотом, а потом произносить все громче и громче. Когда счет идет в обратную сторону, то начинать громко, а затем все тише и тише. На это упражнение можно придумать незатейливую историю, например:

В подвале одного дома жила-была маленькая мышка. Целыми днями она занималась хозяйством. Иногда залетала к ней муха и весело жужжала, летая по всему подвалу. Муха, то пролетала прямо над головой мышки «Ж-Ж-Ж-Ж-Ж…» (громко, то улетала далеко-далеко «Ж-ж-ж-ж.» (тихо,

Однажды мимо пролетала птичка. Она увидела мышку, которая заглядывала в окошко и очень удивилась: «Ты такая маленькая, а живешь в таком большом доме?». Мышка тоже удивилась и спросила6

«Разве мой дом большой? А сколько этажей в моем доме?». «Я не считала, - ответила птичка, но если хочешь, мы посчитаем вместе. Я полечу вверх и буду называть тебе номер этажа» Тут мышка забеспокоилась: «Ты, птичка, полетишь высоко, и я тебя могу не услышать». «Не беспокойся, мышка, чем выше я буду лететь, тем громче буду называть тебе номер этажа» - ответила птичка, улетела вверх и начала считать.

«Подвал» - шепотом

«ПервыЙ - тихим голосом

«Второй» - чуть громче

«Третий» - еще громче

И так далее до десятого этажа

И полетела птичка обратно к мышке. (Дети считают в обратную сторону, меняя силу голоса от громкого к тихому и шепоту)

Прилетела птичка и говорит: «Теперь ты знаешь, сколько этажей в доме, в котором ты живешь?» А мышка ответила птичке: «Спасибо тебе, птичка. Прилетай еще ко мне в гости, и мы с тобой еще посчитаем!»

3. Упражнение на развитие артикуляции

Детям предлагается скороговорка «Под топотом копыт пыль по полю летит». Нужно научиться произносить эту скороговорку четко и быстро, при этом менять силу голоса от тихого до громкого. Можно включить скороговорку в обыгрывание следующего сюжета.

Однажды сидела лисичка дома, а к ней в гости пришел волк. Сели они вместе у окошка и стали смотреть на улицу. И вот вдалеке послышался топот копыт. «Кто это постукивает?»- спросил волк. А лиса отвечает «Это скачут лошадки, они еще далеко, поэтому их не слышно. А когда лошадки начнут приближаться, то их топот станет громче. Потом лошадки проскачут мимо нас и ускачут. И их громкий топот будет становиться все тише и тише». Стали волк и лиса слушать и приговаривать «Под топотом копыт пыль по полю летит». Сначала они говорили шепотом, а потом все громче и громче. А когда лошадки проскакали мимо окна, стали приговаривать все тише и тише, а затем перешли на шепот.

(Для младшего возраста можно заменить скороговорку на цоканье языком)

4. Игры и упражнения на развитие словаря

Игра «Найди слово»

Эти игры способствуют не только развитию речи, но и быстрой реакции, сообразительности, памяти, внимания.

Вариант 1

Дети стоят в кругу, педагог в центре, держит в руках мягкий, легкий мяч. Педагог кидает мяч любому ребенку и одновременно называет слово. Ребенок ловит мяч, и кидая его обратно, отвечает словом (именем существительным) обозначающим предмет или объект, дополняющий по смыслу названное педагогом слово. (отвечать нужно быстро). Например:

Педагог : Дерево Ребенок: Птички

Небо Облака

Шкаф Вещи

Потолок Люстра

Голова Волосы

И так далее

Вариант 2

игра проводится так же как и в первом варианте, только дети отвечают используя определения к заданному слову (имя прилагательное)

Педагог: Дерево Ребенок: Большое

Небо Голубое

Кукла Красивая

И так далее

Вариант 3

Игра проводится так же, как и в предыдущих вариантах, только дети отвечают словом, обозначающим действие (глаголом)

Педагог: Дерево Ребенок: Растет

Комар Летит

Ухо Слышит

Солнце Светит

Ветер Дует

5. На координацию речи и внимания:

Ипподром:

Играющие сидят на стульчиках, спины держат прямо, руки лежат на коленях.

