Люба Кельмяшкина
Обучение дошкольников речевому этикету
▼ Скачать +Заказ
Обучение дошкольников
Воспитатель: Кельмяшкина Л. Ф.
Правила этикета, в том числе и речевого, предусматривают гуманную форму взаимодействия людей в типичных ситуациях общения (приветствие, знакомство, прощание, извинение, благодарность, просьба, комплимент, приглашение,
Публикация «Обучение дошкольников речевому этикету» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Речевой этикет, культура общения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Обучать детей речевому этикету целесообразно уже в дошкольном возрасте. Для этого надо выбирать уместную в определенной ситуации формулу речевого этикета и поэта ситуации формулу в активном словаре ребенка должны присутствовать «волшебные слова».
Дети достаточно свободно чувствуют себя в ситуациях приветствия и прощания. Там же, где требуется изложить просьбу, поблагодарить, извиниться они испытывают некоторые затруднения. И самое трудное для детей, это высказать друг другу комплимент, одобрение. Средством одобрения (внешности, ума, поступка, работы) является комплимент, то есть «любезные, приятные слова, лестный отзыв».
Лестный не значит льстивый, угодливый, восхваляющий. «Родственность слов» «лестный и льстивым нередко приводит к невольному переносу значения второго слова на первое. Но это не так поскольку «лестный объясняется как» содержащий похвалу, одобрение. Отсюда следует что, комплимент нельзя сравнивать с лестью. В комплименте содержится доля правды немалая.
В отборе речевого материала для обучения комплименту необходимо учитывать особенности ситуации общения и реальные потребности детей дошкольного возраста.
1. Одобрение внешности: Ты сегодня выглядишь замечательно. У тебя очень красивое платье.
2. Одобрение личностных качеств: Ты очень веселый (добрый, хороший, удивительный). Ты настоящий друг.
3. Одобрение деловых качеств: Ты хорошо (замечательно) строишь, лепишь, рисуешь, поешь. Для развертывания комплемента необходимо обучать детей использованию имен собеседников, нередко с ласкательным суффиксом (Анечка, Коленька, а также - в качестве формул одобрения – включению уточнений предметы похвалы (за счет этого смысл комплемента может менять направленность. Сравните например: Ты сегодня выглядишь замечательно, и глаза веселые и настроение хорошие.
Важнейшим условием обучения дошкольников средствам комплимента является создание в группе положительного эмоционального фона, дружеских взаимоотношений. Доброжелательные отношения между детьми и взрослыми - это то внутреннее состояние души, которое и становится содержанием словесных формул и вежливости.
Восприятие формул и выражений комплиментов организуется через чтение художественной литературы.
Например: «Азбука вежливости» автор Л. П. Васильева - Гангус, рассказы и сказки русских и зарубежных писателей. Детей знакомят с пословицами и поговорками, поддерживающими значение одобрительных, добрых слов.
«Ласковое слово - что весенний добрый день»
«Ласковое слово не трудно сказать»
«Добрые слова дороже богатства»
«Доброе слово - железные ворота открывает»
Для воспроизведения комплиментов важно найти такие способы обучения, которые побуждали бы дошкольников к многократному проговариванию разных выражений одобрения, сложившихся в русском речевом этикете, при этом это не должно вызывать потерю или снижение интереса. Таким требованиям отвечают игровые методы. Некоторые игры можно использовать на всех этапах работы с последовательным усложнениям.
Например, такие игры как «Эхо», «Митины загадки», «Гуси- лебеди», «Угадай». В игре «Вежливые отгадки» закрепляются умение находить слова для похвалы конкретному человеку.
Ход игры:
Дети становятся в круг, выбирается водящий, он встает в середину круга и закрывает глаза. Дети идут по кругу проговаривая слова:
Раз, два, три, четыре, пять
Постарайся угадать
Кто тебя сейчас похвалит
Комплимент тебе подарит.
С последним словом дети останавливаются, воспитатель дотрагивается рукой до одного из детей. Он быстро произносит похвалу, а водящий должен узнать кто же это сказал? Следить, что бы комплименты у детей не повторялись и не адресовывались одному и тому же ребенку.
Обучение дошкольников способам выражения комплимента приводит к качественным изменениям в характере общения детей друг с другом. Они становятся дружелюбнее реже наблюдаться отрицательные оценки в адрес товарищей по чаще случаи похвалы и одобрения. Уменьшается количество ссор и конфликтов, появляется стремление наладить контакты с помощью речи.