Вы знаете, что такое ипподром? (объяснить) Давайте представим, что мы на ипподроме.

Лошадки стоят на старте – руки на коленях

Лошадки скачут – хлопаем по коленям, цокаем языком.

Лошадки перепрыгивают через барьер – Ап, один хлопок

Лошадки перепрыгивают через двойной барьер – Ап, ап, два хлопка

Лошадки скачут по песочку – потираем ладони, шур,шур.

Лошадки скачут по камушкам – кулачками по груди а-а-а

Лошадки скачут по болоту – чвак - чвак, руками по коленям.

Лошадки приближаются к финишу – по коленкам, цокаем языком с убыстрением темпа.

Лошадки прибыли к финишу – Ух! Выдохнуть

Поздравляю вас мы вместе прибыли к финишу – все хлопают в ладоши.

Мы охотимся на льва:

В игре происходит быстрая смена ситуаций. Важно сохранить темп действий. Дети повторяют слова и действия за педагогом.

Мы охотимся на льва

Не боимся мы его – качают головой

У нас есть длинное ружье – руку вытянуть вперед

И каленый меч – руку, сжатую в кулак, сгибают в локте

Ой, а это что – ладонь козырьком ко лбу

А, впереди озеро! – руки в стороны

Под ним не проползешь – руки вниз

Над ним не пролетишь – руки вверх

Его не обойдешь – руки в стороны, покружились

Дорога напрямик - вперед рука, ладонью вверх

По озеру буль, буль – плавательные движения

Мы охотимся на льва

Не боимся мы его – качают головой

У нас есть длинное ружье – руку вытянуть вперед

И каленый меч – руку, сжатую в кулак, сгибают в локте

Ой, а это что – ладонь козырьком ко лбу

впереди болото – руки в стороны

Под ним не проползешь – руки вниз

Над ним не пролетишь – руки вверх

Его не обойдешь – руки в стороны, покружились

Дорога напрямик - вперед рука, ладонью вверх

По болоту чвак – чвак – показывают руками и ногами как тяжело идти по болоту.

Мы охотимся на льва

Не боимся мы его – качают головой

У нас есть длинное ружье – руку вытянуть вперед

И каленый меч – руку, сжатую в кулак, сгибают в локте

Ой, а это что – ладонь козырьком ко лбу

впереди горы – руки в стороны

А под ними не проползешь – руки вниз

Над ними не пролетишь – руки вверх

Их не обойдешь – руки в стороны, покружились

Дорога напрямик - вперед рука, ладонью вверх

По горам хоп-хоп – движения будто карабкаются по горам.

Закрыли глазки и потрогали, что это такое мягкое и пушистое. Может это лев? Побежали. Стоп, вы же говорили, что льва не боитесь.

ДОМ:

Педагог: Мы большой построим дом,

Заживем мы вместе в нем – дети собираются в хоровод

Детки собираются, двери закрываются – дети берутся за руки

Двери открываются –опускают руки

Сказка начинается

Тук-тук-тук! Тук-тук-тук! – стучат кулачком одной руки о другую

Кто стучится в гости вдруг – прикладывают руку к уху

Педагог: Может это зайки?

Дети: вот забавные ребята

Эти серые зайчата! –изображают ушки зайчиков

Шустро скачут по опушке – скачут

ИЗ травы видны их ушки.

Педагог: Мы большой построим дом,

Заживем мы вместе в нем – дети собираются в хоровод

Детки собираются, двери закрываются – дети берутся за руки

Двери открываются –опускают руки

Сказка продолжается

Тук-тук-тук! Тук-тук-тук! – стучат кулачком одной руки о другую

Кто стучится в гости вдруг – прикладывают руку к уху

Может это ежик?

Дети: Это я колючий еж,

Ты рукой меня не трожь – грозят указательным пальчиком

Быстро по лесу хожу –маленькими шажками на полусогнутых ногах.

А устану – посижу – садятся на пол.

Педагог: Мы большой построим дом,

Заживем мы вместе в нем – дети собираются в хоровод

Детки собираются, двери закрываются – дети берутся за руки

Двери открываются –опускают руки

Сказка продолжается

Тук-тук-тук! Тук-тук-тук! – стучат кулачком одной руки о другую

Кто стучится в гости вдруг – прикладывают руку к уху

Может косолапый мишка?

Дети: Я медведь косолапый,

У меня большие лапы –выставляют ладони перед собой

Я по лесу хожу

И малину ищу – ходят по всей комнате и ищут малину.

Вот какой чудесный дом,

В нем мы весело живем! – хлопают в ладоши.

Здесь приведена, лишь небольшая часть театральных тренингов, направленных на речевое развитие. На самом деле, любое занятие театрализованной деятельностью, способствует речевому развитию : инсценирование, сказки импровизации, театральные постановки.

Театр может стать прекрасным инструментом в коррекции и развитии речи, воспитании ораторских способностей, ведь все занятия проходят в игровой форме, а игру не зря называют восьмым чудом света! Разнообразные игры позволяют повысить эмоциональный тонус, снять напряжение, активизировать внимание детей, сделать их жизнь необыденной и увлекательной. Работа над театральными постановками позволяет создать условия для творческого взаимодействия детей и взрослых, ситуации равноправного партнерства.

Публикации по теме:

Система работы воспитателя по речевому развитию дошкольников (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества». В. А. Сухомлинский «Прежде всего, и главнейшим образом.

Дидактическое пособие по речевому развитию для дошкольников «Истории в картинах»Дидактическое пособие по речевому развитию для дошкольников «Истории в картинах» "У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл" цель:формировать умение составлять связный рассказ на основе последовательно.

Интегрированная НОД по познавательно-речевому развитию дошкольников для детей средней группы «Путешествие» с учетом ФГОС Программные задачи: 1. Учить детей различать на слух слова с определенным звуком. 2. Закреплять умение детей использовать в речи слова-обобщения.

Картотека пластических тренингов для дошкольников Пластические тренинги для дошкольников1. Ходим, как роботы, зажать тело, двигаются только отдельные некоторые части. 2. Летаем, как прозрачные.

Мастер-класс для родителей в форме СОД с использованием нетрадиционных форм работы по речевому развитию младших дошкольниковМастер-класс для родителей в форме СОД с использованием нетрадиционных форм работы по речевому развитию младших дошкольников Мастер- класс для родителей в форме СОД (дети, родители и воспитатель) с использованием нетрадиционных форм работы по речевому развитию.

Мастер-класс «Формирование доброжелательных отношений детей друг к другу с использованием игр-тренингов в режимные моменты» Все мы без исключения и конечно же родители хотим видеть своего ребёнка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми.

Обучение дошкольников речевому этикету Обучение дошкольников речевому этикету Воспитатель: Кельмяшкина Л. Ф. Правила этикета, в том числе и речевого, предусматривают гуманную.

Подборка тематических считалок Как мы знаем, считалка возникла в глубокой древности и играла серьезную роль, помогая людям распределять работу. В настоящее время детские.

Из опыта работы «Система работы воспитателя по речевому развитию дошкольников» (продолжение) В современных условиях требования к педагогу очень высоки, ведь воспитатель является главным действующим лицом в развитии личности ребенка.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ по речевому развитию дошкольниковСеминар-практикум для педагогов ДОУ по речевому развитию дошкольников Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. План.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подборка игр и тренингов по речевому развитию дошкольников
Опубликовано: 15 августа 2016 в 17:10
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД